Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Последние несколько десятилетий общество как будто ждет конца света. Недостатка в поводах для апокалиптических настроений не было: проблема 2000-го года, предсказания древних майя о конце света в 2012-м году, третья мировая война, Большой Адронный Коллайдер, глобальное потепление.
В связи с этим, можно выделить основные факторы актуальности темы. Масс-медиа с удовольствием спекулируют на теме апокалипсиса. Подобные ситуации наблюдались во все времена: в Средние века в преддверии очередной круглой даты возрастали доходы церкви, а во время Карибского кризиса обогащались продавцы убежищ.
Эти страхи активно эксплуатируются и современной массовой культурой. В середине прошлого столетия после второй мировой войны и создания ядерного оружия тема возможного конца света встает крайне остро. Кроме того, к религиозным и мистическим прогнозам добавляются прогнозы ученых. Жанры апокалиптики и постапокалиптики становятся популярными.
Апокалиптика становится популярной в США. Каждый год в Америке создается огромное количество книг и кинофильмов в данном жанре, что имеет успех у зрителя.
Огромную популярность жанр постапокалиптики приобрел в США. Ежегодно в этой стране появляется масса новых фильмов и книг в жанре постапокалипсиса, которые имеют успех у зрителя и читателя.
Степень изученности темы. При написании работы были изучены многочисленные исследования И. В. Головачевой , Д. Голынко-Вольфсона , Р. Кастенмбаума . З. Фрейда , М. Г. Абрамса , Р. Веймана , И. Ялома ,
Известно, что З. Фрейд говорил: «…целью всякой жизни является смерть» . Часто мнение З. Фрейда относительно смерти оспаривалось его последователями (М. Клайн). Часто его оспаривали экзистенциалистки настроенные ученые (Э. Беккер) , которые говорили о том, что страх смерти - это наиболее фундаментальная движущая сила активности индивида и социума. Мысль Э. Беккера также поддерживает И. Ялом , который вслед за М. Клайн, О. Ранком , А. Адлером и другими был удивлен инверсией «первичностей» у З. Фрейда. И. Ялом, интегрируя свои наблюдения из практики и немногочисленные свидетельства других ученых, приходит к выводу, что детям интересна тема смерти, и данный интерес формируется в более раннем возрасте, чем принято думать. И. Ялом говорит о том, что переживания детей по поводу смерти оказывают сильное влияние на их последующее развитие - гораздо большее, чем переживания по поводу проблем сексуального характера, как считал З. Фрейд. Третий подход основан на эмпирически обоснованных данных и развивается в рамках теории социального научения (Р.Кастенбаум) . Здесь предполагается, что рассматриваемый страх - это итог научения и его следует анализировать к области общей концепции совладения человека с угрозами различного рода.
Р. Кастенбаум полагает, что сложности в понимании темы смерти начинаются не только из самой проблемы смерти, а из сложностей, которые формируются у человека по ходу его научения в возрастной эволюции. Одновременно с этим, регулярное исследование страхов, особенно страха смерти, всегда связано с определенными проблемами. Особенно важно рассмотреть проблему этики. Л. Н. Толстой писал о том, что «страх смерти всегда происходит в людях оттого, что они страшатся потерять свое собственное я, которое составляет их жизнь. Я умру и уничтожится мое я. Я же это мое то, что жило в моем теле столько-то лет» .
Источниковой базой являются книги зарубежных авторов , видеоматериалы.
Научная новизна работы заключается в исследовании особенностей эволюции американской культуры апокалипсиса.
Таким образом, объектом исследования является особенность эволюции американской культуры апокалипсиса. Предмет исследования -специфика культуры апокалипсиса в США Целью данной работы является рассмотрение специфики американской культуры апокалипсиса.
Задачи:
- рассмотреть жанра апокалипсиса и его эволюции;
- описать актуальности культуры апокалипсиса в американской культуре;
- изучить страх смерти как базовый страх человека;
- проанализировать смерть в американских фильмах об апокалипсисе;
- охарактеризовать темы «зомби», зомби в комедийных жанрах.
Хронологические рамки исследования включают период с второй половины XIX в. по настоящее время. Тема курсовой работы предопределила использования следующих научных методов: описание, сравнение, обобщение, контент-анализ.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
1 Жанр «апокалипсис» и его истоки. Актуальность культуры апокалипсиса в американской культуре
1.1 Эволюция термина «апокалипсис»
Понятие «апокалипсис» (от греч. apokalypsis — откровение) впервые упоминается в последней книге Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова», в которой есть пророчество о конце света. Книга содержит рассказ о событиях, которые предшествуют Второму Пришествию Иисуса Христа на землю. Описано, что будут происходит различные катаклизмы и чудеса. Например, описан огонь в небе, о том, что будут восставать мертвые и являться ангелы. В конце концов, апокалипсис приведет к концу неправедности, которой живут люди на земле. После такого наступит Армагеддон, что представляет собой конфликт между добром и злом. Мертвые будут оживлены, и Бог победит дьявола. Общество людей же восстановится заново и будет длиться вечно. Это и будет мирным Царством Бога. Последнее в Библии не описано. В книге также не описания относительно того, будет ли царство в Иерусалиме после того, как земля будет уничтожена.
О том, что апокалипсис будет, содержат многие части Священного Писания.
Эпизод, описывающий апокалипсис, есть и в Ветхом завете и выражен в Великом Потопе, который был наслан на землю как кара за жизнь неправедного характера. Но данный конец света переживает Ной и его семья. Бог повелевает Ною строить ковчег и спастись, чтобы потом заново населить Землю. Многие апокалиптические произведения содержат эту легенду. Как пример – фильм американского происхождения «Ной» 2017 года (кадры из фильма – приложение 1).
Библейская концепция в противовес циклу истории говорит о линейности развития мира, которому предречен конец. М. Г. Абрамс в статье «Апокалипсис: тема и вариации» сопоставляет сюжет с «завязкой – человеческим грехопадением, кризисом, и развязкой – Вторым пришествим Христа как царя и сменой прежнего мира на новый 1.
Откровение оказала колоссальное влияние на культуру Запада. Из этого мифа появляется представление о том, что существует что-то, что приводит землю к гибели. Человек современного западного мышления понимает все многогранно, и идея о конце мира от рук самого человека (например, придуманного оружия, катастрофы экологического масштаба) становится с каждым годом все популярнее.
Еще в XIX веке начинают печататься произведения о теме того, что будет происходит после наступления апокалипсиса. Популярной становится научная фантастика, когда действие разворачивается в мире, который уже пережил катастрофу.
Самыми возможными вариантами оружия или способа начала конца света в литературе, по мнению многих авторов:
1) Космическая угроза (например, падение астероида, нападение инопланетных существ).
2) Бунт самой земли (землетрясение, засуха, голод, катастрофа в экологии, потоп, потепление или похолодание).
3) Различные болезни и эпидемии (смертельные болезни, бесплодие, зомби-апокалипсис).
4) Угроза атомной войны во всем мире.
1.2 Американская культура апокалипсиса: специфика
Тема апокалипипса приживается в культуре именно США. И есть причины этого явления. США были участником холодной войны, которая в середине прошлого столетия дала стимул для популяризации жанра апокалипсиса. Последний стал не просто идеей религии, а реальным и действительным настоящим. К тому же, мысль об апокалипсисе часто существовала вместе с кальвинистской темой о предестинации. Последнее представляет собой учение, согласно которому Бог заранее предопределяет одних людей к спасению, а других – к смерти. Значит, когда человек рождается, его судьба становится решенной. Значит, мир, когда рождался, уже был предопределенным. Концепция также говорит о том, что Богу присуще всемогущество, а человек перед Богом ничтожен и не имеет силы .
Головачева И.В. пишет:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абрамс М.Г. Апокалипсис: тема и вариации / пер. с англ. Силаковой С. [URL]: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/46/apolak.html (дата последнего обращения: 21.04.2020)
2) Бороненко А.В. Особенности юмора в ирландской литературе 30-40-х годов XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Екатеринбург, 2012.
3) Вейман Р. История литературы и мифология. Очерки по методологии и истории литературы. М., 1975.
4) Головачева И.В. Эволюционные идеи в американской «культуре апокалипсиса» // Человек. – 2011. № 4. с. 82
5) Голынко-Вольфсон Д. Век живых мертвецов: XX столетие глазами зомби // Неприкосновенный запас. 2008. №6 (62).
6) Кутырев В.А. Смотрите, кто пришел... О конце сознания и начале мышления // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. 13. № 3. С. 46.
7) Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Москов. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000.
8) Толстой Л.Н. «Путь жизни» – М.: Эксмо, 2009
9) Санданов А.Б. В поисках американской идентичности: постапокалиптический фильм как новый вестерн // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурологи. Востоковедение – 2013. № 7 (108).
10) Фрейд З. Мы и смерть // Рязанцев С. Танатология. СПб. :Восточно-европейский ин-тут психоанализа, 1994.
11) Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия //Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.
12) Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.
13) Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008.
14) Becker E. The denial of death. N.Y.: Free Press, 1973.
15) Elkind D. Egosentrism in adolescence // Child Development. 1967
16) Kastenbaum R. Death fears and anxiety // Encyclopedia of Death. Ed. by R.Kastenbaum a. B. Kastenbaum . Phoenix (Ariz): Oryx Press, 1989.
17) Miller J. S. Horror spoofs of Abbot and Costello/ McFarland Publishers. USA, 2000