Фрагмент для ознакомления
2
труда, определенным образом зафиксирована и рассчитана на создание чего-либо ценного для общества, а именно – материальные вещи, информация, полезные обслуживающие действия, функциональные полезные эффекты, эстетические впечатления, общественное настроение, упорядоченное протекание общественных процессов и т.д.
Существует большое количество классификаций профессий, которые базируются на различных основаниях: отрасли народного хозяйства, степень развития психофизиологических функций, степени тяжести и т. д.
В нашей стране в 1996 году был создан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих, а также тарифных разрядов. Помимо этого, существует Международная стандартная классификация профессий, которая была создана совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ [3, с. 58].
Далее важно определить особенности такого понятия, как профессиональное самоопределение человека.
Рассмотрим наиболее четкую позицию, которая встречается у такого автора как Д. Сьюпер. Будучи автором теории профессионального самоопределения, он полагает, что удовлетворённость своей работой во многом зависит от того, насколько человек встречает адекватные возможности по реализации своих способностей, собственных интересов, а также свойств личности в той или иной профессиональной ситуации. Все перечисленное
в значительной степени определяется способностью личности играть роль, являющейся оптимальной на определённом этапе профессионального развития.
Одной из важнейших детерминант профессионального пути субъекта труда Д. Сьюпер определил представление субъекта о себе и о своей личности в целом– «профессиональная Я-концепция». Профессиональная «Я-концепция» развивается степенно, в процессе ролевой адаптации, на определённом этапе развития личности она начинает выполнять такие функции, как интегрирующая, объединяющая, стабилизирующая, ориентирующая человека в его развитии [3, с. 39].
С точки зрения профессионального самоопределения, Дж.Голланд (HollandJ.) разрабатывает похожую типологию личностей на основании того, что является предметом ориентирования для субъекта труда в своей деятельности. Так, он выделил 6 типов личности:
1) реалистический (ориентирован на манипулирование инструментами, механизмами);
2) исследовательский (ориентирован на поиск);
3) артистичный (ориентирован на самопрезентацию);
4) социальный (ориентирован на взаимодействие субъекта с людьми);
5) предпринимательский (ориентирован на оказание влияния на людей);
6) конвенциональный (ориентирован на манипулирование не только данными, но и информацией) [11, с. 40].
По мнению Голланда, одним из рассмотренных типов у человека должен быть доминирующий, однако в целом он способен приспосабливаться и использовать стратегии двух и более типов.
Низкие результаты, показанные молодыми людьми в определённой области, нежелание выполнять задачи, поставленные обществом или государством, часто являются следствием отсутствия мотивации к какой-либо деятельности. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, важно понимать, какие мотивы движут молодыми людьми.
В современной психологии существует множество методов и приёмов, позволяющих повышать мотивацию к определённой деятельности. Однако для того чтобы успешно использовать эти методы, психологу необходимо обладать соответствующими знаниями в области психологии, развивать в себе качества, которые позволят установить понимающие отношения с учащимися, а также регулярно повышать собственный профессионализм в выбранной области [16, с. 54].
Многие педагоги и психологи успешно использует различные теории мотивации, первые из которых появились ещё в античности. Современная психология также разрабатывает актуальные мотивационные концепции.
В настоящее время у представителей современного молодого поколения выявлены значительные перемены в жизненной мотивации. В большинстве случаев на первый план вышли прагматические ценности (профессиональный рост, финансовое благополучие, желаемое положение в обществе). Патриотические и морально-нравственные ценности приоритетными не являются. Для достижения материального блага допускается применение самых разных средств, включая асоциальные.
Согласно результатам коллективной монографии научных сотрудников НИИ КСИ СПбГУ «Молодые россияне», актуальными мотивами студентов являются следующие:
1. Получение качественного образования – 71%.
2. Получить хорошую работу – 55%.
3. Достичь высокого материального положения – 48%.
4. Сделать удачную карьеру – 41%.
5. Иметь крепкую семью – 36%.
6. Решить проблемы с жильём – 20%.
При данном анкетировании, объём выборки которого составил 1163 человека в возрасте 17 – 23 года, низкие показатели отмечены
в отношении следующих мотивирующих факторов:
- стать родителем – 14%;
- посвятить свою жизнь творчеству – 13%;
- получить дополнительную специальность – 12%;
- служить своей Родине – 9%;
- переехать в другое государство – 8% [11, с. 40].
В целом данное исследование показало, что представители молодого поколения настроены прежде всего на получение материальных благ и благоустройство в социуме.
Исследование выбора профессии в психологии непосредственно связано с изучением мотивов, которыми движет личность при выборе сферы деятельности.
В работах, посвящённым исследованию мотивации студентов при выборе профессии, большое внимание уделяется соответствию актуальных мотивов потенциальным возможностям испытуемых по их удовлетворению. То есть, при высоком уровне потенциальных возможностей по удовлетворению важнейших потребностей личности уровень профессионального самоопределения будет высоким, и наоборот: если возможности личности невысоки, а профессиональные потребности значительны, уровень профессионального самоопределения не может быть высоким.
Основные мотивы людей, влияющие на их профессиональный выбор, можно разделить на несколько групп:
1. Социально-экономические мотивы: желание принадлежать к определённому социальному слою (группе), иметь определённый достаток, занимать определённое место в данной группе, быть объектом признания, чувствовать внимание и уважение к своей персоне.
2. Мотивы познания окружающего мира и своего места в этом мире. Эти мотивы реализуются как посредством уже имеющегося культурного опыта личности, так и при ознакомлении с новыми, ранее неизвестными внешними характеристиками.
3. Мотивация к приобретению актуальных знаний, необходимых для социализации и осуществления важнейших целей личности, достижение которых приведёт к желаемой жизненной позиции.
4. Мотивация к получению образовательных компонентов. Образование является необходимым фактором успешности для молодого поколения.
5. Мотивация к становлению и совершенствованию уверенности в себе, которая позволяет преодолевать все трудности на пути к достижению важных жизненных целей. И чем больше трудностей преодолено, тем сильнее и увереннее в себе становится личность, а соответственно тем выше уровень её субъективного успеха.
6. Мотивация к развитым коммуникативным навыкам, от которых зависит успешность в установлении значимых отношений. Коммуникативные навыки при этом имеют большое значение в профессиональной реализации, поскольку прямо воздействуют на все значимые сферы жизни людей.
7. Мотивация к поддержанию внутренней целостности личности и её гармонии. Сформированная личность стремится сохранить свою устойчивость и развивать уже имеющиеся достоинства [12, с. 58].
Влияние данных мотивов на личность человека определяет уровень его профессиональной самореализации. Данные факторы, как правило, могут воздействовать на личность комплексно. Однако довольно часто отмечается преобладание какого-либо фактора, особенно значимого для человека в данный момент времени.
В психологическом консультировании по вопросам выбора профессии большое внимание уделяется такому понятию, как «профессиональный успех». При этом успешность профессионального выбора определяется как субъективная характеристика, поскольку данный фактор имеет различные критерии у разных людей, в отдельных случаях даже противоположные. Например, для одного человека работа школьным учителем является желаемой, и наличие данной работы вызывает ощущение успеха. При этом для другого человека работа учителем является негативным критерием его успешности, неудовлетворённости его финансовым положением и социальной ролью, что приводит к недовольству собой, а, следовательно, не приводит к субъективному успеху [30, с. 185]. Такая позиция в отношении рассматриваемого понятия свидетельствует о большом значении ценностных и смысловых ориентаций человека при определении его профессионального успеха или неблагополучия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Аргудяева Ю.В. Труд и быт молодежи. Москва, Мысль, 2003. – С.94.
3. Арон, И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 233-237.
4. Арон, И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению как основа субъектности профессионального выбора // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 282-289.
5. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). М.: МГУ, 1996. С. 11- 15.
6. Бугайчук, Т. В. К вопросу о профессиональной идентификации и профессиональном самоопределении студентов вуза // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. 2015. С. 22-25.
7. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. М.: издательский центр «Смысл», 2013. 486с.
9. Гараева, Л. Ф. Профессиональное самоопределение личности как предмет психологического исследования // Современная наука в системе ценностей мировой культуры. Современные концепции науки будущего. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 25-26.
10. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 2001. - С.142.
11. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
12. Григорян, Ф. Ф. Управление профессиональным выбором и профессиональным самоопределением учащихся // International scientific research 2017. Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 551-553.
13. Дидковская, Я.В. Роль профессиональной культуры в профессиональном самоопределении молодёжи // Социально-психологические проблемы формирования личности государственного служащего в современной России. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский институт; Российский государственный профессионально-педагогический университет; Уральский федеральный университет; Ответственный редактор: Б. Ю. Берзин. 2012. С. 74-77.
14. Егоров, В. В. Личностные особенности и их связь с профессиональным самоопределением // ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Сборник научных трудов. Магнитогорск, 2019. С. 182-187.
15. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2000. № 3. С.106-107.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 508 с.
17. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т.16, №2.
18. Кетько С.М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. М., 2005. 231 с.
19. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Смысл, 2004. – С.521.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 2001. – С.174.
21. Крючкова И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. М.: Авторский Клуб, 2015. 383 c.
22. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
23. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. Киев, 2003. 490 с.
24. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос, 2002. – С.418.
25. Никифоров, Г. С. Постановка проблемы психологического обеспечения завершения профессионального пути/ Г. С. Никифоров, Н. Е. Водопьянова, О. О. Гофман // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 3. С. 86-103.
26. Ников Г.П. Жизненное самоопределение как педагогическая проблема // Вопросы самоопределения личности и ее активности. - Уфа, 2005. – С.98.
27. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
28. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. 2003. № 9. С.40-44.
29. Окунькова, Е. В. Современные механизмы профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению молодёжи // ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 211-215.
30. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2002. 24 с.
31. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. СПб., 2001. 372 с.
32. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001. 234 с.
33. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек «Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии» // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 127 – 131.
34. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки)
35. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
36. Чистякова, С. Н. Теоретико-методологические основания подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 4 (20). С. 27-33.