Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Теория бюджетно – налоговой политики: виды, концепции, основные инструменты 5
1.1 Виды бюджетно – налоговой политики 5
1.2 Основные инструменты бюджетно – налоговой политики 7
1.3 Концепция бюджетно – налоговой политики 10
1.4. Меры направленные на повышение эффективности макроэкономического регулирования национальной экономики 13
Заключение 19
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время бюджетно-налоговая политика выступают важнейшим фактором развития бюджетной системы государства и одним из основных факторов общей системы экономического регулирования. В экономике Российской Федерации, несмотря на долгий период постоянного преобразования и реформирования налогового законодательства по-прежнему остается проблема формирования эффективной налоговой системы как главного фактора и важного условия формирования финансовой стабилизации, обеспечения стабильного экономического роста и формирования благоприятного социального климата. Современная налоговая политика зарубежных стран демонстрирует последовательную тенденцию использования налогов в качестве инструмента, способного обеспечить перераспределение ВВП в пользу наиболее главных, с точки зрения государства направлений развития экономики.
Любая бюджетно-налоговая представляет есть ничто иное как сложный, постоянно развивающиеся социальный феномен, который напрямую связан с текущим состоянием экономики государства. Налоговая политика государства изменяется под влиянием экономических, политических, экономических и социальных факторов. Так, происходит изменение роли налогов от простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства в основной регулятор всего воспроизводственного процесса.
Недопущение неплатежей в бюджет и уклонения от налогообложения возложено на налоговый контроль, эффективность осуществления которого во многом определяет нормальное функционирование налоговой системы и обеспечение стабильности доходной базы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законодательная система налогообложения в России на протяжении истории преобразовалась в трехуровневую налоговую систему с фискальной направленностью, которая слабо ориентирована на стабилизацию социальных условий населения и инвестиционную активность.
В условиях экономики на сегодняшний день является актуальным ввести в бюджетно-налоговую политику Российской Федерации изменения, которые бы позволили ей стать не только основным источником пополнения доходной части бюджета, но и эффективным инструментом влияния на социальное развитие государства и экономическую ситуацию в целом.
Объектом исследования является бюджетно-налоговая политики.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе реализации бюджетно-налоговой политики.
Цель работы заключается в исследовании бюджетно-налоговой политики и ее роли в макроэкономическом регулировании национальной экономики.
Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих задач:
-раскрыть виды бюджетно – налоговой политики;
-дать основные инструменты бюджетно – налоговой политики;
-рассмотреть концепцию бюджетно – налоговой политики;
-дать основные меры направленные на повышение эффективности макроэкономического регулирования национальной экономики.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе даны теоретические аспекты бюджетно – налоговой политики: виды, концепции, основные инструменты Во второй главе проведена расчетная часть по вариантам.
1. Теория бюджетно – налоговой политики: виды, концепции, основные инструменты
1.1 Виды бюджетно – налоговой политики
На сегодняшний день, такие ученые как Ю.В. Васильев [12] и И.В. Горский [13] выделяют такие виды бюджетно-налоговой политики, как:
-политика высоких налогов. При ее длительном применении уровень налогового бремени налогоплательщиков оказывается непомерно высоким, что в конечном счете отрицательно сказывается на экономике страны в целом;
-политика низких (разумных) налогов. Ее применяют, в первую очередь, для целей поддержки бизнеса, реального сектора экономики. Более низкие налоговые ставки также благополучно сказываются на инвестиционном климате государства;
-политика высоких налогов и вместе с тем значительного количества налоговых льгот и скидок. Несмотря на высокий уровень налогообложения такая политика обеспечивает достаточно высокий уровень социальных гарантий для налогоплательщиков.
В.В. Симонов [19] и А.В. Аронов [7] выделяют в свою очередь два вида бюджетно-налоговой политики к которым относятся:
1.Стимулирующая. Указанный вид политики проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Для этого государство используют:
-повышение государственных закупок товаров и услуг;
-снижение налогового бремени на предприятия;
-повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
Все эти меры ожидаемо приводят к увеличению спроса и как следствие, увеличивается выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
2. Сдерживающая. При таком типе бюджетно-налоговой политики экономика, наоборот, приводит к синдрому перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
-сокращение государственных расходов;
-увеличение налогов;
-сокращение трансфертов.
Данные меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Более интересна будет другая классификация бюджетно-налоговой политики, представленная в таблице 1.
Таблица 1
Виды бюджетно-налоговой политики
Фискальная политика
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
-изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
-изменение налоговой ставки;
-изменение трансфертных выплат Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
-контроль за процентом подоходного налога;
-косвенные налоги;
-трансфертные пособия
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране
Автоматическая налогово-бюджетная политика интересная тем, что одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Так, НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Ч.1, 2. [Электронный ресурс] / Режим доступа // http://base.garant.ru/10102515.htm.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru
3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru
4. Александров И.И. Налоги и налогообложение. / И.И.Александров. – М.: Дашков и К, 2016. – 405 с.
5. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебник: 2-е изд., перераб. / Под ред. Б.Х.Алиева. –– М.: Магистр, 2018. – 283 с.
6. Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Финансы, 2017. – 395 с.
7. Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование. / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Экономист, 2016. – 590 с.
8. Архипов А.И. Экономический словарь / Под ред. А.И.Архипова. – М.: Инфра-М, 2016. - 445 с.
9. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Финансы, 2017. -950 с.
10. Баруллин С.В. Теория и история налогообложения. / С.В.Баруллин. – М.: Экономистъ, 2016. – 319 с.
11. Большаков С.В. Бюджетная политика государства: Курс лекций. / С.В. Большаков. – М.: Книжный мир, 2018. – 170 с.
12. Васильев Ю.В. Налоговая политика России. / Ю.В. Васильев. - М.: Март, 2018. – 220 с.
13. Горский И.В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / И.В. Горский. - М.: Финансы и статистика, 2019. – 278 с.
14. Князев В.Г. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Пресс, 2017. 462 с.
15. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. / Л.Н.Лыкова. – М.: ИНФРА, 2017. – 322 с.
16. Лукьянова Н.Г. Налоговая политика. / Н.Г. Лукьянова // Налоговый вестник. – 2019. - № 10 . – С. 11-17.
17. Романовский М.В. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – СПб.: Питер, 2016. – 560 с.
18. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.Э.Сердюков,. – СПб.: Питер, 2017. – 640 с.
19. Симонов В.В. Бюджетно-налоговая политика России: Монография. / В.В.Симонов, - М.: Научный эксперт, 2016. — 208 с.
20. Черник Д.Г. Налоги и налогообложения: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М.: ИНФРА-М, 2016. – С.55.
21. Официальный сайт Министерства финансов России [Электронный ресурс] / Режим доступа // http://www. minfin.ru/
22. Официальный сайт государственного комитета статистики URL: https://gks.ru
23. Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL: https:nalog.ru