Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что влияние воспоминаний или памяти на поведение человека всегда было интересно ученым-психологам. Особенно эта тема стала популярна сегодня, когда общество столкнулось с тяжелыми последствиями экономического кризиса.
Наличие опыта или субъективных переживаний из прошлого и отношения человека к тем или иным событиям приводят к тому, что психика человека часто возвращается к ним. В результате человек переживает негативные ощущения, накапливает отрицательные эмоции и под действием этих эмоций начинает переживать различные негативные переживания, выражающиеся в неадекватной коммуникации с окружающим миром.
Психологи и физиологи давно отмечают, что человеческий мозг – это самый совершенный и в то же время самый сложный из существующих компьютеров. Мозг человека способен совершать множество сложных операций и хранить память об этих подсчетах.
Проблема состоит в том, что память – это не просто психический процесс, это целое сложное явление. Человеческая память сложно устроенное явление психики и физиологии мозга. Дело в том, что память человека имеет определенные пределы. Человек не может помнить все. С другой стороны важную информацию или информацию, которую человек постоянно использует запомниться очень хорошо. В дальнейшем такая информация будет плохо забываться. Однако по мере прохождения времени от момента запоминания из памяти будут стираться детали до тех пор, пока информация не забудется.
Говоря о поведении человека стоит заметить, что человек хранит в памяти эталонные образцы того или иного поведения референтных или важных людей, как правило родителей, в той или иной ситуации. Так же важно отметить, что поведение человек не является точной характеристикой способной охарактеризовать данного человека. Конечно, основываясь на поведении человека можно выделить людей с низким или высоким уровнем культуры. Однако основываясь на поведении дифференцировать тип темперамента человека нельзя, или эта оценка будет очень субъективной.
Цель настоящей работы – провести исследование связи количества и качества вспоминаемых событий с поведенческой активностью личности (на примере людей 25-30 лет).
Объект исследования – личность человека.
Предмет исследования – взаимосвязь вспоминаемых событий с поведенческой активностью личности (на примере людей 25-30 лет).
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования;
2. Выявить особенности взаимосвязи памяти человека и особенностей его поведения;
3. Провести исследование связи количества и качества вспоминаемых событий с поведенческой активностью личности (на примере людей 25-30 лет);
4. Выявить особенности количества и качества вспоминаемых событий и их связь с поведенческой активностью человека;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты работы памяти человека и ее влияния на поведение человека
1.1. Понятие о памяти человека
Большинство людей знакомы с тем, что им трудно забыть о каком-то досадном происшествии – даже спустя месяцы или годы. Но иногда бывает и намного хуже.
Память человека не идеальна. Со временем многие воспоминания затуманиваются, и в результате приходится приложить много усилий, чтобы вспомнить то, что когда-то человек хорошо знал или вернее помнил.
Но некоторые воспоминания остаются с человеком навсегда, и они такие же яркие, как будто всё произошло совсем недавно. Причины такой избирательности памяти до сих пор остается вопросом для психологов и медиков.
У психологов есть много теорий о свойствах человеческой памяти, некоторые из этих соображений являются невероятными и удивительными.
Рассмотрим свойства памяти человека [10-11].
1. Рассеянность.
Многие люди бывают рассеяны. Когда человек очень заинтересован каким-то одним делом, вполне вероятно, что он перестаёт обращать внимание на происходящее вокруг него. Так происходит потому, что внимательность самого человека ослаблена.
Когда человек полностью сосредоточен на чём-то одном, его мозг не может выделить ресурсы для запоминания второстепенных деталей. Примером этого является «ложная слепота» (она же – «слепота невнимания») – это когда человек не замечает, что что-то меняется, потому что слишком сосредоточен на чём-то одном.
Учёные полагают, что это связано с тем, что человеку нет необходимости запоминать рутинные моменты своей жизни, например, мытьё посуды или стирку одежды. Если бы люди всё это помнили, то их мозг был бы переполнен бессмысленными воспоминаниями, и в нём не осталось бы места для того, что действительно стоит запомнить.
2. На кончике языка [10].
Это чувство знакомо большинству людей – им кажется, что они вот-вот вспомнят нужное слово, но оно всё никак не вспоминается.
Иногда бывает наоборот: люди вспоминают какое-то слово, но никак не могут вспомнить, что оно означает. Иногда они даже могут вспомнить ненужные подобные предметы, но только не то, что они хотят вспомнить. Было также установлено, что явление «вертится на кончике языка» чаще встречается у пожилых людей.
Учёные считают, что когда люди что-то видят, они не сразу вспоминают всё, что связано с этим предметом, иначе мозг напоминал бы человеку о еде каждый раз, когда он видит тарелку.
Полезный совет, как справиться с этим: нужно попытаться вспомнить, из скольких слогов состоит нужное слово и как оно пишется. Иногда это отпечатывается в памяти лучше, и тогда человеку будет легче вспомнить, что он хотел сказать.
3. Эффект спящего.
С данным эффектом сталкиваются многие люди. Иногда человек может сообщить какую-либо информацию, будучи уверенным, что получил её из надёжного источника – и только потом понимает, что на самом деле это не так. Это называют «эффектом спящего». То есть человек запоминает информацию, но при этом ошибается по поводу того, откуда она появилась.
Примером этого является «эффект ложной известности». Он заключается в том, что если человеку покажут список имён, а на следующий день назовут какое-нибудь имя из этого списка, то этот человек подумает, что речь идёт о знаменитости. Это связано с тем, что человек не может вспомнить, где встречали это имя раньше, и полагает, что раз оно ему знакомо, то это должен быть кто-то известный.
4. Ложные воспоминания [11].
В фантастических фильмах, таких как «Начало» или «Вспомнить всё», в мозг человека внедряют воспоминания о событиях, которых на самом деле никогда не было. Однако этот фантастический сюжет имеет под собой вполне реальную основу. В реальности для достижения подобного результата вовсе не требуется никакого высокотехнологичного оборудования.
Фактически, всё, что требуется – это несколько бесед с человеком, который хочет внедрить нужные воспоминания своему собеседнику.
Психологи обнаружили, что после нескольких собеседований 20-40 процентов людей вспомнили и описали, как на родителей невесты во время свадьбы опрокинули чашу с пуншем, хотя на самом деле этого не было.
При соответствующих условиях люди даже могут давать ложные признания. Согласно выводам психологов Сола Кассина и Кэтрин Кечель, если «свидетель» заявлял, что видел, как человек что-то делал (в данном случае речь шла о сбое программы из-за нажатия на клавишу клавиатуры), то практически каждый из обвиняемых признавался в том, что это сделал он.
Тридцать пять процентов из них даже подробно описали, как это происходило. Это довольно сильно пугает, но особо беспокоиться не о чём. Внедрить в сознание можно только простые «воспоминания», более сложные или невероятные, как правило, отвергаются.
5. Стереотипы.
Просто удивительно, насколько стереотипы могут повлиять на текущие мысли или воспоминания человека. В реальности воспоминания постоянно искажаются в зависимости от убеждений и ценностей самого человека.
В ходе одного из исследований участникам показали списки с мужскими и женскими именами. Когда затем их попросили вспомнить какие-нибудь имена из списка, большинство названных имён были мужскими – хотя в списке мужские и женские имена присутствовали поровну.
Вред от таких стереотипов заключается в том, что они могут вызвать проблемы при проведении расследований.
Стереотипы могут не просто затрагивать воспоминания в целом, но и повлиять на то, как свидетели запомнили преступление. Основываясь на своих убеждениях и стереотипах, люди поневоле дают ложные описания преступника.
6. Память и время [10].
Известно, что со временем воспоминания исчезают. То, что человек считал когда-то важным, с течением времени теряет свои детали. В итоге человек может вспомнить основную тему, но не подробности.
Может показаться, что это плохо, но это не всегда так. Независимо от того, насколько эти детали казались человеку когда-то важными, ему не пригодятся в будущем воспоминания о том, кто именно присутствовал на праздновании его тринадцатилетия или шёл ли дождь в последний день учёбы в учебном учреждении.
Знаменитый психолог Герман Эббингхаус создал и опробовал «кривую забывчивости». Он решил, что сначала человек забывает быстро и много.