Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе массовая коммуникация обеспечивает передачу социально значимой информации, управляемой массами, потому что:
1. или выступает в массовой аудитории;
2. o распределены по массовым каналам;
3. или потребляется массовой аудиторией.
Массовая коммуникация является частным случаем социальной коммуникации, которую можно понимать как конкретную деятельность, благодаря системе социально значимых норм и оценок, моделей и правил коммуникации, принятых в этом обществе.
Что делает массовую связь массовой? Следующие ключевые особенности обычно определяются:
• посредничество в общении техническими средствами;
• отсутствие прямой обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;
• Социальная ориентация, социальная ориентация общения - не отдельные люди общаются друг с другом через средства массовой информации, а большие социальные группы.
Именно общение больших социальных групп делает принципиальное различие между массовым общением и межличностным общением, т.е. общение между людьми.
Сравнение массовой и межличностной коммуникации также основано на определении массовой коммуникации, используемом в популярном учебнике США как «процесс, в котором всесторонне организованный институт производит и отправляет с помощью одного или нескольких технических средств сообщения общей важности, которые должны быть большими, разнородными и Аудитория рассеялась в космосе «. Если люди участвуют в процессе межличностного общения, и этот процесс, даже при наличии технических средств посредничества (таких как телефон), является интерактивным, носит двусторонний характер и основан на постоянном мониторинге обратной связи, то мессенджер в массовой коммуникации является не отдельным человеком, а учреждением В социальном плане этот процесс является однонаправленным, поэтому прямой связи между производителем и получателем сообщений и его реализацией институционализированными посредниками (организациями, занимающимися исследованием получателей и предоставлением результатов своих измерений производителям сообщений) нет.
Следует обратить внимание на другие характеристики массовой коммуникации: публичность и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к СМИ; посредничество в контактах передающей и принимающей сторон; асимметрия (дисбаланс) отношений передающей и принимающей сторон; много получателей; влияние институциональных норм на отношения передающей и принимающей сторон.
Итак, под массовой коммуникацией мы подразумеваем некое социокультурное общение, реализуемое на уровне общества; процесс, в котором учреждения, специально организованные с помощью технических средств - средств массовой информации (пресса, радио, кино, телевидение) - производят и передают сообщения большой и рассеянной аудитории, чтобы влиять на оценки, мнения и поведение людей.
В процессе передачи информации важна не столько структура коммуникатора, сколько центр его деятельности, его цели и стремления. Степень, характер и степень влияния средств массовой информации на массовую аудиторию зависят от параметров коммуникаторов, содержания и формы представления передаваемых сообщений. В связи с этим особое внимание в современном обществе уделяется формированию установок, определяющих характер распространения и распространения информации. Процесс общения происходит не самопроизвольно, а для определенной цели, а стратегия коммуникаторов зависит от программы (политической, идеологической, образовательной, культурной), которая ими руководит.
Глава 2. Виды массовых коммуникаций, их развитие и взаимодействие
2.1 Этапы и развития СМК
Фундаментальные культурные изменения рождаются из изменений в ведущих типах общения. Канадский ученый М. Макклэн выделяет три этапа развития коммуникации. Это эпоха господства речи как средства общения. Затем, после изобретения печатного станка И. Гутенбергом, одобрение косвенного видения мира и торжества зрительного восприятия. Но изобретение Гутенберга меркнет перед разнообразием всех новых средств коммуникации и перед рождением нового компьютеризированного мира информационного века. Это эпоха синтеза «сотрудник-работник» и «наблюдатель» в результате победы электронной коммуникации.
Основная философско-методологическая установка М. Маклюэна заключается в том, что средства общения являются своего рода социальным кодом развития цивилизации. Изучение их принципов позволяет нам раскрыть ключ к развитию и основы построения цивилизации. М. Маклюэн выделяет 4 этапа эволюции средств массовой коммуникации: устный (дописьменный); письменный (рукописный); книгопечатный («Галактика Гутенберга») и электронный («Глобальная деревня»).
В соответствии с этими этапами эволюции существуют устные, письменные, типографские и электронные типы человеческой личности, а также ряд важных элементов, присущих любому обществу на разных этапах его развития. Это включает в себя способ общения, тип человеческой личности, менталитет, уровень развития искусства и науки, экономическую и политическую структуру.
Устная культура стабильна, традиционна. Его характеристиками являются эмоция, чувственность, живость восприятия, взаимопроникновение и слияние слов и действий («имплозия»); одновременность действий и реакций; метафорический стиль мышления, мифологический фольклор и магическое отношение; коллективизм; выявление и единство идеальных и материальных принципов в восприятии мира.
Письменный этап развития средств массовой коммуникации. Алфавит является систематическим средством общения на данном этапе эволюции. Язык, рукописные тексты и символы, которые определили начало развития цивилизации, служили основным способом передачи информации «рукописного типа». Здесь доминирует тактильное и визуальное восприятие мира.
Акцент сместился с слухового восприятия на визуальное понимание мира. Мы видим, что значение зрения и символов увеличивается; нарушается единство мифологической целостности мышления - происходит разделение на слово и дело. Мировоззрение отличается религиозностью и индивидуальностью.
Книгопечатный этап развития средств массовой коммуникации. Этот этап эволюции массовой коммуникации М. Маклюэном был назван «Галактикой Гуттенберга». Конечно, основным средством коммуникации на данном этапе эволюции является печать. Большое значение здесь имеют печатные тексты, визуальные коды, символы. «Типографский» (индустриальный) тип человека становится доступным для печатного слова, массовое распространение которого привело к формированию особого типа человеческой личности, порождающего соответствующие социальные отношения, экономику, науку, технику, культуру.
«Гарнитурный» менталитет человека характеризуется преобладанием визуального понимания мира; «Линейность» восприятия информации; распространение визуальных моделей мышления; критичность и абстракция мышления; формирование национальных языков и государств; усиление процессов фрагментации общества (специализация); индивидуализм; демократия.
Электронный этап развития средств массовой коммуникации. Данный этап развития средств массовой коммуникации получил у М. Маклюэна название «Глобальная деревня». Помимо печатных СМИ, основными средствами коммуникации являются электронные СМИ: телевидение, радио, телефон. Влияние телевидения на электронный тип человека помогает ему объединить черты предыдущих типов на основе улучшения зрительного восприятия мира.
Менталитет электронного человека характеризуется: мультичувствительностью и многоприсутствием; «Сферический», «мозаичный», абстрактность, критичность, самостоятельность и мифическое мышление; изменчивость и нестабильность ценностных ориентиров; тайна и универсальность значений; индивидуализм; жажда свободы слова и творчества; ослабление ценности традиционных институтов и отношений (семья, брак, образование, воспитание); демократия; раздробленность и специализация общественной жизни.
2.2 Основные виды СМК и их взаимодействие
С развитием массовой коммуникации появляются такие виды рекламы, как политическая коммуникация, связи с общественностью и журналистика. Журналистика, реклама и связи с общественностью являются родственными формами общения, но независимыми отраслями массовой коммуникации.
Реклама - это особая сфера массовой массовой коммуникации между рекламодателями и различными целевыми группами рекламных сообщений с целью активного влияния на эти целевые группы, что должно помочь в решении
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артемова В.Л. Массовая коммуникация и массовое сознание. Сборник научных статей, выпуск 4, Изд-во «Эксмо», 2006г.
2. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание. 2004г.
3. Борее В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., Эксмо 2006г.
4. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. — М., Изд-во «Наука»2005г.
5. Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания, Изд-во: Элитариум, 2005г.
6. Ершов В.В. Современное общество и коммуникативная семантика. – Томск, 2003г.
7. Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, Знание, 2004г.
8. Копьев В.В. Средства массовой коммуникации в контексте глобализации мировой экономики и развитие информационного пространства России, Изд-во: М., Научная книга, 2005г.
9. Коренной А. А. Массовая информация и общественное мнение молодежи. Киев. 2004г.
10. Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.
11. Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М.:АСТ,2003г.
12. Назаров М.М. Эффективность средств массовой коммуникации, Изд-во: М.: Знание, 2007.
13. Петрович А. Поговорим о информации, Изд-во: М.:АСТ, 2003г.
14. Почепцов Г. Г Коммуникативные технологии двадцатого века, М , 2002г.
15. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — М.; Киев, 2001.
16. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М., 2003.
17. Почепцов Г.Г.Эффективность средств массовой информации. Минск. 2003г.
18. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе: Учебное пособие.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, 2004
19. Роджерс К. Эмпатия, Психология эмоций. — М., 2002г.
20. Сергеев А.М. Коммуникации в культуре. — Петрозаводск, 2006г.
21. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учебное пособие. - СПб.: СПбГУП,1996
22. Терин В.П. Массовая коммуникация и ее исследования: формирование и развитие, МГИМО МИД РФ, Москва, 2000г.
23. Уилкокс Л. Эффективное взаимодействие со СМИ, Изд-во: Имидж-Контакт, 2004г.
24. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004г.
25. Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста: уч. пособие. СПб., 2003
26. www.rostovmama.ru канал, новости.
27. www.espi.ru/Content
28. www.medinfo.ru
29. Школа жизни.ру. Журнал вопросов и ответов.
30. Medicus.ru
31. newsru.com
32. www.aeterna.ru