Фрагмент для ознакомления
2
методов стимулирование занятости является организация оплачиваемых общественных работ .
Пособие по безработице выплачивается государством не за весь безработный период времени. Когда общий срок получения выплат по безработице не может быть больше 24 месяцев в течение 36 календарных месяцев. Чтобы ежемесячно получать денежные средства, необходимо в установленные сроки отмечаться на бирже труда. Лишь в течение 12 месяцев из 18– ти в каждом периоде (всего их два) можно получать оплату при условии, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не меньше 26 недель. Если человек, будучи безработным, не нашел работу во время первого периода, то он имеет право получать повторное пособие . Оплачиваемые общественные работы – это общедоступные виды трудовой деятельности, которые не требуют дополнительной профессиональной подготовки.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Оплачиваемые общественные работы организуются органами исполнительной власти субъекта РФ.
Общественные работы проводятся в организациях по договорам и призваны обеспечивать:
– реализацию потребностей организаций и территорий в выполнении сезонных и временных работ.
– сохранение мотивации к трудовой деятельности у лиц, которые имеют длительный перерыв в трудовой деятельности либо вообще не имеют опыта работы .
После того, как гражданина устраивают на общественные работы, он снимается с учета в центре занятости. Во время общественных работ гражданину выплачивается заработная плата. При отказе по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах выплата пособия по безработице может быть приостановлена до трех месяцев гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим квалификации, и гражданам, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.
Согласно Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, которые были признаны безработными в установленном порядке, вправе получить бесплатные услуги по профессиональной ориентации, подготовке, повышению квалификации, переподготовке по направлению центра занятости. В ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определены случаи направления безработного гражданина на подготовку, повышение квалификации или переподготовку.
К таким случаям закон относит:
– отсутствие у гражданина возможности найти подходящую работу в связи с отсутствием у него необходимой профессиональной подготовки.
– необходимость смены профессии, поскольку в настоящее время отсутствует работа, которая бы отвечала имеющимся профессиональным навыкам гражданина.
– если гражданин утратил способность выполнять работу по прежней профессии .
Профессиональное обучение безработного гражданина производится в образовательных учреждениях дополнительного и профессионального образования, в учебных центрах органов занятости и иных образовательных учреждениях, с которыми у органа занятости заключен договор. Данное обучение бесплатно для гражданина. Кроме того, согласно ст. 29 Закона о занятости населения в период обучения гражданину выплачивается стипендия, которая заменяет пособие по безработице. Направленным на профессиональное обучение гражданам стипендия будет назначена с первого дня их обучения.
Основанием для начала предоставления рассматриваемой услуги является обращение гражданина в центр занятости с соответствующим заявлением и анкетой либо с предложением работника центра. Если гражданин нерегулярно посещает занятия по неуважительным причинам или в случае его неуспеваемости размер стипендии может быть снижен на четверть на срок 1 месяц либо ее выплата моет быть прекращена на тот же срок . Соответствующее решение принимается органом службы занятости, который направил лицо на обучение.
Снятие с регистрационного учёта зарегистрированных граждан осуществляется в случае трудоустройства гражданина, длительной (более 1 месяца) неявки в учреждение занятости населения, осуждение к исправительным работам (или к наказанию в виде лишения свободы), отказа от посредничества государственного учреждения занятости населения, смерти гражданин.
2. Особенности социальной защиты безработных
2.1 Пособие по безработице
В условиях безработицы отсутствует работа, а, значит, отсутствует и трудовой доход у гражданина. Поэтому в такой ситуации очень важна помощь со стороны государства. Она может выражаться в социальной поддержке безработных граждан, в частности, в выплате им пособий и стипендий в период обучения новым профессиям.
Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации величина пособия, которая будет выплачиваться безработному зависит от следующих факторов:
1) был ли гражданин ранее официально трудоустроен;
2) какой период времени длилась его трудовая деятельность, и по какой причине она прекращена;
3) сколько времени прошло после ухода с работы;
4) в каком регионе проживает гражданин .
По общему правилу безработный получает пособие в зависимости от средней зарплаты по последнему месту работы. Но его сумма не может превышать максимального размера пособия .
При этом пособие будет начислено в процентах от средней заработной платы лишь при соблюдении следующих условий:
1) до увольнения гражданин проработал по трудовому договору не менее 26 недель в течение года;
2) с момента оставления работы не прошел 1 год. Пособие, начисляемое в процентах от зарплаты, выплачивается не более 1 года и с течением времени уменьшается. Так, в первые 3 месяца оно составит 75% от средней заработной платы, в дальнейшие 4 месяца безработный будет получать 60%, а остальные 5 месяцев – только 45%. Если при подсчете пособия в процентах от среднего дохода его размер получится ниже минимально допустимого, то безработному будет выплачиваться минимальная сумма –1500 рублей .
Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости определен в Постановлении Минтруда РФ.
Предусмотренные действующим законодательством размеры пособия по безработице позволяют сделать вывод о том, что оно мотивирует безработного к поиску работы. Представляется, что такой подход является правильным, так как государство заинтересовано в том, чтобы население было трудоустроено.
Таким образом, можно заключить, что система социальных гарантий по безработице находится в постоянном развитии, и в еще большей мере требует постоянного развития. С одной стороны, это объясняется сравнительно недавним существованием законодательства о занятости в Российской Федерации, с другой стороны, это обусловлено нынешней экономической ситуацией, как на внутреннем, так и на международном уровне.
Анализируя вышеизложенное, представляется целесообразным введение законодательного закрепления в коллективных договорах и соглашениях с сотрудниками ряда средних и крупных компаний (например, с долей собственности государства свыше 25%) дополнительных социальных гарантий по безработице при массовом высвобождении сотрудников данных компаний. Данная мера способствует обеспечению дополнительной социально-экономической поддержкой значительного числа представителей трудовых ресурсов, подверженных социальным рискам.
2.2 Практика социальной работы с безработными в учреждениях социальной защиты
Ключевой социально-экономической проблемой современной России многие годы остается безработица. Проблема рынка труда современной России заключается не в отсутствии работы как таковой, а в качестве существующих рабочих мест, появлении «работающих бедных» из-за низкого уровня оплаты труда. «Работающие бедные» - явление, укоренившееся в российской действительности: человек трудоустроен, но получает зарплату, не соответствующую его запросам. Стоимость рабочей силы не соответствует квалификации кадров. Эти и другие проблемы безработицы отражены в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
4. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3686.
5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
6. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст. 4849.
7. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.12.2019) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.
8. Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 № 216 (ред. от 09.04.2014) «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» // Собрание законодательства РФ, 24.04.2006, № 17 (2 ч.), ст. 1872.
9. Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы
«КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы
«КонсультантПлюс».
Материалы судебной практики
11. Постановление Конституционного суда РФ от 06.10.2015 г. №24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского» // Собрание законодательства РФ, 12.10.2015, № 41 (часть III), ст. 5726.
12. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 21.02.2018 № 75-КГ17-15 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы
«КонсультантПлюс».
13. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2013 по делу № 11-15141 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Апелляционное определение Московского областного суда от 23.07.2014 по делу № 33-16180/2014 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Научная литература
15. Боброва, Н. А., Сидоров, В. Н. Возврат незаконно полученного пособия по безработице в системе конституционной экономики / Н. А. Боброва, В. Н. Сидоров // Конституционализм и государствоведение. - 2017. - № 2. - С. 17 – 23.
16. Гейхман В. Л. Трудовое право учебник для прикладного бакалавриата / В. Л. Гейхман [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 382 с.
17. Гильтман, М. А., Обухович, Н. В., Токарева, О. Е. Влияние государственного регулирования рынка труда на регистрируемую безработицу / М. А. Гильтман, Н. В. Обухович, О. Е. Токарева // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2017. - № 4. - С. 51 – 76.
18. Дмитриев, М. Э., Золотарева, А. Б., Крапиль, В. Б. Направления оптимизации административных процессов (на примере службы занятости) / М. Э. Дмитриев, А. Б. Золотарева, В. Б. Крапиль // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2018. - № 1. - С. 7 – 28.
19. Лютов, Н. Л. Срочный трудовой договор как инструмент неустойчивой занятости: многократное перезаключение и возможность заключения с научно - педагогическими работниками / Н. Л. Лютов // Трудовое право в России и за рубежом. - 2018. - № 4. - С. 18 – 21.
20. Павловская, О. Ю. О проблемах правового регулирования трудовой занятости молодежи / О. Ю. Павловская // Вопросы трудового права. - 2017. - № 7. - С. 49 – 55.
21. Пескова, Д. Р., Россинская, Г. М. Взаимодействие теневой экономики и домохозяйств: особенности анализа нестандартной занятости и безработицы / Д. Р. Пескова, Г. М. Россинская // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 9. - С. 360 – 362.
22. Приступа, Е. Н. Социальная работа: теория и практика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2017. – 306 с.
23. Редькин, И. В. Инструменты контроля качества высшего юридического образования на современном этапе в соответствии с требованиями рынка труда / И. В. Редькин // Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 нояб. 2016 г.) : сборник научных статей. - М.: Статут, 2017. -С. 8 – 11.
24. Рыженков, А. Я., Мелихов, В. М., Шаронов, С. А. Трудовое право России : учебник для академического бакалавриата / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 426 с.
25. Рыженков, А. Я., Мелихов, В. М., Шаронов, С. А. Трудовое право: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 220 с.
26. Рыженков, А. Я. , Мелихов, В. М., Шаронов, С. А. Трудовое право: учеб. пособие для СПО / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 220 с.
27. Савина, С. В. О механизме установления МРОТ / С. В. Савина // Вопросы трудового права. - 2017. - № 3. - С. 18 – 26.
28. Серегина, Л. В. Основные направления (принципы) правового регулирования отношений в сфере содействия занятости и защиты от безработицы в конвенциях и рекомендациях МОТ / Л. В. Серегина // Право и экономика : междисциплинарные подходы в науке и образовании : XII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции : в 4 ч. Часть 4. - М.: Проспект, 2017. - С. 39 – 43.
29. Скачкова, Г. С. «Будущее сферы труда в России: правовые инициативы» (обзор научно-практической конференции) / Г. С. Скачкова // Государство и право. - 2018. - № 10. - С. 163 – 167.
30. Такмакова, Е. В. Классификация методов регулирования доходов населения / Е. В. Такмакова // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 7. - С. 297 – 298.
31. Холостова, Е. И., Климантова, Г. И. Социальная политика : учебник для академического бакалавриата / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 395 с.
32. Холостова, Е. И., Климантова, Г. И. Социальная политика: учебник для СПО / Холостова, Г. И. Климантова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 395 с.