Фрагмент для ознакомления
2
экономическими обстоятельствами отдельных лиц, бургомистров, торговцев и корпораций.
Средневековый шотландский парламент был перипатетическим и собирался там, где проживал монарх. Он встречался в бургских церквях, в том числе в Перте и в Сент-Джайлсе, Эдинбурге, в столицах, месте встреч местных советов бургов, а иногда и в королевских дворцах. Однако было некоторое беспокойство встретиться на нейтральной почве из-за боязни принуждения короны. Поместья в основном встречались в Эдинбурге с 1460-х годов и при царствовании Джеймса III. Но как только в 1639 году было завершено строительство здания парламента, было построено постоянное жилище, и местоположение парламента менялось лишь из-за случайных чрезвычайных ситуаций, например, когда он собирался в Сент-Эндрюсе зимой 1645, когда Эдинбург был поражен чумой.
2.2 Парламент как представительный и законодательный
орган Великобритании
Палата общин является одним из старейших и ведущих законодательных органов в мире, однако влияние системы постоянных консультативных комитетов в ней возросло не так давно. Система особых комитетов (созданная в 1979 году) представляет собой все более и более влиятельный механизм «наблюдения» за работой каждого ведомства и учета мнений законодателей.
В Соединенном Королевстве (Великобритания) в создании законодательной повестки дня доминирует правительство. То есть на обсуждение законопроектов, внесенных не правительством, выделяется очень мало времени: ежегодно проводится лишь 13 заседаний по пятницам (еже-годная сессия) на пленарном заседании Палаты общин. Хотя законопроекты, поданные не правительством (так называемые «депутатские законопроекты»), более многочисленны, вероятность их принятия в качестве законов гораздо меньше.
Акты Парламента являются законодательными актами. Парламентский суверенитет означает, что акты Парламента не могут быть отменены судом. Однако есть два исключения из этого общего правила. Во-первых, до тех пор, пока Великобритания не покинет ЕС, законодательство Европейского Союза имеет на ее территории преимущественную силу, поэтому, в случае конфликта между положениями акта Парламента Великобритании и положениями закона ЕС, применяется закон ЕС. Во-вторых, в соответствии с Законом «О правах человека», судебный орган Великобритании вправе заявить о несоответствии акта Британского Парламента международным обязательствам Великобрита-нии, принятым в рамках Европейской конвенции о правах человека, которую Великобритания исполняет в качестве государства-члена Совета Европы (1949 г.) и которая будет продолжать применяться после выхода Великобритании из ЕС (вступила в 1973 г.). В случае выявления несоответствия, закон Великобритании продолжает применяться, но ожидается, что Парламент предпримет шаги на законодательном уровне в целях устранения несоответствия.
Еще одна базовая особенность законодательного процесса заключается в том, что поправки в акты Парламента, являющиеся законодательными актами, могут быть внесены также лишь актом Парламента. Некоторые акты Парламента наделяют министров полномочиями вносить поправки в законодательные акты с целью принятия соответствующих положений. Однако делегированным законодательством, реализующим новый акт Парламента, иногда в существующие акты Парламента вносятся незначительные поправки, необходимые для реализации нового акта.
Разработка политики: Правительство готовит законопроекты для самых разнообразных целей: например, ежегодные законопроекты о бюджете, законопроекты для реализации программы партии или реагирования на чрезвычайные ситуации.
Зеленая книга: Министерство часто, но не всегда, публикует краткое описание альтернативных законодательных предложений и запрашивает замечания и предложения заинтересованных сторон, на подачу которых отводится 8-12 недель.
Белая книга: Министерство часто, но не всегда, публикует свое решение в отношении предложенного законопроекта с пояснениями в отношении политики.
Утверждение Кабинетом: Парламентский комитет по вопросам бизнеса и законодательства
8 Публикация в бумажном варианте доступна всем членам Парламента бесплатно и (за незначительную плату) представителям общественности, в свободном доступе есть в сети Интернет на вебсайте: www.gov.uk
Кабинета (PBL) проводит закрытое заседание, чтобы решить, какие законопроекты являются приоритетными и должны быть включены в законодательную программу правительства, объявляемую в ежегодной речи королевы (обычно в мае). С одобрения этого комитета Министерство может поручить экспертам-юристам государственной канцелярии Советника парламента по юридическим вопросам подготовить законопроект в соответствии с законодательными нормами четкости изложения, эффективности и соответствия действующему законодательству.
Органы Палаты: Канцелярия Советника парламента по юридическим вопросам может запрашивать конфиденциальную консультацию у органов Парламента (секретарей по вопросам законодательства при каждой палате) по любым аспектам парламентской процедуры, применимым к предлагаемому правительственному законопроекту.
Законопроект: В редких случаях (около 6 в год) правительство может публиковать10 полный текст законопроекта для изучения членами Парламента. Обычно, в связи с политической срочностью, правительственный законопроект вносится в Парламент, и процедура его принятия начинается сразу же, как только его разработка окончена.
Анализ особым комитетом Парламента: Когда законопроект опубликован, его могут направить на слушание заинтересованных сторон и консультативный доклад либо в специально назначенный объединенный комитет парламентариев, представляющих разные партии в обеих палатах, либо в один из особых постоянных консультативных комитетов (по вопросам обороны, образования, иностранных дел, здравоохранения, транспорта и т.д.).
Рассмотрение законопроекта:
Этапы прохождения законопроекта в парламенте
Правительство принимает решение, в какой палате начнется слушание правительственного законопроекта. Однако законопроекты по вопросам бюджета всегда начинают прохождение с Палаты общин: финансовые законопроекты о налогообложении и законопроекты о поставках и ассигновании средств, которыми утверждаются общие суммы расходов каждого Министерства. Вносить законопроекты имеют право только члены Парламента (а в Великобритании все министры являются членами либо Палаты общин, либо Палаты лордов).
Первое чтение: Каждый законопроект после первого чтения подлежит публикации. Законопроекты, принятые другой палатой (общин или лордов), проходят первое чтение во второй палате (лордов или общин), когда попадают туда.
Каждый правительственный законопроект сопровождают следующие материалы:
• Пояснительные записки, подготовленная министерством, где обычным языком четко представлена предыстория и содержание законопроекта;
• Оценка предполагаемого влияния законопроекта, проведенная Министерством;
• Оценка соответствия законопроекта Европейской конвенции по правам человека, проведенная Министерством для Объединенного комитета обеих палат Парламента по правам человека;
• Оценка предложений, заложенных в законопроект, в отношении передачи полномочий министрам по разработке вторичного законодательства или подзаконных актов, проведенная Министерством для особого комитета Палаты лордов по делегированию полномочий;
• Отчеты особых комитетов парламента, указанные в повестке дня пленарных заседаний или пояснительных записках к соответствующему законопроекту;
• Справка Службы библиотечных исследований Палаты общин (или Палаты лордов) (этот документ парламентарии считают наиболее полезным).
Второе чтение: Основные принципы законопроекта утверждаются во втором чтении после прений, на которые выделяют целый день (обычно 4-6 часов) на пленарном заседании, обычно через 2 недели после первого чтения законопроекта. Ответственный член парламента (член Палаты, который также является министром, в случае правительственного законопроекта) открывает прения и дает ответы на вопросы в конце прений, по окончании которых проводится голосование с занесением результатов в протокол. Однако есть четыре исключения.
1. Обычно в Палате лордов правительственные законопроекты во втором чтении проходят беспрепятственно.
2. В Палате общин правительственные законопроекты во втором чтении иногда проходят беспрепятственно.
3. В Палате общин большинство неправительственных законопроектов не получают решения во втором чтении, потому что прения по законопроекту во втором чтении не успевают завершиться до окончания пленарной сессии в пятницу после 5 часов прений максимум.
4. Второстепенные и не вызывающие споров законопроекты могут быть переданы на второе чтение для проведения прений в комитет Палаты
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Весь мир // Энциклопедический словарь. Минск, 2014. С. 55.
2. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Избранные произведения. М., 2015. С. 675.
3. Гарнер Д. Великобритания. Центральное и местное управление / Д. Гарнер; Пер. с англ. Н. А. Шульженко, В. Л. Энтина. – М.: Прогресс, 2017. 367 с.
4. Гунель М. Введение в публичное право. М., 2017. С. 97.
5. Гурович П. В. Всеобщая стачка в Великобритании 1926 года / П. В. Гурович. М.: Изд-во АН СССР, 2016. – 223 с.
6. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч 1 / Под общ. Ред. д.ю.н., проф. 2-е изд., стер. - М.: Норма, 2017. - 624 с.
7. Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 343 с.
8. Капитонова Н. К. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990–1997 гг.) / Н. К. Капитонова. М.: РОССПЭН, 2015. 143 с.
9. Ковлер А. И. Очерки по истории парламентаризма // Парламенты мира. М., 2018. С. 616.
10. Мокшин В. К., Ипатова Ю. Л. Трансформация политической власти в современной России // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 1. С. 63.
11. Осипова Е. В. Социология политической культуры Великобритании / Е. В. Осипова // Социологические исследования. 2018. – № 9. С. 134–145.
12. Политическая система Великобритании / Пер. с нем.; Предисл. и общ. ред. Н. С. Крыловой. – М.: Юрид. лит, 2016. – 381 с.
13. Эллиотт М. Великобритания: двухпалатный парламент, суверенитет и неписаная конституция // Сравнительное конституционное обозрение. – 2017. – №3. – С. 31.