Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из видов детской деятельности, прописанными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), является познавательно-исследовательская. Именно освоение данной деятельности предполагает формирование тех умений, которые могут быть определены как интеллектуальные. Формирование интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста реализуется, прежде всего, в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Развитие познавательной сферы состоит из двух базовых направлений: усвоение представлений, овладение познавательными, в том числе интеллектуальными, умениями. Д.Н. Богоявленский, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др. указывают на то, что интеллектуальные умения являются одним из показателей общего уровня умственного развития 5 человека. Данные умения являются условием повышения качества представлений и знаний личности, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей. В дальнейшем, если ребенок дошкольного возраста успешно овладевает интеллектуальными умениями, это способствует успешному обучению в школе.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования интеллектуальных умений дошкольников 6-7 лет и недостаточной разработкой возможностей такого средства как поисковая деятельность.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирование интеллектуальных умений детей в процессе естественнонаучного образования дошкольников с помощью метода сравнения.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Предмет исследования: Формирование интеллектуальных умений детей в процессе естественнонаучного образования дошкольников с помощью метода сравнения.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить представленность в современных исследованиях решение проблемы, определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) изучить сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений;
3) разработать и апробировать этапы и содержание работы с детьми 6-7 лет по формированию интеллектуальных умений в процессе естественнонаучного образования с помощью метода сравнения;
4) выявить динамику в уровне сформированности интеллектуальных умений у детей 6-7 лет
Глава 1. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений дошкольников в образовательном процессе
1.1 Сущность и структура интеллектуальных умений дошкольников
Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.
Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.
Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.
В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.
По словам Г. Айзенка, они выглядят как взаимосвязанные структуры, плавно вытекающие друг из друга и изменяющиеся с переходом от одного к другому. Проведем анализ каждого из них более подробно [1]. Биологический интеллект рассматривается как физиологические проявления умственной деятельности личности, такие как скорость реакции принятия решения и скорость мыслительной деятельности. Его компонентами является физиология, генетика и биохимия. Он может рассматриваться как основание последующих уровней интеллекта. Психометрический интеллект или IQ. Это особенность личности, позволяющая правильно выполнять и решать задания и проблемы. Исследуется всеми известными тестами IQ. В значительной степени зависит от основ биологического интеллекта, но также влияние имеют кросскультурные факторы, стиль воспитания в семье образование личности и ее социоэкономический статус. Последний - социальный интеллект. Он анализируется и рассматривается как концепция, включающую свой спектр и психометрический и биологический интеллект, и в работах Р. Стернберга он определяется, как способность наиболее быстро и эффективно адаптироваться к социальной среде. Влияние на него, оказывают, помимо вышеперечисленных аспектов: мотивация, опыт, образование, здоровье, личность, характер и темперамент, стратегии поведения даже питание и отношение к алкоголю. Если говорить об общем определении интеллекта, то это (от лат. Intellectus - понимание, познание) - общие способности человека к познанию, пониманию и разрешению стоящих перед ним задач и проблем. Понятие интеллект чаще всего объединяет все познавательные способности личности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, внимание [3]. Таким образом, можно рассматривать интеллект – как структуру, помогающую решать возникающие на протяжении всей жизни личности трудности с достаточной скоростью и точностью. То есть эти аспекты дают личности возможности к выживанию.
Уже в первых работах Айзенка проявилось его стремление не только наблюдать, но и измерять. Он считал, что в психологии имеет смысл количественно выражать все что угодно. За это коллеги прозвали Айзенка Термометром. Пытаясь понять, почему одни люди умные, а другие — не слишком, Айзенк начал искать способ измерения интеллекта. Так, он использовал тесты для определения умственного развития детей, предложенные в 1905 году Альфредом Бине (1857—1911) и Теодором Симоном (1873—1961). По тому, какой процент заданий решали дети, определялся их умственный возраст, который мог быть большим или меньшим, чем возраст биологический. В 1912 году немецкий психолог Вильгельм Штерн (1871—1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ), под которым он понимал отношение умственного возраста к биологическому, умноженному на 100.
Это понятие позволило характеризовать интеллектуальный уровень ребенка вне зависимости от его возраста и рассматривать его динамику. Последующее изучение возрастной динамики IQ показало, что у большинства детей с возрастом он существенно не меняется. Ганс Айзенк предложил использовать методику IQ для оценки интеллекта взрослых людей. При этом он переформулировал понятие коэффициента интеллекта: IQ по Айзенку — отношение правильно выполненных заданий к среднему числу заданий, правильно выполненных большой группой людей, умноженное на 100.
Интеллект как одно из базовых понятий, структур личности, связан со всеми остальными ее слагающими: темперамент, характер, жизнестойкость и пр. Каждая проблема и пути ее разрешения вызывают у личности субъективное переживание, которое может влиять на дальнейшее решение аналогичных задач, например, вызвать затруднение, ступор или полную невозможность решить и найти выход из затруднительного положения. Способность преодолевать и рефлексировать такие переживания называется жизнестойкостью
Ошибки тестирования детей с помощью IQ по Гансу Айзенку, большинство людей убеждены, что IQ это величина постоянная, поэтому не стоит разграничивать две задачи тестирования, которые мы можем условно назвать измерением умственных способностей и прогнозированием уровня умственных способностей. Но, к сожалению, наука доказывает обратное.
В этой области было проведено немало исследований, в том числе и классическое исследование Дирборна и Ротни, которое заключалось в том, что учёные наблюдали за результатами тестов определённой группы детей из года в год и анализировали изменения IQ. Учитывая, что в целом было проведено 30 подобных исследований, их результатам стоит верить.
Корреляция между тестом и повторным тестом обратно пропорциональна промежутку времени между двумя тестами.
В случае с правильно составленным, надежным тестом, каким, несомненно, является тест Стэнфорд-Бине, коэффициент корреляции между первым и повторным тестированием составит 0,95, если промежуток времени между ними не превысит недели.
Если со времени первого тестирования пройдёт год, то корреляция снизится до 0,91, через два года - до 0,87. С каждым дополнительным годом корреляция будет снижаться на 0,04 пункта, поэтому при перерыве между тестами в три года корреляция будет составлять 0,83, при перерыве в четыре года она составит 0,79, после десятилетнего перерыва коэффициент уменьшится до 0,55. Следует заметить, что коэффициент корреляции 0,55, слишком низок для того, чтобы использовать его для прогноза.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бавула Ю.Н. Разбор текущего понятия искусственного интеллекта и его текущего состояния / Современные научные исследования и разработки. 2018. № 10 (27). С. 141-142.
2. Баурова Ю.В. Составляющие понятия "эмоциональный интеллект" как фактора профессиональной успешности работника в информационном обществе / Бизнес и стратегии. 2017. № № 1 (06). С. 44-49.
3. Галиева И.И., Махиянова Г.М. Современные подходы к понятию эмоциональный интеллект / Аллея науки. 2018. Т. 5. № 10 (26). С. 440-443.
4. Гурджиян М.В. Русская философия о природе семьи и брака / Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 200-202.
5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.
6. Десфонтейнес Л.Г. Научные и житейские подходы к определению понятия "интеллект" / Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 50-53.
7. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие / под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1998. – 270с.
8. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина и др. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 111 с.
9. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М. : Педагогика, 1996. – 128 с.
10. Егоров П.Р., Егорова Г.Ф. Инклюзивное образование как целенаправленный процесс формирования, развития и социализации личности / Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 2 (02). С. 5-10.
11. Коновалова О.Г. Сформированность экономических понятий у обучающихся старших классов с нарушениями интеллекта / НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 163-166.
12. Коротков В.В., Тюкачёв Н.А. Вероятностные программы как форма представления понятий в системах искусственного интеллекта / Информатика: проблемы, методология, технологии сборник материалов XVIII международной научно-методической конференции: в 7 т.. Под редакцией Тюкачева Н.А., Воронежский государственный университет. 2018. С. 110-115.
13. Кудрявцева М.В., Катаева Н.А. Анализ сформированности понятий элементов геометрии у младших школьников с нарушениями интеллекта / Проблемы развития современной науки сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 207-210.
14. Кудрявцева М.В., Катаева Н.А. Исследование сформированности базовых понятий у первоклассников с нарушениями интеллекта (в рамках раздела математики "элементы геометрии") / Наука и образование в социокультурном пространстве современного обществаСборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2016. С. 49-55.
15. Левит Л.З. Вершина развития индивида: обобщение в рамках новой модели / Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 50-69.
16. Левит Л.З. Духовность как поиск, обнаружение и реализация внутреннего идеала / Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 103-104.
17. Лобанов А.П., Радчикова Н.П., Айсмонтас Б.Б., Воронова А.В. Эмоциональный интеллект: к проблеме операционализации понятия в контексте эмпирического исследования / Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2017.№ 7. С. 69-74.
18. Морхат П.М. К вопросу об определении понятия искусственного интеллекта / Право и государство: теория и практика. 2017. № 12 (156). С. 25-32.
19. Павлова С.Г. Внедрение фгос: социальное партнёрство как приоритетный целевой ориентир в организации интегративного образовательно-воспитательного пространства доу / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 802-804.
20. Погонина Е.А., Коваленко Е.В., Белимова А.А. К понятию социального интеллекта сотрудника полиции мвд россии / Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 2. С. 86-89.
21. Расходова И.А. Сравнительный анализ понятий мышление и интеллект на основе исследований российских и зарубежных ученых / The modern world: experience, problems and prospects materials of the I international research and practice conference. Scientific public organization “Professional science”. 2016. С. 18-27.
22. Рожнов А.В., Гречанюк Ф.А. К дискуссии о новых понятиях в сфере интеллекта: что есть "сверхискусственное"? / Нейрокомпьютеры и их применение Тезисы докладов. Под редакцией А.И. Галушкина, А.В. Чечкина, Л.С. Куравского, С.Л. Артеменкова, Г.А. Юрьева, П.А. Мармалюка, А.В. Горбатова, С.Д. Кулика. 2016. С. 21-23.
23. Ройзензон Г.В. Проблемы формализации понятия этики в искусственном интеллекте / Шестнадцатая Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2018 Труды конференции: в 2-х томах. 2018. С. 245-252.
24. Руденко С.В. К вопросу сопоставления понятий социального и эмоционального интеллекта / Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человекаМонография. Под общей редакцией А.В. Гордеевой, А.А. Кацеро, М.И. Яновского. Ростов-на-Дону, 2017. С. 64-77.
25. Рыбак Е.В., Андреева И.А. Становление понятия "эмоциональный интеллект" в психологиИ /: Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2017. С. 98-99.
26. Холодная М.А. Основные теоретические линии формирования понятия "интеллект": ретроспективный анализ / Разработка понятий современной психологии Сер. "Методология, теория и история психологии" Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. Москва, 2018. С. 214-244.