Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из видов детской деятельности, прописанными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), является познавательно-исследовательская. Именно освоение данной деятельности предполагает формирование тех умений, которые могут быть определены как интеллектуальные. Формирование интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста реализуется, прежде всего, в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Развитие познавательной сферы состоит из двух базовых направлений: усвоение представлений, овладение познавательными, в том числе интеллектуальными, умениями. Д.Н. Богоявленский, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др. указывают на то, что интеллектуальные умения являются одним из показателей общего уровня умственного развития 5 человека. Данные умения являются условием повышения качества представлений и знаний личности, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей. В дальнейшем, если ребенок дошкольного возраста успешно овладевает интеллектуальными умениями, это способствует успешному обучению в школе.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования интеллектуальных умений дошкольников 6-7 лет и недостаточной разработкой возможностей такого средства как поисковая деятельность.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирование интеллектуальных умений детей в процессе естественнонаучного образования дошкольников с помощью метода сравнения.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Предмет исследования: Формирование интеллектуальных умений детей в процессе естественнонаучного образования дошкольников с помощью метода сравнения.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить представленность в современных исследованиях решение проблемы, определить понятийно-категориальное поле исследования;
2) изучить сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений;
3) разработать и апробировать этапы и содержание работы с детьми 6-7 лет по формированию интеллектуальных умений в процессе естественнонаучного образования с помощью метода сравнения;
4) выявить динамику в уровне сформированности интеллектуальных умений у детей 6-7 лет
Глава 1. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений дошкольников в образовательном процессе
1.1 Сущность и структура интеллектуальных умений дошкольников
Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.
Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.
Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.
В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.
По словам Г. Айзенка, они выглядят как взаимосвязанные структуры, плавно вытекающие друг из друга и изменяющиеся с переходом от одного к другому. Проведем анализ каждого из них более подробно [1]. Биологический интеллект рассматривается как физиологические проявления умственной деятельности личности, такие как скорость реакции принятия решения и скорость мыслительной деятельности. Его компонентами является физиология, генетика и биохимия. Он может рассматриваться как основание последующих уровней интеллекта. Психометрический интеллект или IQ. Это особенность личности, позволяющая правильно выполнять и решать задания и проблемы. Исследуется всеми известными тестами IQ. В значительной степени зависит от основ биологического интеллекта, но также влияние имеют кросскультурные факторы, стиль воспитания в семье образование личности и ее социоэкономический статус. Последний - социальный интеллект. Он анализируется и рассматривается как концепция, включающую свой спектр и психометрический и биологический интеллект, и в работах Р. Стернберга он определяется, как способность наиболее быстро и эффективно адаптироваться к социальной среде. Влияние на него, оказывают, помимо вышеперечисленных аспектов: мотивация, опыт, образование, здоровье, личность, характер и темперамент, стратегии поведения даже питание и отношение к алкоголю. Если говорить об общем определении интеллекта, то это (от лат. Intellectus - понимание, познание) - общие способности человека к познанию, пониманию и разрешению стоящих перед ним задач и проблем. Понятие интеллект чаще всего объединяет все познавательные способности личности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, внимание [3]. Таким образом, можно рассматривать интеллект – как структуру, помогающую решать возникающие на протяжении всей жизни личности трудности с достаточной скоростью и точностью. То есть эти аспекты дают личности возможности к выживанию.
Уже в первых работах Айзенка проявилось его стремление не только наблюдать, но и измерять. Он считал, что в психологии имеет смысл количественно выражать все что угодно. За это коллеги прозвали Айзенка Термометром. Пытаясь понять, почему одни люди умные, а другие — не слишком, Айзенк начал искать способ измерения интеллекта. Так, он использовал тесты для определения умственного развития детей, предложенные в 1905 году Альфредом Бине (1857—1911) и Теодором Симоном (1873—1961). По тому, какой процент заданий решали дети, определялся их умственный возраст, который мог быть большим или меньшим, чем возраст биологический. В 1912 году немецкий психолог Вильгельм Штерн (1871—1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» (IQ), под которым он понимал отношение умственного возраста к биологическому, умноженному на 100.
Это понятие позволило характеризовать интеллектуальный уровень ребенка вне зависимости от его возраста и рассматривать его динамику. Последующее изучение возрастной динамики IQ показало, что у большинства детей с возрастом он существенно не меняется. Ганс Айзенк предложил использовать методику IQ для оценки интеллекта взрослых людей. При этом он переформулировал понятие коэффициента интеллекта: IQ по Айзенку — отношение правильно выполненных заданий к среднему числу заданий, правильно выполненных большой группой людей, умноженное на 100.
Интеллект как одно из базовых понятий, структур личности, связан со всеми остальными ее слагающими: темперамент, характер, жизнестойкость и пр. Каждая проблема и пути ее разрешения вызывают у личности субъективное переживание, которое может влиять на дальнейшее решение аналогичных задач, например, вызвать затруднение, ступор или полную невозможность решить и найти выход из затруднительного положения. Способность преодолевать и рефлексировать такие переживания называется жизнестойкостью
Ошибки тестирования детей с помощью IQ по Гансу Айзенку, большинство людей убеждены, что IQ это величина постоянная, поэтому не стоит разграничивать две задачи тестирования, которые мы можем условно назвать измерением умственных способностей и прогнозированием уровня умственных способностей. Но, к сожалению, наука доказывает обратное.
В этой области было проведено немало исследований, в том числе и классическое исследование Дирборна и Ротни, которое заключалось в том, что учёные наблюдали за результатами тестов определённой группы детей из года в год и анализировали изменения IQ. Учитывая, что в целом было проведено 30 подобных исследований, их результатам стоит верить.
Корреляция между тестом и повторным тестом обратно пропорциональна промежутку времени между двумя тестами.
В случае с правильно составленным, надежным тестом, каким, несомненно, является тест Стэнфорд-Бине, коэффициент корреляции между первым и повторным тестированием составит 0,95, если промежуток времени между ними не превысит недели.
Если со времени первого тестирования пройдёт год, то корреляция снизится до 0,91, через два года - до 0,87. С каждым дополнительным годом корреляция будет снижаться на 0,04 пункта, поэтому при перерыве между тестами в три года корреляция будет составлять 0,83, при перерыве в четыре года она составит 0,79, после десятилетнего перерыва коэффициент уменьшится до 0,55. Следует заметить, что коэффициент корреляции 0,55, слишком низок для того, чтобы использовать его для прогноза.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бавула Ю.Н. Разбор текущего понятия искусственного интеллекта и его текущего состояния / Современные научные исследования и разработки. 2018. № 10 (27). С. 141-142.
2. Баурова Ю.В. Составляющие понятия "эмоциональный интеллект" как фактора профессиональной успешности работника в информационном обществе / Бизнес и стратегии. 2017. № № 1 (06). С. 44-49.
3. Галиева И.И., Махиянова Г.М. Современные подходы к понятию эмоциональный интеллект / Аллея науки. 2018. Т. 5. № 10 (26). С. 440-443.
4. Гурджиян М.В. Русская философия о природе семьи и брака / Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 200-202.
5. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.
6. Десфонтейнес Л.Г. Научные и житейские подходы к определению понятия "интеллект" / Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 50-53.
7. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие / под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1998. – 270с.
8. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина и др. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 111 с.
9. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М. : Педагогика, 1996. – 128 с.
10. Егоров П.Р., Егорова Г.Ф. Инклюзивное образование как целенаправленный процесс формирования, развития и социализации личности / Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 2 (02). С. 5-10.
11. Коновалова О.Г. Сформированность экономических понятий у обучающихся старших классов с нарушениями интеллекта / НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 163-166.
12. Коротков В.В., Тюкачёв Н.А. Вероятностные программы как форма представления понятий в системах искусственного интеллекта / Информатика: проблемы, методология, технологии сборник материалов XVIII международной научно-методической конференции: в 7 т.. Под редакцией Тюкачева Н.А., Воронежский государственный университет. 2018. С. 110-115.
13. Кудрявцева М.В., Катаева Н.А. Анализ сформированности понятий элементов геометрии у младших школьников с нарушениями интеллекта / Проблемы развития современной науки сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 207-210.
14. Кудрявцева М.В., Катаева Н.А. Исследование сформированности базовых понятий у первоклассников с нарушениями интеллекта (в рамках раздела математики "элементы геометрии") / Наука и образование в социокультурном пространстве современного обществаСборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2016. С. 49-55.
15. Левит Л.З. Вершина развития индивида: обобщение в рамках новой модели / Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 50-69.
16. Левит Л.З. Духовность как поиск, обнаружение и реализация внутреннего идеала / Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 103-104.
17. Лобанов А.П., Радчикова Н.П., Айсмонтас Б.Б., Воронова А.В. Эмоциональный интеллект: к проблеме операционализации понятия в контексте эмпирического исследования / Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2017.№ 7. С. 69-74.
18. Морхат П.М. К вопросу об определении понятия искусственного интеллекта / Право и государство: теория и практика. 2017. № 12 (156). С. 25-32.
19. Павлова С.Г. Внедрение фгос: социальное партнёрство как приоритетный целевой ориентир в организации интегративного образовательно-воспитательного пространства доу / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 802-804.
20. Погонина Е.А., Коваленко Е.В., Белимова А.А. К понятию социального интеллекта сотрудника полиции мвд россии / Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 2. С. 86-89.
21. Расходова И.А. Сравнительный анализ понятий мышление и интеллект на основе исследований российских и зарубежных ученых / The modern world: experience, problems and prospects materials of the I international research and practice conference. Scientific public organization “Professional science”. 2016. С. 18-27.
22. Рожнов А.В., Гречанюк Ф.А. К дискуссии о новых понятиях в сфере интеллекта: что есть "сверхискусственное"? / Нейрокомпьютеры и их применение Тезисы докладов. Под редакцией А.И. Галушкина, А.В. Чечкина, Л.С. Куравского, С.Л. Артеменкова, Г.А. Юрьева, П.А. Мармалюка, А.В. Горбатова, С.Д. Кулика. 2016. С. 21-23.
23. Ройзензон Г.В. Проблемы формализации понятия этики в искусственном интеллекте / Шестнадцатая Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2018 Труды конференции: в 2-х томах. 2018. С. 245-252.
24. Руденко С.В. К вопросу сопоставления понятий социального и эмоционального интеллекта / Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человекаМонография. Под общей редакцией А.В. Гордеевой, А.А. Кацеро, М.И. Яновского. Ростов-на-Дону, 2017. С. 64-77.
25. Рыбак Е.В., Андреева И.А. Становление понятия "эмоциональный интеллект" в психологиИ /: Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2017. С. 98-99.
26. Холодная М.А. Основные теоретические линии формирования понятия "интеллект": ретроспективный анализ / Разработка понятий современной психологии Сер. "Методология, теория и история психологии" Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. Москва, 2018. С. 214-244.