Фрагмент для ознакомления
2
Заработная плата работников и порядок ее начисления в учреждениях бюджетной сферы должен соответствовать положениям, утвержденным в первую очередь в Трудовом кодексе. Основные положения данного нормативного акта содержат сведения о государственных гарантиях оплаты труда, в том числе и работников бюджетной сферы. Трудовой кодекс в своих положениях документально закрепляет ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства и других законов, содержащих трудовые нормы, состав коллективных договоров и соглашений, в том числе компенсацию за ущерб работнику на рабочем месте, когда он страдает профессиональным заболеванием, а также соблюдение государственной гарантии, которая регламентирует условия выплаты заработной платы, Налоговый кодекс, в котором содержатся положения, регулирующие удержания налога с дохода физических лиц и другие нормативно-правовые акты, содержащие в себе аспекты трудового законодательства.
Локальным нормативным актом, регулирующим начисление заработной платы в бюджетных учреждениях, является коллективный договор, в котором содержатся данные о размере и условиях стимулирующих выплат для всех категорий работников.
С учетом большого числа федеральных законов, местных законов и коллективных договоров, касающихся правового регулирования заработной платы, требуется постоянный пересмотр и совершенствование законодательства в области оплаты труда. В то же время следует учитывать ситуацию в Российской Федерации, инфляцию, прожиточный минимум и другие важные сферы.
Синтетический учет начисления заработной платы в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с утвержденными нормативными актами, согласно которым начисление заработной платы в бюджетных учреждениях осуществляется на счете 030211000 «Расчеты по заработной плате». Также для учета начисления заработной платы в бюджетных учреждениях применяются следующие коды КОСГУ:
- 211 - «Заработная плата», куда включаются расходы на выплаты по заработной плате по договорным обязательствам, также по данному коду отражаются удержания из заработной платы;
- 212 - «Прочие выплаты»: сюда относятся выплаты компенсационного характера, например, командировочные расходы, расходы по использованию личного автомобильного транспорта;
- 213 – пособия, выплачиваемые работникам за счет средств ФСС.
Таким образом, вопросы оплаты труда работников любого учреждения - одни из доминирующих в деятельности бюджетного сектора. И здесь можно говорить не только о финансовом состоянии учреждения бюджетной сферы и отсутствии штрафных санкций и предписаний со стороны регулирующих контрольных и надзорных вышестоящих органов, но и о внутреннем состоянии учреждения и благосостоянии ее работников, зависящих от того, насколько правильно производится расчет заработной платы для работников и насколько правильны эти расходы были учтены на счетах бюджетного учета.
Глава 2. Анализ оплаты труда работников бюджетных организаций и учреждений
2.1 Краткая характеристика предприятия
Полное название: Государственное бюджетное учреждение «Жилищник района Ломоносовский»
Физ. адрес: 119313, г.Москва, ул. Академика Пилюгина, д.16, корп.1
Юр. адрес: 119313, г.Москва, ул. Академика Пилюгина, д.16, корп.1
Государственное бюджетное учреждение «Жилищник района Ломоносовский» расположен по адресу - ул. Академика Пилюгина, д.16, корп.1.
Основной (по коду ОКВЭД ред.2): 68.32.1 - Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе
Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД 2:
23.99.2 Производство изделий из асфальта или аналогичных материалов
23.99.3 Производство битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного битума, минеральных смол или их пеков
41.20 Строительство жилых и нежилых зданий
42.11 Строительство автомобильных дорог и автомагистралей
42.12 Строительство железных дорог и метро
43.29 Производство прочих строительно-монтажных работ
43.32 Работы столярные и плотничные
43.39 Производство прочих отделочных и завершающих работ
43.91 Производство кровельных работ
43.99.7 Работы по сборке и монтажу сборных конструкций
49.4 Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам
52.21.22 Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей
52.21.24 Деятельность стоянок для транспортных средств
68.32.2 Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе
77.11 Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств
77.32 Аренда и лизинг строительных машин и оборудования
77.39.11 Аренда и лизинг прочего автомобильного транспорта и оборудования
81.22 Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая
81.29.9 Деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки
82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки
2.2 Анализ оплаты труда работников бюджетной организации
Заработная плата всех работников организации в сумме дает показатель фонда заработной платы (ФЗП) который занимает значительную долю в структуре себестоимости продукции. В зависимости от отраслевой принадлежности, индивидуальных особенностей организации и политики организации в части оплаты труда доля трудовых затрат может колебаться от нескольких процентов до двух третей общей суммы затрат организации.
В учебной литературе существует две основополагающие концепции определения природы заработной платы:
Заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами – спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.
Заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения.
Анализ оплаты труда включает в себя:
- Анализ абсолютного и относительного отклонения по фонду оплаты труда.
- Анализ уровня и динамики среднемесячной заработной платы.
- Анализ эффективности использования фонда оплаты труда.
- Анализ прямых трудовых затрат.
Отметим, что, анализ расходов на оплату труда организации производится в двух основных направлениях:
- Анализ фонда заработной платы как элемента затрат на производство.
- Анализ прямых трудовых затрат в себестоимости продукции.
Сформулируем основные задачи анализа расходов на оплату труда:
- сопоставление фактического фонда оплаты труда с предыдущим и определение абсолютного и относительного отклонения;
- установление причин отклонений;
- оценка соотношения динамики производительности и заработной платы;
- выявление резервов и разработка мероприятий по улучшению использования ФЗП в текущих и будущих периодах.
Основными источниками информации для анализа расходов на оплату труда служат данные бухгалтерского учета, оперативно-технические отчеты организации и данные отделов кадров, труда и заработной платы. Также необходимую информацию можно получить из данных статистической отчетности (к примеру, П-4, 1-Т).
Анализ абсолютного и относительного отклонения по фонду оплаты труда. В первую очередь, при проведении анализа расходов на оплату труда,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (с изм. и доп. от 28.11.2018).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 №117- ФЗ: (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 4 августа 2018 года)
3. Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях: приказ Минздравсоцраз-вития России от 29.12.2007 № 818
4. Артюхова К.Ю., Силина Т.А. Особенности бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса на основе анализа РСБУ//Экономика: актуальные проблемы исследований на современном этапе. 2016. С. 45-49.
5. Астахов В.П. Бухгалтерский учет от А до Я: учебное пособие / В.П. Астахов. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 479 c.
6. Бабаева З.Ш. Маграмова Х.Г. Проблемы организации бухгалтерского и налогового учета субъектов малого предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 71-74.
7. Благодатских В.А. Экономика, разработка и использование программного обеспечения / В. А. Благодатских, М. А. Енгибарян, Е. В. Ковалевская и др. — [Текст] // М.: Финансы и статистика, 2015. — 236 с
8. Васюнина М.Л. Оптимизация бюджетных расходов и финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг / М.Л. Васюнина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2017. - № 3. – С.25-34.
9. Волкова Е. А. Автоматизация системы финансового учета: начальный этап / [Текст] // Е. А. Волкова // МСФО на практике, 2015. — 142 с.
10. Горбунова Н.А. Внутренний финансовый контроль и финансовый аудит в государственных (муниципальных) учреждениях / Н.А. Горбунова, О.В. Шибилева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 1. - С. 40-47.
11. Колесник Н.Ф., Байбикова Д.К. Совершенствование нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №5-2. С.68-70
12. Максимова Н. В. Нормативное регулирование деятельности и бухгалтерского учёта казённых учреждений // Н. В. Максимова, Л.Е. Марширова. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - № 6. - 2015. - С. 135-140
13. Меньшиков П.В. Бухгалтерия без авралов и проблем. Как наладить эффективную работу бухгалтерии. Практическое руководство для директора и бухгалтера / П.В. Меньшиков. — М. : Изд-во «Добрая книга», 2015. — 344 с.
14. Нургатина А. А. Проблемы совершенствования заработной платы в бюджетной сфере // Международный студенческий научный вестник. – 2015. - № 4-1. – С. 78-80.
15. Панина Е.Б. Анализ исполнения сметы расходов бюджетной организации при проведении финансового контроля // Е.Б. Панина, А.А. Демидов, Ю.В. Храбскова // Актуальные вопросы устойчивого развития АПК и сельских территорий: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию со дня 121 образования кафедры экономического анализа, статистики и прикладной математики. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018. – С. 177 – 181.
16. Саченок Л.И. Проблемы организации оплаты труда в бюджетных учреждениях // Материалы I международной научно-практической конференции Развитие финансов, бухгалтерского учёта и аудита в современных концепциях управления. – 2018. – С. 174-176.
17. Саченок Л.И. Кузнецова В.Д. Исследование бюджетной отчетности исполнению бюджетных средств государственными учреждениями / Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. – 2019. – №1. – С. 48-53.
18. Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб. / Росстат-Т78 M., 2017. - 261 c.
19. Черемисина С.В., Юхневич Ю.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность на современном этапе: проблемы и решения // Проблемы учета и финансов. 2014. № 2 (14). С. 53-56.
20. Широбоков В.Г. Государственный финансовый контроль и аудит: ретроспективный анализ и вектор развития / В.Г. Широбоков, Д.Н. Литвинов // Международный бухгалтерский учет. — 2015.— № 28.— С. 40-53.
21. Шитова Т.Ф. Использование передовых информационных технологий в бухгалтерском учете.- Международный бухгалтерский учет 2017.N22. С. 21–26.
22. Величина МРОТ URL: https://nalog-nalog.ru/posobiya/ posobie_po_vremennoj_netrudosposobnosti_bolnichnyj/velichina_mrot_v_2002_ 2017_godah_v_rossii_tablica/
23. Епанина И.А. Особенности начисления заработной платы в бюджетных учреждениях // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 42(86). URL: https://sibac.info/journal/student/86/164831
24. Корженко Р.Ф. Определение проблем в системе оплаты труда работников бюджетной сферы» URL: http://8cent-emails.com/.
25. Мищенко В.А. Анализ заработной платы в бюджетной сфере // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(72). URL: https://sibac.info/archive/economy/12(72).pdf
26. Остапенко Ю.М. «Организация оплаты труда работников бюджетной сферы» URL: http://bizbook.online/.