Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день в целях модернизации политической и экономической систем России важное значение приобретают проблемы совершенствования организационного обеспечения функционирования ее важнейших властных институтов. Весомое место в данном процессе занимает институт Президента РФ. Эволюция российского института президентства также обозначила довольно широкий круг актуальных практических проблем правового характера. Однако детальное изучение и проработка требуется статусу и такого, на первый взгляд, «вспомогательного органа», как Администрация Президента Российской Федерации.
Актуальность исследования видится в том, что объем полномочий и включенность в широкий ряд процессов определяют Администрацию Президента, как одного их ключевых игроков современной российской политики. Администрация, как и Президент не относится ни к одной из ветвей власти, однако имеет огромное значение для организации деятельности органов государственной власти.
Для оптимизации деятельности Президента Российской Федерации формируется Администрация Президента Российской Федерации.
За период своего существования статус и структура Администрации Президента кардинальным образом менялись несколько раз, серьезно обновлялся кадровый состав. Однако ее главные цели и назначение всегда оставались неизменными - обеспечение деятельности главы государства и осуществление контроля исполнения его решений.
Согласно Конституции РФ, формирует Администрацию сам Президент. В связи с этим, структурные и функциональные изменения в свою Администрацию Президент может вносить исходя из меняющейся обстановки, стоящими перед Президентом текущими задачами, ряда иных обстоятельств.
Особенности выполняемых задач, специфичность государственного органа, как по порядку формирования, так и по функциям и структуре и продиктовало необходимость более пристального рассмотрения Администрации главы государства.
Объектом исследования работы является соответствующее правоотношение Президента Российской Федерации.
Предметом изучения является совокупность правовых норм, регламентирующих статус Президента РФ, основные полномочия и его взаимодействие с другими органами государственной власти в нашей стране.
Цель исследования - рассмотреть администрацию Президента РФ понятие и основы правового статуса.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и историю развития администрации Президента РФ;
определить функции и полномочия Администрации Президента РФ;
охарактеризовать состав Администрации Президента РФ;
рассмотреть управления Администрации Президента РФ.
Теоретическую базу исследования составили труды А.М. Волков, Л.А. Гречина, Н.Г. Деменкова, А.В. Зубач и др.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Понятие и функции администрации Президента РФ
1.1 История создания и сущность Администрации Президента России
Российская Федерация является президентско-парламентской республикой со сложившейся «бицефальной» исполнительной властью, то есть партия гаранта Конституции имеет большинство мест парламента, влияние президента на управление государством имеет решающее значение.
Для управления огромной страной главе государства необходима система, аппарат, на который он опирается. Таким аппаратом Российской Федерации является администрация президента.
Администрация президента ведет свою историю практически с момента появления такой должности как Президент России. Ее положение закреплено главным кодексом законов страны – статьей 83. Конституции Российской Федерации 1993 года .
В середине 1993 года было издано положение, согласно которому администрация президента насчитывала 26 подразделений и управлений. Ее статус был определен, как аппарат по обеспечению работы главы государства. Во времена второго срока президентства Бориса Николаевича Ельцина должность руководителя администрации занимал Анатолий Борисович Чубайс, активно лоббировавший законопроект, увеличивающий полномочия этого органа, но Государственная Дума его не пропустила, но был присвоен статус государственного органа.
С марта 1999 года президентом было дано определение совей администрации как проводника политики главы государства, то есть эффективного аппарата управления.
С 2004 года администрация прошла реструктуризацию, результатом которой стало сокращение структур до 18 обособленных подразделений.
Администрация президента Российской Федерации играет важную роль - обеспечение деятельности руководителя государства. Практически все аспекты жизни государства касаются работы администрации главы государства. От внутренней, внешней политики до информационной, военной безопасности. От противодействия коррупции в органах исполнительной власти до контроля реализации национальных проектов, экономических реформ .
Структура, функции и другие ее особенности предполагают, что она нужна для помощи главе государства в выполнении его обязанностей. Президент принимает решения, но физически не может контролировать исполнение каждого из них. Здесь ему и помогает его собственная администрация. Этот государственный орган подготавливает всевозможные предложения по внешней и внутренней политике страны. Первостепенный приоритет, конечно, у проектов по охране суверенитета России. Структура администрации президента РФ позволяет ей совместно с другими федеральными органами разрабатывать общенациональные программы и контролировать их реализацию. Наконец, в ее ведении находятся кадровые решения президента. Кроме того, администрация ведает вопросами награждения государственными наградами РФ. Этот орган помогает главе государства следить за соблюдением прав и свобод человека на всех уровнях государственной власти.
1.2 Структура, функции и полномочия Администрации Президента Российской Федерации
На данный момент в Администрации двадцать одно самостоятельное подразделение. Если условно разделить конституционные полномочия Президента РФ на шесть блоков, то каждому из этих блоков будут соответствовать те или иные подразделения Администрации Президента, «специализирующиеся» на определенных полномочиях Президента:
1) идеологический блок – определение основных направлений внутренней и внешней политики; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Данному блоку соответствуют Управление по внутренней политике, Управление по внешней политике, Референтура Президента;
2) государственно-правовой блок – Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; решение вопросов гражданства; награждение государственными наградами, присвоение почетных званий; осуществление помилования; внесение законопроектов в Государственную Думу, подписание и обнародование федеральных законов; приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; издание указов и распоряжений. Реализацию полномочий Президента в рамках указанного блока обеспечивают Управление по работе с обращениями граждан и организаций, Управление по обеспечению конституционных прав граждан, Управление по общественным связям и коммуникациям, Государственно-правовое управление;
3) внутриполитический блок – обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; представление РФ внутри страны; использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В функционировании данного блока ведущую роль играют полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституционном Суде, полномочные представители Президента в федеральных округах, Управление по внутренней политике, Управление по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации; 4) внешнеполитический блок – представление России в международных отношениях; осуществление руководства внешней политикой страны; ведение переговоров и подписание ратификационных грамот; принятие верительных и отзывных грамот; назначение и отзыв дипломатических представителей Президента РФ в иностранных государствах и международных организациях. В данном случае основной функционал сосредоточен в руках Управления по внешней политике, Управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, Управления по социально-экономическому сотрудничеству с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия; 5) кадровый блок – назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принятие решения об отставке Правительства РФ; представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №31. – Ст. 4179.
4. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" // СЗ РФ - 2004. - N 27. - Ст. 2710.
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ - 1997. - N 51 - Ст. 5712.
6. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 27.02.2020) "О выборах Президента Российской Федерации" // СЗ РФ - 2003. - N 2. - Ст. 171.
7. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 №490 (ред. от 07.03.2020) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»
8. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (ред. от 13.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2000 г., № 20, ст. 2112.
9. Указ Президента РФ от 22 июня 2004 г. № 792 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 12.02.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 2004 г, .№ 26, ст. 2651.
Книги
10. Агапов, А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. / А.Б. Агапова. – М.: Юрайт, 2019. – 472 с.
11. Агапов, А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. / А.Б. Агапова. – М.: Юрайт, 2019. – 424 с.
12. Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. – М.: Зерцало, 2020. – 256 с.
13. Волков. А. М. Административное право России. Учебник. /А.М. Волков. – М.: Проспект, 2019. – 328 с.
14. Гречина Л. А. Административное право РФ. Курс лекций. – М.: РГ-Пресс, 2018. – 112 с.
15. Деменкова, Н. Г., Стариков И. Ю., Игнатова М. С. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. / Н.Г. Деменкова. – М.: Проспект, 2019. – 112 с.
16. Зубач. А. В. Административное право. Учебник для СПО. / А.В. Зубач. – М.: Юрайт, 2019. – 530 с.
17. Иванов, Д. В. Административное право Российской Федерации. / Д.В. Иванов. – М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2020.– 320 с.
18. Кадровые резервы России. Состав и особенности элитообразования. - М.: Центр Политической Информации, 2017. – 232 c.
19. Кичик, К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / К.В. Кичик. - М.: Юстицинформ, 2017. – 260 c.
20. Конин, Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. / Н.М. Конин. – М.: Юрайт, 2019. – 432 с.
21. Прокофьев, С.Е. Государственная и муниципальная служба. учебник и практикум / С.Е. Прокофьев. - М.: Юрайт, 2016. – 276 c.
Периодические издания и интернет ресурсы
22. Администрация президента РФ: функции и руководство – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ntv.ru/cards/1721/
23. Администрация президента РФ – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://globalmsk.ru/catalog/id/243
24. Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2017. – 576 c.
25. Нечаева, Т.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Т.В. Нечаева. - М.: Деловой двор, 2017. – 368 c.
26. Структура администрации президента РФ. Ее функции и полномочия – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://monateka.com/article/75430/