Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В широком понимании публичная дипломатия включает в себя все многообразие процессов коммуникации государств или международных организаций с иностранной аудиторией. Сам термин «public diplomacy» был введен в оборот в США в середине 1960-хгг., по некоторым версиям – как эвфемизм для нового обозначения традиционной правительственной пропаганды.
Слово «пропаганда» в английском языке имеет выраженную негативную коннотацию, поэтому, как посчитали в Госдепартаменте США, оно недолжно использоваться для обозначения деятельности собственного правительства и союзных государств.
3
С течением времени публичная дипломатия превратилась в многомерный и противоречивый политический феномен, который может быть определен как система прямого взаимодействия государств с обществами зарубежных стран
В расширенном варианте, публичная дипломатия – это способ коммуникативного (коммуникационного) влияния государства на зарубежное общественное мнение с целью реализации определенных политических, дипломатических, военных и экономических задач. Государство и правительство разрабатывают информационное наполнение и обеспечивают финансовую поддержку публичной дипломатии.
Глава I Теоретические основы публичной дипломатии
1.1 Публичная дипломатия и «мягкая сила»
В условиях трансформации современных отношений на международной арене, при ситуации, когда однополярная модель мироустройства продемонстрирована свою неэффективность и все более утверждается направленность к оформлению полицентричного мира, растет роль и важность нетрадиционных внешнеполитических способов и техник, в том числе такого, как «мягкая сила» (привлекательность государства).
Рассматриваемый термин прочно вошел в области политики и науки. В широком понимании под «мягкой силой» понимается повышение уровня влияния на международном уровне, авторитета и возможностей своей страны при помощи применения несиловых и невоенных методов продвижения интересов, ценностей, приоритетов, идей и взглядов. Это также говорит о проведении конкретных мероприятий в пределах официальной и неофициальной дипломатии в рамках государственной внешней политики той или иной страны при помощи НПО и НКО, которые реализуют свою деятельность на территории других стран .
Иногда такая деятельность может быть нацелена на трансформации внутренней политики того или иного государства. «Мягкая сила» в последние годы играет важную роль.
Странам, которые претендуют на лидерство в плане мира и регионов, важно в этих обстоятельствах как можно быстрее выработать свою национальную концепцию «мягкой силы», отработать технологии и методы ее реализации, стратегии развития, приоритеты и цели. Это предполагает присутствие финансовых вопросов и тем организационного характера, политической и интеллектуальной поддержки, помощь гражданского общества и других стран.
1.2 Определение и специфика публичной дипломатии
Публичная дипломатия – феномен, который возник сравнительно недавно, но в настоящее время стал одной из доминирующих практик в межгосударственной дипломатии.
Несмотря на то, что термин «public diplomacy» впервые был использован ещё в 1856 году в газете The London Times , свой расцвет понятие получило лишь веком позже, а именно – после окончания Второй мировой войны, когда среди политиков, политологов и экспертов в области международных отношений стал актуальным вопрос о несиловых методах влияния на международную политику и инструментах по улучшению имиджа государства.
4
Что подразумевается под термином «public diplomacy» сегодня? Определений можно встретить довольно много, однако во всех них прослеживается ряд общих черт, которые и отличают публичную дипломатию от дипломатии классической. Согласно одной из наиболее широких трактовок, публичной дипломатией является «комплекс мер, используемых официальной дипломатией, направленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также влияние на общественное мнение за рубежом с учётом собственных государственных интересов» .
В первую очередь стоит выделить поле действия и субъектов публичной дипломатии: изначально данный вид дипломатической практики характеризовался как общественное явление, направленное на трансляцию национальных интересов того или иного государства. Согласно такой точке зрения, главные субъекты публичной дипломатии не связаны с профессиональной дипломатией, т.е. организации различного профиля, связанные с культурой, научноисследовательской, образовательной деятельностью и т.д. или конкретные (знаменитые) личности.
1.3 Страны-лидеры публичной дипломатии. Программа «Erasmus» как содействие развитию социального капитала
Согласно ежегодному индексу Soft Power 30, опубликованному Центром общественной дипломатии USC на 2018 год, Великобритания является ведущим государством в области применения мягкой силы. В первую десятку вошли Франция, Германия, США,Канада, Япония, Швейцария, Австралия, Швеция и Нидерланды.
Во многом, достичь таких высоких позиций помогла их внутренняя эффективная политика, направленная на поддержание общественного благосостояния. Широкое участие граждан в политико-социальной жизни также способствует данному положению.
В основном, в десятке представлены страны-члены Европейского союза. Одной из привлекательных сторон Европы для иностранных граждан является получение высшего образование или переквалификации.
Здесь, ярко выделяется программа «Erasmus» - новая программа Европейского Союза, направленная на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения молодежи, развитии спорта и культуры, призванная стать эффективным инструментом содействия развитию человеческого и социального капитала в Европе и за ее пределами.
Европейская комиссия устанавливает следующие цели программы:
1) Развитие студентов образовательно, лингвистически и культурно, с помощью обучения в других европейских странах;
2) Расширение сотрудничества между университетами и обогащать образовательную среду учреждений-рецепиентов;
3) Способствование развитию молодежи как высококвалифицированных и непредубежденных будущих профессионалов с международным опытом
5
Глава II. «Шведский Институт» как инструмент публичной дипломатии Швеции
2.1 Эволюция развития Шведского института
Реализацией публичной дипломатии Швеции занимается несколько специально созданных для этого институтов, работающих в ряде направлений: образование, культура, внешние торговые связи и предпринимательство. Однако главной организацией, осуществляющей продвижение национального бренда Швеции и интересов государства за рубежом, является Шведский Институт. Данная организация охватывает все сферы взаимодействия. Параллельно со Шведским Институтом с 2015 года существует проект Team Sweden, ориентированный на повышение конкуретноспособности шведских предприятий за рубежом, однако ввиду «молодости» данного объединения сложно дать качественную оценку её деятельности.
Шведский Институт представляет из себя государственное агентство, основанное в 1945-м году на базе Министерства иностранных дел в результате слияния двух институтов: Совета по вопросам культуры и Комитета по просвещению. Основным мотивом создания организации стало желание шведского истеблишмента улучшить мнение о своей стране в мире, которое оказалось под негативным воздействием в связи с проведением политики нейтралитета в период Второй мировой войны, который был условным и носил откровенно прогерманский характер: в частности, в течение всей войны Швеция поставляла Вермахту руду, а в 1941 году шведские железные дороги использовались для транзита немецких дивизий и боеприпасов из Норвегии в Финляндию.
2.2 Особенности функционирования Шведского Института
Проекты организации реализуются по стратегии, разработанной Комитетом по продвижению Швеции за рубежом. Последний был образован в 1995 году в качестве вспомогательного органа для составления рекомендаций Правительству и анализа деятельности по продвижению национального бренда. В соответствии с положениями Стратегии, Шведский Институт выделяет три направления для осуществления задач в среднесрочной перспективе до 2020 года. Первое направление – сотрудничество со странами Восточной Европы, Западного Балканского региона и Турцией: роль Шведского Института заключается в поддержке сильной демократии, контроле за соблюдением прав человека и поддержке правового государства . Второе направление – поддержание демократии, соблюдения прав человека и содействие улучшению экологии в России: Швеция осуществляет совместные проекты с российскими организациями в рамках программы «Сотрудничество стран Балтийского региона». Сотрудничество осуществляется с 2012 года с северо-западными регионами России. Третье направление – повышение уровня экспорта шведских предприятий посредством осуществления стипендиальных программ для молодых специалистов в Швеции.
Глава III. Современная публичная дипломатия в Швеции
3.1 Задачи современной дипломатии Швеции
Какие задачи поставлены перед публичной дипломатией Швеции в современный период? В первую очередь, до сих пор актуальна цель сделать страну более заметной на мировой арене, так как это влияет на имидж проводимой внешней политики и на внутренние вопросы, связанные с демографией и экономикой.
6
Новейший период развития публичной дипломатии Швеции характеризуется внедрением новых инструментов реализации: в первую очередь, это касается публичной дипломатии 2.0, которая подразумевает использование интернет-ресурсов для распространения информации и взаимодействия с целевой аудиторией. Концепция публичной дипломатии 2.0 во внешней политике Швеции на новейшем этапе развития – это продолжение внутренней политики «информационного общества», цель которой –«… сделать Швецию первой страной, в которой информационное общество доступно для каждого» . На практике это реализуется в качестве информационных проектов, посвященных вопросам туризма и особенностям культурного и общественного устройства Швеции: для этого задействованы социальные сети (Twitter, Facebook, Instagram и так далее) – посредством их использования распротраняются фото- и видеоматериалы.
3.2 Основные технологии дипломатии Швеции
Стоит заметить, что технологии, которые используются социальными сетями, привлекают молодое поколение, наиболее активно вовлеченное в интернет-среду. Посредством кратких сообщений и клиповой подачи актуальной информации удается удерживать целевую аудиторию.
Главный информационный канал цифровой дипломатии Швеции – портал Sweden.se, на котором представлена многосторонняя информация о стране. Другими примерами ресурсов, через которые можно получить прямую информацию и даже связаться с представителями правительства, являются – сайты Правительства Швеции (www.regeringen.se), Национального Правления Рынка Труда (www.ams.se), Национального Правления Помощи Студентам (www.csn.se), Национального Налогового Правления (www.rsv.se) и так далее. Большинство сайтов Правительства Швеции, а также национальных агентств представлены не только на шведском, но и на английском языке, что делает размещенную информацию более доступной для зарубежной аудитории.
Несмотря на то, что главным трендом новейшего этапа эволюции публичной дипломатии Швеции является реализация концепции публичной дипломатии 2.0, параллельное развитие получает традиционный институциональный метод. Пример этого – деятельность Шведского Совета Искусств и Фонда Национального Наследия, который был создан в 1998 году. Целью этой организации является проведение совместных проектов в области культуры и развитие культурного сотрудничества с европейскими странами. Деятельность Шведского Совета Искусств схожа с деятельностью Шведского Института, но более узко направлена – Совет Искусств занимается предоставлением грантов, обеспечением культурных обменов и предоставляет статистику по культуре в Швеции и занимается совместным статистическим анализом с Европейским Союзом в культурной сфере .
Помимо традиционного европейского направления публичной дипломатии возникают новые – Азиатское и Африканское. Это выразилось в появлении новых проектов Шведского Института (стипендиальные программы на обучение в ВУЗах Швеции для граждан южноафриканских стран и Китая) и в запуске Программы культурного партнерства Швеция – ЮАР в 2004 году при поддержке Шведского Совета Искусств.
Заключение
7
Данная работа посвящена рассмотрению особенностей публичной дипломатии Швеции. На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
По мнению Яна Мелиссена, одной из важнейших черт, отличающих «новую» публичную дипломатию от «старой», и тем более от пропаганды, является принципиально иной формат общения, а именно ориентация на диалог с зарубежной аудиторией. «Современная публичная дипломатия – это улица с двусторонним движением, – отмечает Я. Мелиссен. – Это убеждение посредством диалога. Другими словами, публичная дипломатия схожа с пропагандой в том смысле, что она пытается внушить людям, о чем им следует думать. Но при этом они фундаментально отличаются друг от друга, потому что публичная дипломатия еще и прислушивается к тому, что люди хотят сказать» .
Реализацией публичной дипломатии Швеции занимается несколько специально созданных для этого институтов, работающих в ряде направлений: образование, культура, внешние торговые связи и предпринимательство. Однако главной организацией, осуществляющей продвижение национального бренда Швеции и интересов государства за рубежом, является Шведский Институт. Данная организация охватывает все сферы взаимодействия. Параллельно со Шведским Институтом с 2015 года существует проект Team Sweden, ориентированный на повышение конкуретноспособности шведских предприятий за рубежом, однако ввиду «молодости» данного объединения сложно дать качественную оценку её деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Барышников Д. Н., Костюк Р. В., Ткаченко С. Л. Эффективность дипломатии // СПб.: ВВМ, 2009
2) Бобров, А.Н. Теоретические подходы к исследованию социальных практик публичной дипломатии // Гуманитарий Юга России, 2016. С. 201-206
3) Долинский А. В. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы.2011. Т. 9. № 1 (25). URL: http://www.intertrends.ru/twenty- fth/008.htm (дата обращения:20.04.2020)
4) Зольнова М.Г. Общественная дипломатия Швеции. // Тренды и управление. - 2014. - № 2. - C. 137-146
5) Зонова Т. В. Гуманитарное сотрудничество России и Европейского союза как инструмент «мягкой силы» // Российский Совет по международным делам. 23 мая 2014 г.URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1859#top-content (дата обращения: 20.04.2020)
6) Ким В. Феномен Hallyu как политический фактор «мягкой силы» Республики Кореи.-М., 2017.
7) Леонова О. «Мягкая сила»: инструменты и коэффициенты влияния // ОбозревательObserver: научно-аналитический журнал. 2017. № 3. C. 15.
8) Най Д. С. Новая публичная дипломатия. https://www.project-syndicate.org/commentary/thenew-public-diplomacy?barrier=accessreg (дата обращения: 20.04.2020)
8
9) Цветков А. Ю. Публичная дипломатия как ресурс внешней политики: проблема эффективности // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 2010,
10) Cull, Nicholas,"Public Diplomacy' Before Gullion: The Evolution of a Phrase" // USC Public Diplomacy. University of Southern California, FIGUEROA PRESS, 2009.
11) Fan, Y. Soft Power: Power of Attraction or Confusion? Place Branding and Public Diplomacy // Brunel Business School, 2008
12) James Pamment. New Public Diplomacy in the 21st Century: A comparative study of policy and practice. 2013
13) Nikolas Glover, International Relations: Public diplomacy, national identity and the Swedish Institute 1945 – 1970 // Nordic Academic Press, 2011.
14) Melissen J. The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice // The New PublicDiplomacy: Soft Power in the Information Age (Studies in Diplomacy and International Rela-tions). Basingstoke, 2007.
15) Hayden, C. The Rhetoric of Soft Power: Public Diplomacy in Global Context // Lanham, Lexington Books, 2012
16) Regleringsbrev för budgetåret 2017 avseende Svenska Institutet (2017-06-29)
17) Svenska Institutets bidrag till genomförande av den globala agendan för hållbar utveckling och PGU (31.05.2016) // http://www.regeringen.se/4a60df/contentassets/ddc265217e2a46b99e947817bfbfa631/svenskainstitutet-2.pdf
18) Wihlborg, E., Norstedt, A. New ways and actors when diplomacy goes digital: The e-Diplomacy Campaign “Midwives4All” // Linköpings Universitet, 2017