Фрагмент для ознакомления
2
Вместе с тем отмечаются дальнейшие успехи в развитии воли у детей. Старший дошкольник уже во многих случаях обнаруживает умение контролировать свои действия, подчинять их более отдаленным целям. Развитие ума и воли тесно связано с усложнением детских чувств и интересов. В отличие от младшего дошкольника, старший дошкольник более сдержан в своих переживаниях, но чувства его более глубоки и содержательны. У него формируются высшие нравственные, познавательные и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувство дружбы и товарищества. Крепнет и развивается любовь к своей родине.
Все эти глубокие изменения психики ребенка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определенным влиянием воспитания и обучения со стороны взрослых. Они, знакомя детей с окружающей действительностью, сообщая им, все новые знания и умения, организуя и направляя деятельность дошкольников, обогащая опыт ребенка-дошкольника, вместе с тем способствуют развитию его психики, формированию личности ребенка, развитию определенных психологических черт [19].
На протяжении всего дошкольного возраста в связи с возрастающим уровнем сложности деятельности детей и их перемещением в плане общего умственного развития внимание приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. Например, если дети младшего дошкольного возраста способны играть в одну и ту же игру около 30-40 мин., то к пяти-шести годам продолжительность игры повышается до двух часов. Это можно объяснить тем, что в процессе игры шестилетних детей воссоздаются более сложные действия и взаимоотношения людей, а интерес к игре подпитывается непрерывным внедрением новых ситуаций. У дошкольников устойчивость внимания повышается и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок [14].
Кроме того, продолжительность удержания внимания на картинке повышается примерно в два раза в конце дошкольного возраста. Шестилетний дошкольник лучше осмысливает картинку, чем ребенок младшего дошкольного возраста и способен выделять в ней большее число интересующих его деталей.
2.2. Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте изменения касаются всех свойств и видов внимания. Отмечается увеличение объема внимания: дошкольник уже может оперировать 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится устойчивее, что дает дошкольнику потенциал исполнять под руководством воспитателя конкретную работу, даже если она и не неинтересная. Ребенок не отвлекается, так как осознает, что необходимо довести начатое дело до логического завершения, даже если возникла более заманчивая перспектива. Фиксация внимания на определенном объекте, поддержание его устойчивости обусловливается развитием психических познавательных процессов и любознательности. Устойчивость внимания напрямую зависит от характера раздражителя, действующего в данный момент. В 4-7 летнем возрасте длительные отвлечения способен вызвать шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении всего дошкольного периода развития долгота отвлечений, которые вызваны разнообразными раздражителями, понижается, то есть устойчивость внимания возрастает. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет [19].
Процесс развития внимания дошкольников тесно связан с изменениями в организации их жизни, с освоением им новых видов деятельности (продуктивную, игровую, трудовую). В 4-5 лет ребенок дошкольного возраста концентрирует собственные действия под воздействием взрослого. Воспитатель чаще говорит дошкольнику: «Смотри внимательно», «Будь внимательным», «Слушай внимательно». Реализовывая требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Процесс развития произвольного внимания связан с изучением средств управления им. Изначально - это внешние средства, слово взрослого, указательный жест. В более старшем дошкольном возрасте к таким средствам относят речь самого дошкольника, которая к этому времени приобретает планирующую функцию. Например, может быть произнесена следующая фраза по дороге ребенка в зоопарк: «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков». Таким образом, он намечает цель «посмотреть», а потом внимательно анализирует интересующие его объекты [6].
Следовательно, развитие произвольного внимания тесным образом связано не только с развитием речи, а также и с осмыслением значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие данного вида внимания также связано с усвоением правил и норм поведения, становлением волевого действия.
Отметим особенности процесса развития внимания в дошкольном возрасте:
существенно повышается его объем, концентрация и устойчивость;
формируются элементы произвольности в процессе управления вниманием на базе развития познавательных интересов и речи;
внимание становится опосредованным;
появляются элементы послепроизвольного внимания.
Всесторонне воспитывая дошкольника, мы расширяем у ребенка запас представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни. Развивая у него способность самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьезной, общественно-полезной деятельности,- взрослые, окружающие ребенка, создают нужные предпосылки для его перехода к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы [2].
Так как внимание тесно связано со склонностями, интересами человека, то важнейшей формой внимания у детей-дошкольников является двигательное (моторное) внимание. Дошкольник будет сосредоточен до тех пор, пока его интерес не угаснет. Возникновение нового предмета сразу же порождает переключаемость внимания на данный предмет. Именно поэтому дети нечасто занимаются одной и той же деятельностью долгое время. На протяжении всего дошкольного возраста в связи с повышением сложности деятельности внимание становиться более устойчивым и сосредоточенным.
Внимание – это «направленность психической деятельности личности, сосредоточенность ее на объектах, которые имеют для человека конкретную значимость», это важнейшее качество, характеризующее процесс отбора необходимой информации и отсева лишней. Внимание обладает конкретными свойствами, нарушение которых зачастую приводит к отклонениям в деятельности и поведении ребенка дошкольного возраста.
У детей-дошкольников в большей степени развито непроизвольное внимание, в связи с тем, что условием такого внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния дошкольника, то для появления и поддержания произвольного внимания нужно осознанное отношение к деятельности. Внимание не является самостоятельным психическим познавательным процессом, так как не может проявляться вне других процессов. Таким образом, внимание является только свойством разнообразных психических познавательных процессов.
Современных дошкольников отличает недостаточно развитое внимание и неусидчивость. Дошкольные психологи сегодня данной проблеме уделяют пристальное внимание, так как нарушения внимания у дошкольников достаточно очевидны.
Выводы
Внимание характеризуется разнообразными свойствами и качествами и обладает сложной функциональной структурой, которая образована тесными взаимными связями его основных свойств: объем, концентрация, распределение, сосредоточение, устойчивость, интенсивность, переключение.
Взаимосвязи эти необходимо учитывать при организации деятельности человека. Кроме того следует отметить, что внимание, его свойства постоянно формируются и развиваются в процессе онтогенеза человека.
Исследования, которые проводились российскими психологами В. Давыдовым, Л. Венгером, В. Мухиной и др., говорят о том, что возможности ребенка достаточно велики и при помощи специально сформированного обучения, возможно у дошкольников сформировать определенные умения и знания, считавшиеся раннее доступными лишь для детей значительно более старших возрастов.
Развитие психического процесса восприятия у дошкольников является сложным, разноаспектным процессом, способствующему тому, чтобы ребенок более точно, четко отражал окружающую действительность, учился различать оттенки действительности и поэтому мог благополучнее в ней адаптироваться.
Так как внимание тесно связано со склонностями, интересами человека, то важнейшей формой внимания у детей-дошкольников является двигательное (моторное) внимание. Дошкольник будет сосредоточен до тех пор, пока его интерес не угаснет. Возникновение нового предмета сразу же порождает переключаемость внимания на данный предмет. Именно поэтому дети нечасто занимаются одной и той же деятельностью долгое время. На протяжении всего дошкольного возраста в связи с повышением сложности деятельности внимание становиться более устойчивым и сосредоточенным.
Внимание обладает конкретными свойствами, нарушение которых зачастую приводит к отклонениям в деятельности и поведении ребенка дошкольного возраста.
У детей-дошкольников в большей степени развито непроизвольное внимание, в связи с тем, что условием такого внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния дошкольника,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др.. – СПб.: Детство-пресс, 2001. - [Электронный ресурс]: http://booksee.org/book/1348495
3. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2012. - 192 c.
4. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с.
5. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова - М., 2002 г.- [Электронный ресурс]: http://bookre.org/reader?file=1332798
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - ISBN 5-699-03524-9- [Электронный ресурс]: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9B.%D0%A1.%20%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B5%D1%91%20%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf
7. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 169-75. – [Электронный ресурс]: https://studfiles.net/preview/1725460/
8. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т. Т. 2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Н.С. Ежкова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 127 c.
9. Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет: Учебное пособие / О.Н. Земцова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Махаон, 2013. - 128 c.
10. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида / Г.Н. Лаврова. - М.: Владос, 2014. - 223 c.
11. Майер, А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей / А.А. Майер, Е.Д. Файзуллаева. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 128 c.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социал. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М. : Изд. центр «Академия», 2009. – 637 с. – [Электронный ресурс] - URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr8/758.php
14. Оконешникова, А.В. Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания/ А.В. Оконешникова, Л.С. Чапогир // European research. - 2016. - №1 (12). - [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-i-puti-razvitiya-ih-proizvolnogo-vnimaniya
15. Осипова, А.А. «Диагностика и коррекция внимания» (Программа для детей 5-9 лет)./ А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - Москва, «Сфера», 2014. – 104с.
16. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Э. Пахальян. - СПб. : Питер, 2012. - 237 с.
17. Станиславская, И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. – Москва: Человек, 2014. – 322 с.
18. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2013. - 315 c.
19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.- ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.) - [Электронный ресурс] http://intellect- invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Shapovalenko_Vozrast_psihol_2005.pdf