Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Внимание является одним из ключевых факторов в формировании познавательной психики ребенка. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.
Дети с низким интеллектуальным развитием очень страдают от своей рассеянности, пониженной устойчивости, а также недостаточности умственного развития, данные факторы приводят к личностной дезадаптации и оказывают сильное влияние на выполнение различных действий как в учебной, так и трудовой деятельности.
Развитие внимания является главным условием осуществления познавательной деятельности.
Умственная отсталость ребенка отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности, так как все процессы внимания нарушены.
Исходя из анализа проблемы, можно сделать вывод, что данная проблема является одной из самых актуальных проблем детской психологии и педагогики.
В отечественной психологии имеется ряд работ, посвященных изучению процессов внимания детей с интеллектуальной недостаточностью - Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, И.Л. Баскакова, Б.И. Айзенберг, С.В. Лиепинь, Н.С. Осипова, Г.М. Понорядова, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени, С.А.Сагдулаев, Н.П. Вайзман, Д.С. Гуровец. Исследования этих специалистов показывают, что при интеллектуальной недостаточности все свойства внимания нарушены, но в то же время, выявлены возможности коррекции недостатков внимания.
Объект исследования – внимание детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования – коррекция внимания детей дошкольного возраста с низким интеллектуальным развитием.
Цель исследования – выявить особенности внимания детей дошкольного возраста с низким интеллектуальным развитием, разработать и апробировать психологическую программу, направленную на коррекцию внимания у данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы внимания у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
2. Осуществить эмпирическое изучение внимания у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Составить и апробировать психологическую программу по коррекции внимания у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
4. Выявить эффективность работы по коррекции внимания у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: реализация психологической коррекционной программы позволит повысить уровень внимания у детей дошкольного возраста с низким интеллектуальным развитием.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
В качестве психодиагностических методик были использованы:
- исследование устойчивости внимания ребенка (методика Рисса);
- изучение избирательности внимания с помощью методики Г. Мюнстерберга;
- тест Корректурная проба (Тест Бурдона).
Эмпирическая база исследования: Детский сад для обучающихся по адаптивным образовательным программам.
Экспериментальная выборка: в исследовании принимали участие дети с низким уровнем интеллектуального развития в возрасте 4-х и 6-ти лет, среди которых 13 человек – возраста 4-х лет и 10 человек – возраста 6-ти лет. Общее число испытуемых – 23 человека.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении теоретических и методологических основ в области психологического изучения особенностей внимания умственно отсталых детей дошкольного возраста, в систематизации материалов эмпирических и экспериментальных исследований в русле данной проблемной области.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике психологической коррекции внимания у детей с низким уровнем интеллекта.
Научная новизна состоит в том, что в настоящем исследовании продемонстрированы особенности внимания у умственно отсталых детей дошкольного возраста. Проанализирован вопрос о влиянии уровня интеллектуального развития на особенности внимания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении представлены актуальность проблемы, цели, задачи. Первая глава посвящена теоретическому исследованию характеристик внимания у умственно отсталых дошкольников в отечественной и зарубежной литературе. Вторая глава посвящена диагностике внимания у данной категории детей. В заключении отражаются итоги, выводы проведенной работы. Библиографический список содержит 18 источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВНИМАНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Внимание как базовый познавательный процесс
Познавательные процессы необходимы в жизнедеятельности человека, так как его активность постоянна. Данные процессы являются фундаментальным фактором в развитии психики человека
Внимание является необходимой предпосылкой рассмотрения познавательных процессов личности. Состояние внимания проявляется в сенсорных, анемических, мыслительных и двигательных процессах.
С физиологической точки зрения, развитие – это избирательная направленность восприятия, которая, в свою очередь, оказывает влияние на концентрацию возбуждения и торможения определенных участков коры головного мозга.
Н.Н. Ланге изучал рефлекторное внимание. Ученый утверждал, что в качестве примера рефлекторного внимания может выступать глаз человека или поворот головы. Данные движения осуществляются на подсознательном уровне, они способствуют улучшению концентрации внимания. Рефлекторная форма восприятия непроизвольна.
Произвольное внимание зависит от процессов труда и деятельности человека. Например, без концентрации внимания, индивид может осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Отличительной особенностью данной формы восприятия является его сопровождение с переживанием, причем длительная концентрация приводит к утомляемости и даже к физическому напряжению.
Люди прилагают значительное усилие воли, чтобы понять содержание происходящего. Для человека важно осуществлять чередование внимания с сильного на слабое и наоборот с целью возрастания интереса к делу.
Произвольное внимание подразделяется на три вида:
1. Собственно произвольного. Данный вид подразумевает собой работу человека с целью достигнуть заранее поставленного плана;
2. Волевое внимание. Данный вид указывает на концентрацию нужной деятельности и отвлечения человека от мешающих факторов, способствующих торможению на пути к достижению цели;
3. Ожидательное внимание. Данный вид проявляется во время бдительности и осторожности в опасные для человека ситуации с целью обеспечения собственной безопасности.
Послепроизвольное внимание – это сознательный выбор объекта внимания. Данный вид связан с образованием новой установки и актуальной деятельностью, а не с предшествующим опытом человека.
Таким образом, внимание является как один из важнейших компонентов познавательной деятельности человека. Сущность данного психологического феномена складывается из его многозначности, включенности в развитие и функционирование различных проявлений познания. Внимание может находится на разных уровнях развития познавательной деятельности.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых дошкольников
Изучение проблемы внимания у детей дошкольного возраста с низким уровнем развития интеллектуальной деятельности является одним из важных процессов в психологии.
Исследования ученых таких как: Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др. свидетельствуют о значимости изучения и способах корректировки нарушения познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.
Умственная отсталость – это качественные изменения психики всей личности в целом, являющейся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Из-за низкого интеллектуального
Фрагмент для ознакомления
3
1. Литература 1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
2. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 207 с.
3. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей / М.П. Кононова. – М.: Медгиз, 1963.- 176 с.
4. Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении // Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983.- C. 18 – 22.
5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
6. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1984.
7. Петрова В.Г. Особенности внимания. Специфика основных свойств внимания // Психология умственно отсталых школьников / В.Г.Петрова, И.В.Белякова.- М.: «Академия», 2004. –С.42 – 46.
8. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1980. - С. 63-71. 9. Рубинштейн С.Я. Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей // Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1999. – C. 356 – 361.
9. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. — Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. — 40 с.
10. Лурия А.Р. Умственно-отсталый ребенок. — М., 1960.
11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
12. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякрва В.А. Дети с нарушениями умственного развития, — Иркутск, 1992.
13. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. Б.П.Пузанова. — М.: Академия, 2001. — 272 с.
14. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2007. — 480 с.
15. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2006. — 464 с.
16. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М., 1966.
17. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
18. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.