Фрагмент для ознакомления
2
9 Борис Б + Деятельность, связанная с развитием науки + Химия Интересно узнать, что-то новое
10 Владимир Ж + Деятельность связанная с исследованиями, большое влияние в клад науки + На семинаре Способ получения знаний
11 Павел Ю + Это производство новых знаний за счет работы над исследованиями + Лабораторные по биологии Интерес к теме
12 Елена П + Работа над какой то темой в науке + Лабораторные по дисциплине «биология» Получение знаний с приобретением опыта в научной деятельности
Таблица 2 - Данные полученные в ходе опроса. Вопросы 6-10
№ Респондент № вопроса
6 7 8 9 10
1 Тимур Т Гигиена питания, Хорошая оценка - - Индивидуально
2 Юлия Л Гигиены медицинских организаций, Обещал поставить хорошую оценку - - В групповой, чтобы разбираться вместе
3 Евгений П Изучение состояния окружающей среды, ее влияния на здоровье отдельных групп населения Это была обязательность + + В группе
4 Ирина К Питание детей Никак - + Входило в обязательность
5 Кристина Ф Влияние окружающей среды на здоровье Обычно за оценку - - Не занимаюсь
6 Павел В Вопросы формирования у населения навыков ЗОЖ Оценкой + - Больше в групповой форме
7 Артур К Обучение и воспитание детей и подростков Никак - - Индивидуально
8 Давид К Гигиены медицинских организаций Автомат за экзамен. Предоставить публикацию - - Индивидуально
9 Борис Б Гигиена детей Никак - - Индивидуально
10 Владимир Ж Влияние окружающей среды на здоровье Если напишу статью, мне это зачтется на защите дипломной работы - - В группе
11 Павел Ю Питание детей Педагог за оценку - - Групповая форма
12 Елена П Гигиена питания, Педагог за оценку + - В группе
Согласно результата опроса, мотивы студентов, выполняющих научно-исследовательские работы на кафедре, были разнообразны:
- личный интерес в углубленном изучении интересующей темы;
- обучение грамотному изложению своих мыслей;
- дополнение к портфолио;
- «автомат» за экзамен;
- приобретение опыта и навыков работы с литературой, со статистическими данными, по оформлению результатов, публичного выступления с защитой своей НИРС;
- получение рекомендаций для поступления в аспирантуру и др.
На вопрос, что было интересно, получены следующие ответы: «выдвижение гипотезы», «практическая часть», «работа с медицинскими документами», «формулировка собственных выводов по проблеме на основании изученного материала», «сам процесс был очень увлекательный».
К трудностям, с которыми студенты сталкивались при выполнении НИРС, отнесены:
- правильное формулирование цели и задач исследования;
- статистическая обработка материалов;
- объяснение сложных научных терминов более простым языком в публичном выступлении;
- краткость изложения материала при написании тезисов и оформлении презентации.
Большинство студентов признают, что труднее дается работа над тезисами, чем над презентацией, особенно при формулировке актуальности и заключения, когда из большого объема материала необходимо выбрать главное для раскрытия сути исследуемой проблемы.
Часть студентов, наоборот, испытывают большие трудности при оформлении презентаций – в выборе фона, шрифта, графического и табличного материала, объема текста и т.д.
Причем, использование статистических методов в научной работе одни студенты считают трудным, а другие – интересным. В ходе опроса студенты высказали некоторые предложения по привлечению студентов к научно-исследовательской работе: «освещать студентам новые научные статьи по актуальным на данный момент темам», «создавать условия для выполнения работ на актуальные темы с использованием различного оборудования, современных компьютерных программ», «увеличить стипендию и количество призовых мест, давать поощрительные призы студентам, не занявшим призовые места».
Для того чтобы студенты были заинтересованы в выполнении научноисследовательских работ, крайне важен выбор тем. Если предмет изучения им неинтересен, то это будет бесполезная трата времени для студентов и научных руководителей. Можно использовать темы, как выбранные студентами, так и предложенные научными руководителями; или взять за основу темы студентов и несколько их интерпретировать [4].
Темы, предложенные студентами, бывают достаточно интересны, но не всегда практически выполнимы из-за отсутствия условий или финансовых затрат.
Особенно печально, когда выполнение НИРС осложняется низкой материально-технической оснащенностью вуза. В этом случае приходится изыскивать личные возможности преподавателям и студентам.
Так как выбор темы научно-исследовательской работы напрямую связан с интересами студента, необходимо его внимательно выслушать, чтобы понять и выявить эти интересы. Некоторые студенты при изучении учебной дисциплины выбирают темы, связанные с лабораторно-инструментальными методами исследования, что всегда приветствуется.
Ведь тогда, кроме аналитической части, обязательной для всех НИРС, в процессе ее выполнения можно освоить лабораторно-инструментальный метод, который не только позволит совершенствовать практические навыки будущего врача, но и, вполне возможно, повлияет на выбор будущей специализации.
Часть студентов для научноисследовательской работы выбирает изучение того вопроса, который стал интересен в процессе обучения на аудиторных занятиях.
Студенты лечебного и педиатрического факультетов чаще всего выбирают разделы гигиены питания, гигиены медицинских организаций, показатели здоровья детей и подростков; студенты медико-профилактического факультета – вопросы изучения состояния окружающей среды, ее влияния на здоровье отдельных групп населения.
Так, на IV научно-практической конференции студентов «Окружающая среда и здоровье населения», организованной кафедрой
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) // Фетискин А.М. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. СПб.: Академия, 2002. C. 426–433.
2. Дикая Л. Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание педагогов // Человек. Сообщество. Управление. 2012. №
3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента. Психологические факторы успешности. М: АСВ, 2004.
4. Клещёва И. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении математики: Дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2003.
5. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистрантов): учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.
6. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 266.
8. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.
9. Лукашенко С. Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов // Казанский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 11–18.
10. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: МГУ, 1992.
11. Матюшкин A. M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 23–33.
12. Петрова, С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов / С. Н. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — № 10. — Т.2. — С. 173-175.
13. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: МГУ, 2000.
14. Посадова Т.А. Совершенствование управления системой НИРС в вузе. – Л.: ЛГУ, 1982. 6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Высшая школа, 1986.
15. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 22.11.2017) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг.».
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. С. 21.
17. Рубинштейн С.Л. ПринцИИ творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Методологические основы психологии: хрестоматия / Сост. Д.В. Лубовский. М.: АНО ПЭБ, 2008. С. 248–258.
18. С. 75–88. 8. Евинзон С. Р. Философско-социологический анализ творческого потенциала ученых: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. Томск, 1988.
19. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006.
20. Сычкова Н. В. Организация исследовательской деятельности студентов университета. Магнитогорск: МаГУ, 2002.
21. Торгашина Т.И. Научно-исследовательская работа студентов вуза как средство развития их творческого потенциала. – Волгоград, 1999.
22. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
23. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996.
24. Яровова Т.В. Высшее образование в пространстве глобальной экономики: анализ тенденций развития современного университета // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 2. – С. 84–86