Фрагмент для ознакомления
2
3. На протяжении последних ряда лет доля налоговых и неналоговых доходов снижается в структуре собственных доходов города (при одновременном росте объема налоговых и неналоговых доходов) в связи с увеличением средств, выделяемых из вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения.
4. По мере продажи активов объем поступлений по данной статье будет снижаться. В 2018 год продано муниципального имущества на 407 миллионов рублей, за январь-август 2019 года - на 197 миллионов рублей.
5. Обусловленное изменениями в законодательстве постепенное снижение доходов от сдачи городом в аренду земельных участков.
6. Постепенное сокращение преимущества Ярославля по средней зарплате по сравнению с соседними областными центрами.
Главные проблемы, с которыми сталкивается муниципальный сектор экономики Ярославля, следующие:
1. Недостаток поступления собственных средств для исполнения действующих расходных обязательств. Так, собственные доходы не обеспечивают минимально необходимые расходы в сумме 1,7 млрд рублей.
2. Низкая доходность сдаваемых в аренду активов, не используемых непосредственно в городском хозяйстве: зданий, помещений, сооружений. Поскольку в аренду сдается лишь 235 жилых и нежилых помещений (1,66 % принадлежащих городу площадей) и в 2018 году они принесли лишь 53 миллиона рублей дохода, для городского бюджета данный источник дохода является вспомогательным, т.к. задолженности по арендной плате составляют 60 миллионов рублей на 1 сентября 2019 г. ).
3. Непрозрачные процедура сдачи в аренду муниципальных зданий, помещений и земельных участков. Обращает на себя внимание заниженная, по сравнению с рынком, величина арендной платы за многие объекты: в среднем 2 748 рублей за кв. метр в год, или 229 рублей в месяц).
4. Низкая прибыльность муниципальных предприятий и АО с участием города. Сводный финансовый результат по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год по всем организациям муниципального сектора экономики - убыток 46,9 миллиона рублей. При этом сумма прибыли, полученная прибыльными организациями по итогам деятельности за 2018 год, составила 55,3 миллиона рублей, сумма убытка, полученного убыточными организациями - 102,1 миллиона рублей. (за 2017 год по тем же организациям - убыток 14,2 миллиона рублей).
По итогам деятельности за 2018 год из 20 организаций муниципального сектора экономики 14 сработали с прибылью, 6 - получили убыток, что составляет 70 % и 30 % от общего количества организаций муниципального сектора экономики соответственно (на уровне 2017 года). Дивиденды по акциям прибыльных АО с городским участием составили 7,9 миллиона рублей за 2018 год, и 40 миллионов рублей за январь-сентябрь 2019 года.
5. Завышенные расходы субъектов городской экономики. Согласно данным Союза городов Центра и Северо-Запада России, из всех областных центров этого макрорегиона Ярославль имеет наибольший объем муниципальных расходов на каждого жителя, - в два раза больше, чем, например, в Иваново. И почти в два больше, чем в Смоленске. Следовательно, городская экономика Ярославля располагает огромными резервами снижения расходов и повышения своей эффективности. Таким образом, муниципальный сектор экономики отличается крайне низкой эффективностью. Муниципальные предприятия не испытывают давления рынка и не заинтересованы в снижении затрат.
Для решения перечисленных выше проблем предлагаем следующие пути решения:
1. Повышение эффективности использования муниципального имущества.
1.1. Продажа сдаваемых в аренду активов, не используемых непосредственно в городском хозяйстве: зданий, помещений, сооружений.
Представляется целесообразным постепенно (чтобы не «обвалить» рынок) продать эти объекты; не столько для дохода, сколько для ликвидации потенциально коррупционно-опасной среды для муниципальных служащих. Достаточно вывесить в Интернете список объектов с указанием адреса, площади, величины арендной платы согласно действующему договору, и срока перезаключения договора аренды.
1.2. Продажа свободных от использования объектов (в настоящий момент их 290 единиц).
1.3. Увеличение поступлений от взыскания задолженности по аренде земельных участков. Доходы по данной статье в 2018 году составили 643 миллиона рублей, что значимо для бюджета. Однако изменения в федеральном законодательстве заложили долгосрочную тенденцию к снижению доходов от аренды муниципальных участков. Можно лишь активизировать работу по хотя бы частичному взысканию задолженности по арендной плате за землю, составлявшей 942 миллиона рублей (на 1 сентября 2019 года). По оценкам департамента финансов и КУМИ, реально взыскать около 10 % от суммы задолженности.
1.4. Уменьшение расходов. Главной причиной завышенных расходов является экономический механизм функционирования муниципальных предприятий и учреждений, при котором их себестоимость не ограничена себестоимостью у конкурентов, а автоматически признается обоснованной и включается в тариф. Эта система, разорившая Советский Союз, продолжает действовать в рамках муниципалитетов.
Для решения данной проблемы следует пойти по пути, давно опробованному в государственном и муниципальном секторе многих стран мира. Всех субъектов муниципальной экономики можно разделить на две группы: тех, кто работает на конкурентном рынке, и тех, кто не имеет (или фактически не имеет) конкурентов.
В первом случае следует приватизировать муниципальные предприятия и АО с участием города:
– АО «Ярославльзаказчик»
– АО «Горстройзаказчик»
– МУП «Ленинский рынок» (уже намечен к продаже)
– АО «Вознесенский»
– АО «Центр»
– АО «Волна»
– АО «Ярославльлифт».
Для монопольных (и потенциально монопольных) сфер деятельности целесообразен другой подход. Он не требует радикальных реформ, нужно лишь установить срок действия трудовых контрактов с руководителями муниципальных предприятий и АО с участием города, и заключать их по результатам открытого (на всю страну) конкурса. В условия контракта необходимо включить достижение как экономических (замораживание тарифов, снижение удельных затрат, получение определенной суммы прибыли предприятия, обновление оборудования за счет собственных средств предприятия), так и технических показателей (специфичных для каждого предприятия или учреждения).
Во избежание хищнического использования активов предприятия, при котором ради достижения контрактных годовых показателей изнашивается оборудование, не производятся необходимые техобслуживание и ремонты, снижаются качество услуг и надежность их оказания, следует заключать параллельный договор с физическим лицом - аудитором данного муниципального предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Разработан Минэкономразвития России и одобрен решением Правительства РФ от 22.11.2018г
3. Бабина, Е.Н. Экономика общественного сектора: учебное пособие / Е.Н. Бабина, Г.В. Бондаренко. – Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2019. – 122 с.
4. Бункина М. К. Макроэкономика. Курс лекций / М. К. Бункина. - М., 2018. - 301 с.
5. Бирамова, А.К. Муниципальный сектор экономики / А.К. Бирамова, В.В. Шалатов // Научный альманах. – 2018. – № 12-1 (50). – С. 28-31.
6. Бочкарев, А.В. Муниципальный сектор экономики в сфере финансов в РФ / А.В. Бочкарев // Социально-экономическое и политическое развитие территории: проблемы и решения. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 24-29.
7. Кабалоев, В.Р. Повышение экономической эффективности форм государственного предпринимательства / В.Р. Кабалоев // Экономика и предпринимательство. 2018. № 7 (96). С. 758-761.
8. Карпунина, Е.К. Трансформация как способ развития экономической системы / Е.К. Карпунина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 4(96). - С. 27-35
9. Кесаонова, В.Л. Государственное предпринимательство в России: состояние и проблемы развития / В.Л. Кесаонова // Гуманитарный акцент. 2019. № 3. С. 27-30.
10. Кисилев, Ф.И. Государственный сектор в современной экономике: проблемы и перспективы развития / Ф.И. Киселев // Вектор экономики – 2019 – №4 – С. 44-49.
11. Кисова, А.Е. Необходимость осуществления социальных инно¬ваций в России на современном этапе развития экономики / А.Е. Кисова, И.В. Герсонская // Финансовая экономика. - 2019. - № 1(часть 3). - С. 334-338.
12. Клименко, А.И. Государственное регулирование экономики как одно из условий обеспечения ее стабильности / А.И. Клименко // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. -2018. - № 24. - С. 279-283
13. Курченков, В.В. Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России / В.В. Курченков, О.С. Макаренко // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 2 (105). С. 10-15
14. Макаренко, О.С. Корпоративная модель государственного сектора российской экономики: тенденции и закономерности развития / О.С. Макаренко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2017. – Т. 19. – № 1 (38). – С. 68-75.
15. Макаренко, О.С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики / О.С. Макаренко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2020. - № 1(34). - С. 115-122
16. Мезенцева, Е.С. Государственное предпринимательство как инструмент трансформации промышленного комплекса / Е.С. Мезенцева, А.О. Пономарева // Цифровая трансформация промышленности: тенденции, управление, стратегии. Материалы I Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В.В. Акбердина. – 2019. – С. 373-380.
17. Нагалин, В.Ю. Расширение инструментария государственного предпринимательства в современной российской экономике / В.Ю. Нагалин // Российское предпринимательство. – 2018. – Т. 19. – № 10. – С. 3057-3064.
18. Нагалин, В.Ю. Эволюция института государственного предпринимательства / В.Ю. Нагалин // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. – № 3. – С. 309-314.
19. Плаксина, А.М. Государственное предпринимательство: трансформация бюджетного сектора Российской Федерации /А.М. Плаксина // Государство и бизнес. экосистема цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. – 2019. – С. 309-311.
20. Пожидаев, А.Е. Государственная собственность: понятие, виды и формы / А.Е. Пожидаев, Я.Е. Дудко // Экономика строительства и городского хозяйства. – 2018. – Т. 14. – № 2. – С. 95-100.
21. Самородова, Е.М. Исторический и зарубежный опыт управления предприятиями государственного и муниципального сектора экономики / Е.М. Самородова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 7. – С. 88-94.
22. Сприн, М.Н. Государственный сектор как элемент экономической системы / М.Н. Спирин, Л.П. Андреева // Актуальные проблемы лесного комплекса. – 2019. – № 43. – С. 225-228.
23. Государство и госкомпании контролируют 70% российской экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/artides/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki (дата обращения 13.04.2020)
24. Долю государства в экономике оценили по-новому. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2018-12-26/4_7474_gossektor.html (дата обращения 13.04.2020)
25. Долю государства в экономике оценили по-новому. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2018-12-26/4_7474_gossektor.html (дата обращения 13.04.2020)
26. Отчет мэра и мэрии города [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://city-yaroslavl.ru/munitsipalitet/otchyet-mera-i-merii-goroda/ (дата обращения 15.04.2020)
27. Унитарные предприятия - «теневой сектор» экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fas.gov.ru/news/27023 (дата обращения 13.04.2020)