Фрагмент для ознакомления
2
К методам обучения персонала вне рабочего места относятся такие, как чтение лекций, программированные курсы обучения, конференции, семинары, самостоятельное решение практических задач, деловые игры, методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей, рабочая группа («кружок качества») .
Методы обучения вне рабочего места в целом требуют больших затрат, чем методы обучения на рабочем месте. Однако их отличает более высокое качество умений и навыков, которые формируются. Преимуществом их применения также является, как правило, высокий уровень компетентности преподавательских кадров, владеющих новейшими знаниями и технологиями отрасли. Важной предпосылкой успеха обучения является учет психолого-педагогических закономерностей и особенностей ситуации. Для методов второй группы для этого есть большие возможности .
Итак, учет выявленных сильных и слабых сторон методов относительно целей предприятия и условий ситуации, будет способствовать повышению качества управленческих решений о выборе метода обучения персонала, и обеспечит как повышение эффективности процессов обучения персонала предприятия, так и общей эффективности организации.
1.3 Формы обучения персонала
Эффективным решением для компании, не готовой поступиться обучением сотрудников ради экономии, будет отказ от тренинговых методов обучения. В качестве альтернативы можно принять бизнес-тренера в штат. Таким образом, можно будет сэкономить на вознаграждении привлеченному со стороны специалисту и дадите новому сотруднику возможность разобраться в специфике бизнеса изнутри, до начала мероприятий по обучению персонала. Тем не менее, важно обращать внимание на нетренинговые методы поддержания квалификации персонала .
Проанализируем обучение сотрудников в качестве одного из мотивационных аспектов. Руководство организации должно обращать важно внимание на него наряду с самим процессом обучения персонала. При этом важно, чтобы сотрудники организации принимали некоторое участие в управленческих процессов. Реализация данной задачи представляется возможной посредством таких методов, как совещание, мозговой штурм, учет предложений сотрудников и т.д. Вовлекаясь в процесс управления, сотрудники сокращают расстояние между различными уровнями сотрудников, а также формируют сплоченность коллектива, его лояльность и приверженность целям компании .
Эффективное направление обучение персонала заключается в освоении сотрудниками новым методам и способам реализации возложенных задач. При этом здесь имеются в виду как профессиональные компетенции, так и навыки, которые дают управленцам возможность мотивировать персонал .
В настоящее время важным навыком персонала является владение переговорным процессом, различными методами разрешения конфликтных ситуаций управления стрессом, работой в условиях неопределенности. В свою очередь, линейные руководители должны обладать навыками обучения сотрудников на рабочих местах . Для решения данных задач весьма выгодным является внутрифирменное обучение, но в этом случае оно должно работать целенаправленно. Развитие персонала в этом случае возлагается на линейных руководителей. В случае смены вида деятельности и открытии новых направлений работы привлекаются новые сотрудники, которые должны обучиться стилю работы в компании, наладить взаимоотношения с членами сложившегося коллектива .
Далее рассмотрим виды обучения, которые могут применяться. Одной из эффективных форм является дистанционное обучение, положительные аспекты которого заключаются в том, что оно позволяет сэкономить средства на аренде помещения и осуществлять образовательный процесс без отрыва от рабочего процесса. Сотрудники, в свою очередь, могут обучаться в любом удобном для себя месте. В том случае, если используются услуги сторонних преподавателей, то это также поможет снизить издержки на обучение .
Онлайн-обучение сотрудников может быть реализовано посредством вебинара, фильма, курса либо тестирования. Самые разнообразные формы обучения стимулируют интерес к получению сотрудниками новых знаний, а работодатель в данном формате сможет отслеживать эффективность непосредственно самого процесса обучения .
Таким образом, обучение персонала – это одно из важнейших направлений управления персоналом. Грамотно выстроенная система обучения персонала позволяет сформировать и поддерживать кадровый потенциал, повысить профессиональное мастерство сотрудников, сформировать у них современное экономическое мышления, умения работать в команде, обеспечивая на этой основе высокую производительность труда и эффективное функционирование организации в целом.
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Гамма» сеть чебуречных «Брынза» и разработка рекомендаций по обучению персонала
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Сеть чебуречных «Брынза» – это современное стильное пространство, одинаково удобное и для быстрого обеда, и для неспешной беседы. В заведении два зала: один поменьше, для курящих, второй – для не курящих. Главным блюдом кафе «Брынза» являются чебуреки, которые отличаются широким ассортиментом.
Помимо чебуреков в «Брынзе» представлены салаты, супы в горшочках и горячие блюда: цыпленок табака, плов из говядины, жаркое в горшочках. Отличное дополнение к «чебуречному» обеду – бокал свежего домашнего пива «Брынза». Для тех, кто не употребляет алкоголь, есть самодельный морс и квас. Каждый сезон гостей «Брынзы» ждут новые сезонные предложения. Например, весной здесь презентуют постное меню: картофельные драники, грибной суп из боровиков и шампиньонов, чебуреки с гречневой кашей и овощами. Основными блюдами, представленными в меню сети «Брынза» являются такие, как: лапша, чебуреке, шашлыки, салаты, супы, горячие блюда, алкогольные и безалкогольные напитки и т.д. Также имеется туристическое меню .
Рассмотрим основные технико-экономические показатели за 2017-2018 гг. (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Показатели деятельности сети чебуречных «Брынза» за 2017-2018 гг.
Наименование показателя 2017 год 2018 год Отклонение, +/-
(тыс.руб.) (тыс.руб.) 2018-2017
Выручка от реализации 2628480 2345621 -282859
Себестоимость продаж 2070419 2165124 94705
Валовая прибыль 558061 544350 -13711
Коммерческие расходы 65369 67854 2485
Управленческие расходы 299996 305487 5491
Прибыль от продаж 192696 195411 2715
Чистая прибыль 111546 134659 23113
Рентабельность продаж 4,2% 5,7% 0,5%
Средняя стоимость основных средств 164864 164911 47
Фондоотдача 15,9 14,2 -1,7
Фондоемкость 0,06 0,05 -0,01
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала 1,79 1,84 0,05
Период оборота оборотного капитала, дней 201,1 195,7 -5,4
Выручка от реализации снизилась в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 282859 тыс. руб. Себестоимость продаж увеличилась на 94705 тыс. руб. За счет того, что себестоимость продаж возрастала более высокими темпами, чем выручка от реализации валовая прибыль ниже, чем в 2015 году: на 13711 тыс. руб.
Коммерческие расходы в 2018 году возросли на 2485 тыс. руб. Управленческие расходы возросли на 5491 тыс. руб.
В результате такого изменения прибыль компании от продаж выросла лишь только на 2715 тыс. руб. Чистая прибыль, полученная компанией, возросла на 23113 тыс. руб., а рентабельность продаж выросла на 0,5%.
Рентабельность продаж или норма прибыльности характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.
Средняя стоимость основных средств выросла в 2018 г. на 47 тыс. руб. Это говорит о превышении выбытия основных средств над поступлением и негативно характеризует процесс обновления основных средств.Увеличение выручки от реализации при сокращении средней стоимости основных средств повлияло на рост показателя фондоотдачи. Фондоотдача представляет собой финансовый коэффициент, который характеризует эффективность использования основных средств. Фондоотдача показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Азямова, Л. Как построить систему отбора персонала / Л. Азямова, В. Закирко // Кадровик. – 2018. – № 11. – С. 45-49.
2. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами /
М. Армстронг; 10-е издание ; перев. с англ. – СПб: Питер, 2016. – 848 с.
3. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления / В.И. Бовыкин. – М.: Экономика, 2015. – 113 с.
4. Ботвинник, С.Л. Характеристика современного подхода к формированию кадрового резерва и пути его совершенствования /С.Л. Ботвинник // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №5. – С. 90-94.
5. Герш, М.В. Планирование персонала /М.В, Герш // Отдел кадров коммерческой организации. – 2014. – № 9. – С. 32-35.
6. Гутгарц, Р.Д. Применение новых информационных технологий в управлении кадрами/ Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №1. – С. 48-50.
7. Жураховский, А.С. Проблемы формирования кадрового резерва: анализ практики и новые возможности его использования в современных условиях /А.С. Жураховский // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2014. – №1. – С. 48-52.
8. Кибанов, А.Я. Управление сотрудниками организации/ А.Я. Кибанов – М.: ИНФРА, 2015. – 418 с.
9. Магура, М. И. Организация обучения персонала компании /М. И. Магура, М. Б. Курбатова. – М. : Интел-Синтез, 2014. – 244 с.
10. Моргунов, Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для академического бакалавриата / Е. Моргунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2015. – 561 с.
11. Одегов, Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование. Учебник / Ю.Г. Одегов, М.Г. Лабаджян. - М.: Юрайт, 2016. - 446 c.
12. Официальный сайт сети чебуречных «Брынза» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cafebrynza.ru- Дата обращения: 17.01.2020.
13. Папулов, П.Р. Кадры управления производством. Деятельность. Формирование / П.Р. Папулов – М.: Наука, 2014. – 288 с.
14. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчанинова и др. – 4-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2012. – 279 с.
15. Резанович, Е.А. Обучение персонала как средство преодоления экономического кризиса на предприятии / Е.А. Резанович, В.П. Горшенин // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-5. – С. 1041-1045.
16. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление сотрудниками / В.А. Спивак В.А. – СПб.: Питер, 2015. – 270 с.
17. Чуланова, О. Л. Основные риски при внедрении модели компетенций в управление персоналом организации / О. Л. Чуланова // Современные проблемы и перспективы экономического развития и управления: сборник научных трудов. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2014. – С. 173-178.
18. Шекшня, С.В. Управление сотрудниками современной организации / С.В. Шекшня – М.: ИнтелСинтез, 2015. – 86 с.
19. Шекшня, С.В. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета / С.В. Шекшня, Н.Н. Ермошин.– 8-е изд., перераб. и доп. – М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. – 376 с.
20. Щекин, Г. В. Теория и практика управления персоналом : учеб.-метод. пособие / Г.В. Щекин; авт.-сост. Г.В. Щекин. – 2-е изд., стереотип. – К. : МАУП, 2015. – 280 с.