Фрагмент для ознакомления
2
Как видно из таблицы 4, за год была проделана достаточно большая работа по улучшению денежно-кредитной политики, а также по упрощению применяемых ей инструментов .
По кредитам, выданным ЦБ, ситуация такая же, как и с депозитами – сумма задолженности по ним постепенно сокращается. Вместе с сокращением профицита, сократилась и задолженность банков перед Банком России по обеспеченным кредитам, срок до даты погашения которых составляет более 180 дней. Сумма и по кредитам, до погашения которых осталось от полугода до года, и по кредитам, до погашения которых более года снизилась одинаково на 47 млрд руб. Именно за счет этого снижения упала итоговая задолженность перед Центральным банком – с 345,4 до 269,3 млн руб., или на 22,1% в процентном выражении.
Таблица 4
Задолженность по обеспеченным кредитам Банка России, млн руб.
Дата Срок до даты погашения кредита Итого
до 7 дней от 8 до 30 дней от 31 до 90 дней от 91 до 180 дней от 181 до 365 дней более 365 дней
09.01.2019 29125 4543 9354 23478 46352 156433 269285
10.09.2018 488713 5976 60271 34749 35890 159126 784726
10.05.2018 5483 1693 32395 32230 73886 170069 315755
09.01.2018 18468 1430 10078 18755 93426 203242 345399
09.10.2017 13 348 2 113 13 192 25 420 47 311 248 342 349 727
10.07.2017 5 345 4 811 5 085 12 305 49 993 252 175 329 714
10.04.2017 4 617 5 520 7 318 11 744 38 048 255 977 323 225
09.01.2017 250 808 224 483 174 034 10 732 18 833 271 491 950 382
10.10.2016 2 606 15 516 15 828 242 208 15 366 248 442 539 966
08.07.2016 627 7 012 6 493 18 252 252 286 232 882 517 552
08.04.2016 6 742 3 809 279 757 3 930 514 140 198 065 1 006 442
11.01.2016 140 920 610 808 394 418 163 166 12 227 648 878 1 970 417
09.10.2015 584 457 5 907 1 223 705 67 481 168 889 582 839 2 633 278
09.07.2015 629 849 494 392 1 422 706 138 732 314 530 44 009 3 044 217
В завершение стоит отметить тот факт, что на нынешнем этапе Банк России осуществляет политику санации и централизации всей денежно-кредитной системы – отзыва лицензии у кредитных организаций, проводящих высокорискованную политику, способную нарушить стабильность банковского сектора и подорвать доверие к банковской системе населения и бизнеса. Это происходит сравнительно интенсивно и длительно. И можем отметить, если на 1 января 2019 г. в России действовало 561 банков, то на начало 2020 г. их было уже 484, то есть за прошедший год их количество сократилось на 77.
2.2. Особенности процессов развития денежно-кредитной системы в переходной экономике
Одним из важнейших пунктов экономической науки считается денежная система, способствующая круговороту доходов и расходов и правильно функционирующая. Более того, денежная система включает в себя множество отношений, которые возникают при обращении национальной валюты в государстве.
На сегодняшний день для нашей страны присуща денежная система, включающая: официальную денежную единицу, эмиссию наличности, организацию наличного денежного обращения. В РФ официальной валютой признан рубль, который, в свою очередь, состоит из ста копеек. На территории нашей страны строго запрещено введение каких-либо иных денежных единиц или выпуск денежных суррогатов. Как банкноты, так и монеты являются абсолютными обязательствами Банка России, которые обеспечены всеми её активами и при этом, обязательны к приему по нарицательной стоимости при любых видах платежей.
При анализе денежной системы РФ одним из важных аспектов является денежная масса государства, которая представляет собой всю систему наличных и безналичных платёжных (покупательских) средств. С помощью этих средств происходит обеспечение обращение товаров и услуг, находящихся в расположении государства, физического или юридического лица, являющаяся важнейшим количественным показателем денежного обращения .
При описании и анализе денежной системы применяется система денежных агрегатов. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности, т.е. возможностью превращения в наличные деньги. В нашей стране выделяют следующие денежные агрегаты.
1. Агрегат М0 – представляет собой агрегат, который включает в себя наличные деньги в обращении (металлическая монета, бумажные купюры);
2. Агрегат М1 состоит из агрегата М0, но еще добавляются средства, находящиеся на текущих счетах банков, вклады до востребования, которые возможно использовать незамедлительно как средство обращения или средство платежа;
3. Агрегат М2 включает в себя М1, но помимо этого сюда включаются средства сберегательных и срочных счетов коммерческого банка. Эти деньги могут быть использованы вкладчиками лишь по истечению предусмотренного в депозитном договоре времени.
4. Агрегат М3, включая М2, состоит из сберегательных вкладов, находящихся в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке.
5. Агрегат М4 (+ М3) и денежные обязательства. Это средства, превратить которые в «живые» деньги потребует много времени (вексель физического и юридического лица, акция, облигация и депозитный сертификат коммерческого банка).
Нарушение денежного обращения происходит в том случае, если между агрегатами нет равновесия. Доказано, что равновесие происходит при М 2>М 1, оно укрепляется при М 2 + М 3 > М 1. Таким образом, денежный капитал переходит в безналичный оборот. При другом соотношении будет наблюдаться рост цен, нехватка денежных знаков и тому подобное. Чтобы определить денежную массу страны, необходимо использовать разное количество агрегатов, но сопоставить все. Рассмотрим агрегированные показатели структуры денежной массы в РФ за 2013-2019 гг., являющиеся основными макроэкономическими индикаторами, на примере данных таблицы 5.
Таблица 5
Динамика денежной массы (М2) в 2013-2019 гг. на начало года
Год Денежная масса в млрд. руб. Виды Удельный вес М0 в М2 (%)
Наличные деньги Переводные депозиты Другие депозиты
2013 20011,9 5062,7 5797,1 9152 25,3
2014 24204,8 5938,6 6818,3 11447 24,5
2015 27164,6 6430,1 7264 13470,6 23,7
2016 31155,6 6985,6 8526,3 15643,7 22,4
2017 31615,7 7171,5 8170 16274,3 22,7
2018 35179,7 7239,1 9276,4 18664,1 20,6
2019 38417,9 7714,8 9927,6 20775,5 20,1
Можно заметить, что за несколько лет динамика денежной массы подверглась изменениям. В таблице 5 мы можем проследить заметное увеличение с 2013 по 2019 года денежной массы (М2). Но также заметно сокращение удельного веса (М0) на 5,2 %, что означает уменьшение объёма денег, выпущенных Центральным Банком РФ. В таблице хорошо заметно, что наличные деньги составили разницу по сравнению с 2013 годом на 265,1.
По оценке Банка России, процесс восстановления кредитной активности в 2019 г. в целом был сбалансированным. При этом рост денежного предложения в целом соразмерен увеличению экономической активности и не создает дополнительных инфляционных рисков. С учетом этого Банк России сохраняет прогноз динамики денежной массы на 2019 г., а также среднесрочные прогнозы денежного предложения и кредита.
Как совокупность денежных потоков, денежное обращение принято делить на наличное и безналичное. В развитой рыночной экономике безналичное обращение превышает наличное обращение. По сравнению с 2017 годом на сегодняшний день безналичное обращение увеличилось на 6213,4 млрд руб. Наличное обращение тоже подверглось увеличению, хоть и такому значительному, на 1284,6 млрд руб.
Из проведённого анализа структуры денежной массы можно сделать вывод, что в условиях экономической нестабильности при проводимой политики Центрального Банка РФ по сдерживанию темпов инфляции, можно заметить последствия, которые отрицательно складываются на экономике России. В том числе на уменьшении денежной массы и темпов роста ВВП, а снижение темпов роста в экономике ведет к практически отсутствующему росту денежных агрегатов, а значит, к ухудшению большинства показателей.
Итак, в настоящее время перед Центральным банком России стоят стратегические задачи по созданию национальной платежной системы и международного финансового центра, формированию эффективной системы надзора за деятельностью кредитных организаций, недопущение использования кредитных учреждений для отмывания преступно полученных денег .
От эффективности функционирования ЦБ РФ и верно выбранных методов осуществления его деятельности зависит устойчивость и в дальнейшем рост экономического потенциала государства, а также отдельных секторов его экономики и укрепление позиций РФ на международном рынке. Кроме этого, приведенные в работе официальные данные ЦБ РФ позволили наглядно увидеть воздействие этих инструментов на развитие в целом экономики страны. Говорить об эффективности денежно-кредитной политики еще рано. И значительные изменения, реформирование этой области в ближайшие годы, согласно основным направлениям денежно-кредитной политики, не предвидятся.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный Закон РФ от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция). // Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 01.05.2017 No 92-ФЗ – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.
4. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 22.04.1996г. N 39-ФЗ. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.
5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 10.07.2002 N 86ФЗ (ред. от 07.03.2018). – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.
6. О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России [Электронный ресурс]: Информация Банка России от 13.09.2013 // Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
7. Абрамова М.А. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России: мнение экспертов [Текст] // Экономика. Налоги. Право. 2016. No1. – С. 615.
8. Бикалова Н.А. Денежно-кредитная политика Банка России как составная часть экономической политики государства [Текст] // Символ науки. 2016.No71(19). – С. 2123.
9. Борозенец В.Н. Денежно-кредитная политика Банка России в период кризисных явлений [Текст] // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 3. - С. 3-8.
10. Веселков А.В. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях экономической нестабильности [Текст] // Наука и бизнес: пути развития. - 2016. - № 1. - С. 49-52
11. Герасимова Е.Б. Анализ качества банковских услуг [Текст] // Банковское дело. – 2017. – №16. – С. 39-47.
12. Градова Н.С. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях режима инфляционного таргетирования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/27/3254/, свободный.
13. Доклад ЦБ РФ о денежно-кредитной политике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=ddcp, свободный.
14. Ендронова В.Н. Банковский продут как категория рыночной экономики [Текст] // Банковское дело. – 2016. – № 21. – С. 54-61.
15. Ендронова В.Н. Создание и продвижение кредитного продукта [Текст] // Банковские продукты. – 2017. – № 20. – С. 66.
16. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции [Текст]. – М.: Банки и биржи, 2017. – 467 с.
17. Колесников В.Н. Банковское дело [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 455 с.
18. Курманова Л.Р. Вопросы развития рынка банковских услуг [Текст] // Финансы и кредит. – 2016. – № 12. – С. 56-67.
19. Кудюрова А.В. Центральный Банк России, его фунеции и роль в экономике [Текст] // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(47). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sibac.info/archive/ meghdis/12(47).pdf, свободный.
20. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 365 с.
21. Миловидов В.Д. Современное банковское дело [Текст]. – М.: Дрофа, 2017. – 122 с.
22. Наумкина Т. В., Сазонова М. А. Денежно-кредитное регулирование России на современном этапе [Текст]// Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 437-439.
23. Носкова И.Я. Международные кредитно-валютные отношения [Текст]. – М.: Банки и биржи, 2016. – 317 с.
24. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика [Текст]. – М.: Финстатинформ, 2016. – 367 с.
25. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» (утв. Банком России) [Электронный ресурс]: Информация Банка России // Режим доступа: http://www.cbr.ru, свободный.
26. О ставке рефинансирования Банка России. Вестник Банка России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru, свободный.
27. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 г. и период 2019 и 2020 гг. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2018(2019-2020).pdf, свободный.
28. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/free/b04_03/Isswww., свободный.
29. Официальная статистика. Национальные счета. ВВП. Годовые данные. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.
30. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: htp://www.cbr.ru/statistics/, свободный.
31. Плотицина Л.А. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты [Текст]. – М.: Метаинформ, 2017. – 116 с.
32. Система инструментов денежно-кредитной политики. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cbr.ru, свободный.
33. Статистика. Макроэкономическая финансовая статистика. Денежно-кредитная и финансовая статистика. Показатели денежно-кредитной статистики. Денежная масса. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru, свободный.
34. Статистика. Банковский сектор. Показатели деятельности кредитных организаций. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cbr.ru, свободный.
35. Статистика. Банковский сектор. Информация о банковской системе Российской Федерации. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cbr.ru, свободный.
36. Финансы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://finance.rambler.ru/currencies/dynamics/
37. ЦБ назвал основные приоритеты до 2020 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fomag.ru/news/tsb-nazval-osnovnye-prioritety-do-2020-goda/, свободный.