Фрагмент для ознакомления
2
по цвету. Получается, происходит подтверждения факта, что новые действия восприятия создаются ранее для тех свойств, ведь именно от них зависит вероятность исполнения практических действий с предметами, а лишь потом уже переносятся на новые характеристики. Зрительный выбор по стандарту, гораздо труднее, чем элементарно узнавание знакомого предмета. Выполнение такой деятельности показывает на сознание ребенком существования множества предметов, имеющих однообразные свойства. К 3 годам ребенок обследует предмет при сопоставлении с другим наиболее подробно, не ограничиваясь одним бросающимся в глаза признаком[19, с.89].
Е. О. Смирнова отмечает, что сенсорное развитие детей раннего возраста еще мало, они не способны, верно, выбирать предмет по стандарту, если им дают для выбора больше двух предметов, или если предметы состоят из нескольких частей, или в окраске предметов встречает несколько чередующихся цветов[23, с.43].
Ребенок второго года жизни при сопоставлении предметов применяет в качестве стандарта любой из них, на третьем году жизни отлично знакомые предметы становятся неизменными стандартами, с которыми сравниваются характеристики остальных объектов. В качестве таких образцов способны выступать реальные объекты или представления о них, закрепившиеся в памяти ребенка.
Скапливание представлений о свойствах предметов будет зависеть от того, насколько в собственных предметных действиях ребенок овладевает зрительной ориентировкой, исполняя действия восприятия. Поэтому для обогащения опыта ребенка раннего возраста представлениями о свойствах предметов важно, чтобы он исполнял предметные действия, которые требуют учета данных свойств.
Ребенок раннего возраста может изучить представления о пяти-шести формах и восьми цветах. Не следует ограничивать материал, с которым действует ребенок, тремя-четырьмя цветами и двумя-тремя формами[24, с.46].
Таким образом, ранний возраст мы можем рассматривать, как особую ступень сенсорного развития, главным новообразованием которой является развитие перцептивных действий, основанных на применении предметных предэталонов.
К трехлетнему возрасту у ребенка складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позже – зрительное соотнесение предметов. В данном возрасте появляются представления о свойствах предметов, при этом усвоение свойств определяется их значимостью в практической деятельности
1.3.Характеристика дидактической игры как средства сенсорного развития детей раннего возраста
Игра является формой деятельности в определенных ситуациях, которая направлена на воспроизведение и изучение публичного опыта.
Л. Б. Фесюковой было отмечено, что дидактическая игра исполняет роль многопланового педагогического явления. Она считается игровым способом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, также формой обучения, также самостоятельной игровой деятельностью, также средством многостороннего обучения личности ребёнка[4, с.19].
По мнению А. К. Бондаренко, что дидактическая игра – умышленно сделанная игра, исполняющая назначенную дидактическую задачу, она же скрывается от ребенка в игровой ситуации, за всеми игровыми действиями [4, с.19].
А. Н. Леонтьев подмечал, что дидактические игры можно отнести к рубежным играм, которые представляют собой переходную форму от не игровой деятельности, к игре. В данных играх активизируется познавательная деятельность, интеллектуальные операции, которые формируют основу воспитания и обучения[19, с. 78].
Дидактическая игра как независимая игровая деятельность стоится на осознании данного процесса. Самостоятельная игровая активность исполняется только в том случае, если дети способны проявить интерес к игре, интерес к ее действиям и правилам, если ее критерии ими усвоены.
Дидактическая игра, как один из видов игры является игрой с правилами. Данные правила специально созданы, с целью обучать, и воспитывать детей. В дидактической игре содержатся:
- задачи педагогические и игровые;
- наличие правил;
- присутствие определенных действий;
- полученный результат[14, с.484].
В дидактической игре находит применение определенный изучаемый материал, который разделяется на:
- предметный материал, то есть это дидактические игрушки;
- настольный печатный материал, который основан на подборе картинок или что-то другое;
- словесный материал.
К дидактическим играм относятся следующие игры:
- на быстроту реакции;
- на внимание;
- тренировка наблюдательности;
- развитие чувства времени;
- развитие творческих способностей[15, с.200].
По способу организации деятельности дидактические игры разделяются на:
- игра, основанная на поручениях;
- игра, основанная на путешествии;
- игры в виде загадок;
- игры в форме предложений;
- игры в форме беседы[15, с.201].
Классификация игр, которые используются в учебном воспитательном процессе:
- обучающие игры, которые способствуют усвоению текстовой информации, способны развить умения и навыки, которые требуются для обучения, также развивают восприятие, внимание и память;
- подвижные игры в помещении и на свежем воздухе – это игры для психической и физиологической разгрузки, которые стимулируют творческую активность, коллективную деятельность;
- социально-психологический ролевой тренинг – игры, которые направлены на отработку навыков выполнения тех или иных социальных функций;
- психотехнические игры – процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций таких, как внимание, память, воображение, эмпатии[17, с.232].
Структура игровой деятельности подобна логике любой деятельности. В ней содержатся следующие основные этапы:
- этап подготовки, то есть выбор игры, постановка целей, разработка программы проведения;
- этап проведения, то есть воплощение программы;
- этап итогов, то есть анализ игры в целом, оценка действий каждого участника.
В процессе дидактического проектирования педагог выбирает в качестве оптимального технологического способа обучение игре[17, с.232].
Роль преподавателя в игре очень важна, требует знаний, быть всегда готовым ответить на вопросы детей, играя с ними, проводить процесс обучения неприметно.
Игра-путешествие - игра, содержащая действия, идеи, эмоций ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
Игры-поручения организуются по такому же принципу, что и игры-путешествия, но по содержанию они легче и по длительности короче. В их основе заключены действия с предметами, словесные задания, игрушками. Игровая задача и игровые действия в них сформированы, на сути предложения сделать, что-либо.
Игры-предположения. Иногда началом данной игры может стать картина.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит глубоко в прошлое. Загадки формировались самим народом, вступали в ритуалах, традициях, включались в праздники.
Игры-беседы (построены на диалоге). В основе игры-беседы заключено общение преподавателя с детьми, детей с преподавателем и детей друг с другом. Данное общение обладает особенным характером обучения в виде игры и игровой деятельности детей[17, с.233].
Обязательными структурными компонентами дидактической игры считаются: воспитывающая и обучающая задача, игровые действия и правила.
Во всякой дидактической игре имеется своя задача, построенная на обучении. В этом и есть отличие одной игры от другой игры. Для дидактической игры, как и для каждой игры с правилами, типично присутствие игрового плана или игровой задачи. Игровые задачи могут устанавливаться самые различные. Для дидактических игр типично присутствие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею управляются взрослые, формируя ту или другую дидактическую игру, но облекают ее в интересную для детей форму.
А. С. Спиваковская указала, учебная задача в дидактической игре не должна быть сформирована прямым образом перед детьми, благодаря чему традиционно говорится о невольном освоении учебного материала. Двойной характер дидактической игры – игровая форма и учебное направление – увеличивает заинтересованность ребенка, провоцирует и увеличивает эффективность овладения конкретным материалом [21, с.17].
Существенным компонентом дидактической игры считаются правила. Исполнение правил гарантирует реализацию игрового содержания. В игре
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина. – М.: Педагогика, 2012 – 356 с.
2. Бабиева, Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов /Н.С. Бабиева /А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова, Е.М. Терешина, Е.Д. Щелкунова //Перспективы науки. – 2016 – № 2 (77). – С. 64-67.
3. Басырова, Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016 – № 2 (53). – С. 30-32.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду //Ребенок в детском саду № 4 2012 . С.17-20.
5. Букатов, В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина /В.М. Букатов. – СПб: Речь, 2010 – 253 с.
6. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. №12. 2006 С.32 36.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л.А. .Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер М.: Просвещение, 1998 -143 с.
8. Венгер, В.А. Воспитание способностей к наглядному 2002 пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. №3. С.398 402.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2012. – 190 с.
10. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Венгера Л. А, Просвещение М.: 2010 - 144 с.
11. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод. пособие для педагогов дош. образов. учреждений /Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2007 125 с
12. Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста /Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. М.: Владос, 2007 – 304 с.
13. Игнатович, И.И. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста средствами развивающей игры /И.И. Игнатович, М.Н. Хоняк //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015 – № 2 – С. 217-219.
14. Киршова, Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр /Р.Г. Киршова //Традиции и инновации в современной науке: сб. матер. XVI Международной научно-практической конференции. – М., 2016 – С. 483-484.
15. Ковальчук, С.П. Роль дидактической игры в сенсорном развитии ребёнка в младшем дошкольном возрасте /С.П. Ковальчук //Евразийский научный журнал. – 2015 – № 10 – С. 200-201.
16. Комарова, И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста /И.В. Комарова, Л.Л. Махина //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014 – № 11 – С. 144-149.
17. Лошкарева, М.С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников /М.С. Лошкарева, Л.П. Лазарева //Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. – М., 2016 – С. 232-236.
18. Микляева, Н.В. Теория воспитания дошкольников: учебное пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. . М.: Академия, 2010 208 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 2002. - С.314.
20. Нечаева, И.Ю. Система сенсорного развития детей /Л.А. Медведева //Справочник старшего воспитателя. 2010 №1. С.5870.
21. Павлова, Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения - пособие для воспитателей, родителей до трех лет, МОЗАИКАСИНТЕЗ, -М.: 2010: - С. 223.
22. Сакулина, Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду /Н.П. Сакулина и Н.Н. Поддьякова. М.: Просвещение 2001,- С. 176.
23. Смирнова, Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1-4 /Е.О. Смирнова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010 – 104 c.
24. Смирнова, Л.С. Психология дошкольника - М. :ВЛАДОС, 2001.- 368 с.
25. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
26. Соловьева, О.Н. Сенсорное развитие дошкольников /О.Н. Соловьева // Наука и современность. – 2012 – № 17 – С. 138-142.
27. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста /Е.А. Янушко М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ-2009, - С.72.