Фрагмент для ознакомления
2
анкетирование.
В анкетировании приняли участие студенты четвертого, выпускного курса (27 человек) специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) (техник-программист). На четвертом курсе студенты продолжают осваивать дисциплины экономического цикла, проходят на IT-предприятиях технологическую и производственную практику.
Для анализа когнитивного компонента, было проведено анкетирование студентов по вопросу: «Почему, на Ваш взгляд, экономические знания нужны современному человеку?» [Шайдуллина, c. 238]
Цель анкетирования: выявить мотивы, определяющие необходимость освоения экономических знаний студентами в процессе подготовки к профессиональной деятельности.
Результаты анкетирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анкетирования по вопросу необходимости получения экономических знаний
№ Варианты ответов 4 курс,
%
1 Экономические знания необходимы для организации собственного де-ла, предпринимательской деятельности 47,7
2 Экономические знания необходимы в повседневной жизни и деятельности человека (труд, потребление, сбережения и пр.) 46,7
3 Экономические знания необходимы для будущей профессиональной деятельности, для карьерного роста в своей профессии 45,8
4 Экономические знания необходимы для эрудиции, расширения кругозора, повышения уровня экономической культуры 45,7
5 Экономические знания формируют рыночные навыки, помогают быстрее адаптироваться к рыночной экономике, развивают способности к принятию рациональных решений (развитие экономического мышления) 28,0
6 Экономические знания важны для формирования собственной позиции, как гражданина, избирателя. 18,7
7 Экономические знания не нужны и не применяются на практике 2,8
Анализ анкетирования показывает, что студенты, хотя и получают техническое образование, предполагают необходимость получения экономических знаний для карьерного роста (45,8 %), для занятия в будущем предпринимательской деятельностью и организации собственного дела (47,7%). Только 28,8% опрашиваемых студентов констатируют необходимость развития экономического мышления и развития способностей к самостоятельному, рациональному принятию эффективных экономических решений, что указывает на недостаточное понимание студентами значимости данного фактора, определяющего качество конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда. Недооценивается студентами и то, что понимание сути происходящих в стране социально-экономических процессов создает среду для развития гражданского самосознания личности (18,7%). Следовательно, можно сделать вывод о том, что экономическая социализация студентов колледжа, должна быть направлена не только на усвоение социально-экономического опыта, но и преобразование его в собственные установки, ориентации, ценности, т.е. содействовать формированию активной жизненной позиции и готовить студентов к участию в общественно-политической и экономической жизни страны.
Графическая интерпретация результатов представлена на рисунке 1
Рис.1. Результаты анкетирования необходимости получения экономических знаний (ЭЗ)
Экономическая социализация, как уже было отмечено ранее, предполагает освоение студентами моделей экономического поведения и экономических ролей, в результате чего формируется собственная стратегия экономического поведения (деятельностный компонент процесса экономической социализации). Субъектную позицию личности студента в сфере экономических отношений позволило выявить анкетирование. Ответы студентов на вопрос: «Ваше экономическое поведение в будущем будет ориентировано на …» (автор Р.М. Шайдуллина) [Шайдуллина, с.238] представлено в таблице 3 и на рисунке 2
Таблица 3
Результаты ответа на вопрос ориентации экономического поведения в будущем
№ Варианты ответов 4 курс,
%
1 Ориентировано на доходы от трудовой деятельности 87,85
2 Ориентировано на доходы от предпринимательской деятельности 44,85
3 Ориентировано на доходы от собственности 12,14
4 Ориентировано на помощь предприятия (фонд социального развития) 4,67
5 Ориентировано на помощь государства (социальные пособия) 4,67
Рис.2. Результаты анкетирования по ориентации экономического поведения в будущем
Полученные данные показывают, что большинство студентов (87,85%) ориентировано на получение в будущем доходов от трудовой деятельности и возможности заняться по окончании учебы предпринимательством (44,85%). Незначительная часть студентов надеется на социальную помощь от предприятий и государства (4,67%) что в принципе можно ожидать от студенческой молодежи, которая входит в активную фазу трудовой социализации – компонента экономической социализации.
Деятельностный компонент экономической социализации предполагает применение студентами своих знаний на практике, реализуя при этом определенную экономическую роль. Например, роли предпринимателя. Студенты на практике в реальности узнают, как функционирует экономическая система, включаются в экономические отношения, осваивают как профессиональные, так и экономические компетенции, необходимые для успешного вхождения в профессиональную среду. По результатам анкетирования студентов было выявлено, что совмещают учебу с работой в компьютерных организациях 10,3% студентов, временные заработки имеют 25,3%, а остальные 64,4% студентов трудоустраиваются в основном на каникулах (рис.3.).
Рис.3. Результаты совмещения работы и учебы
Причем, к преобладающим формам занятости относятся: неквалифицированный физический труд (грузчики) – 42% студентов, 27% раздают рекламные листовки и флаеры, 22% работают в сфере IT-обслуживания и IT- торговли (компьютерные салоны, сервисные центры по обслуживанию и ремонту компьютеров, разработка программного обеспечения – работа в on-line режиме). Достаточное число студентов (16%) зарабатывает за счет своих же сокурсников, выполняя им курсовые работы, рефераты, контрольные работы, написание программ и пр. И только 15,9% студентов получили рабочие места при прохождении производственной практики, что, требует большего внимания к данной проблеме со стороны председателей выпускающих цикловых комиссий колледж.
Аксиологическая составляющая процесса экономической социализации предполагает формирование отношения студентов к системе моральных норм и ценностей, овладение основными элементами экономической культуры, наполнение этическим, нравственным содержанием экономической деятельности человека.
В индивидуальной системе ценностей студенческой молодежи этический смысл мотивации «личностного успеха», мотивов накопления денег, богатства оказывают влияние на формирование и расстановку личных приоритетов. В рамках аксиологической компоненты экономической социализации было проведено анкетирование студентов, которое выявило распределение ценностей студентов. В основу была положена система ценностей по методике Е.Б. Фанталовой, адаптированной Ю.В. Мацневым и М.Ю.Семеновым [Мацнев, Семеновс.106], предполагающая их соответствие иерархии потребностей по А. Маслоу, в которую включена такая ценность как «деньги». Студенты выполняли оценку ценностей по 10-балльной системе, результаты были статистически обработаны ранжированием. Значимость ценностей по критерию средневзвешенного балла по каждому параметру представлена в таблице 4 и на рисунке 3.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анкудинова Е.В. Определение сущности экономической социализации // Вестник ЧГПУ. 2009. №9. С.5-15.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения // Педагогические труды. М.: Педагогика, 2013. 124 с.
3. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.:, Педагогическое общество России, 2002. 246 с.
4. Блинов А.О., Стратегические задачи страны и развитие высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. №11. С.6-12.
5. Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. 1994. № 4. С. 12–18.
6. Выготский Л.С. Основные течения современной психологии. М.:Наука, 2012. 258с.
7. Вяткин А.П. Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевой подход: монография. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. 383с.
8. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2000. 160 с.
9. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Исследование раннего экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентаций) // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии» РАН, 2014. Т. 1. 454с.
10. Журавлёв А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях. М.: ИПРАН,2011.327с.
11. Зарубина Н. Н. Социология хозяйственной жизни: проблемный анализ в глобальной перспективе: Учебное пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2006. 433 с.
12. Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука, 2012. 445 с.
13. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социология молодежи. Учебное пособие. М.: МИИТ, 2009 322 с.
14. Ионин Л. Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие :Учебное пособие для студентов вузов [сайт]. URL: http://www. gumer. info/bibliotekBuks/Sociolog/Ionin/_Index. Php (дата обращения:20.04)
15. Кавкаева Н.В., Губанова Н.И. Структура экономической социализации студентов в воспитательно-образовательном процессе университета // Сибирский педагогический журнал. 2009. №9. С. 100-112
16. Карнышев А.Д., Бурменко, Т.Д., Иванова, Е.А. Человек и собственность: учебное пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 349 с.
17. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор её социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 89-94.
18. Ковалёва А.И. Социология молодежи. М:Наука. 2013.79с.
19. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Наука, 2011.365с.
20. Маслоу А. Мотивация и личность 3-е изд. / Пер. с англ. С.-Пб. : Питер, 2007. 352 с.
21. Мацнев Ю.В., Семенов М.Ю. Молодежь и ценности современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 28-29 апреля 2005 года, г. Омск. Омск: типография «Ютон», 2005. 376 с.
22. Мнайдарова С.С. Педагогические условия формирования социально-экономических ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5.С.156-162
23. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / под ред. И.Я. Кузьминова.М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 312 с.
24. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Просвещение, 2013. 224 с.
25. Парсонс Т. Социальные системы. М.,2013.237с.
26. Парыгин Б.Д., Социальная психология. М.,2012. 247с.
27. Пенская Е. Н. Становление универсального образования в России: гендерный аспект // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 255-258.
28. Проблемы экономической психологии. Том 2 / Отв. ред.А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 644 с.
29. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»//КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения : 20.04.2020)
30. Сафонов А.Л. Демографические вызовы экономике и рынку труда в Российской Федерации в условиях глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: 11-е международные Лихачевские научные чтения 12, 13 июля 2011 года. Т. 1: доклады. СПб. 2011. С. 141-144.
31. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гардарики, 2003. 512 с.: ил.
32. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013 576 с.
33. Социальные структуры и социальные субъекты / Под ред. В. А. Ядова. М.: ИС РАН, 1992. 64 с.
34. Терюкова Т. С., Прутченков А.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований [сайт]. URL: http://novainfo.ru.07/04/2010 (дата обращения: 19.04.2020)
35. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // КонсультантПлюс: справочно-правовая сстема.URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 19.04.2020)
36. Хейне Пол. Экономический образ мышления. М.: Каталаксия, 1997 704 с.
37. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска.– 2-е изд. М.: Наука, 2003. 162 с.
38. Шайдуллина Р.М. Сущность экономической социализации студенческой молодежи в современных условиях // Вестник ЧГПУ. 2012. № 5. С.231-242
39. Шайдуллина Р.М. Экономическая социализация студенческой молодежи в свете компетентностного подхода // Профессиональное образование в России и за рубежом 2018.№3 (31). С. 64-70.