Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы
Развитие современных технологий дало толчок развитию средств массовой информации. В современных реалиях, практически невозможно человеку представить себя в отрыве он них. Так или иначе средства массовой информации оказывают огромное влияние не только на личность, но и на общество в целом.
Технический прогресс, как инструмент эволюции, практически стер границы между государствами и народами, появилось единое информационное поле, которое постоянно подпитывается информацией. В наше время уже не нужно покупать газеты, бежать куда-то, узнавать что-то, достаточно просто включить компьютер, телевизор, телефон и др.
Огромные потоки информации проходят через людские умы, оставаясь в них, формируя особое отношение относительно ее направленности. Не секрет, что век глобальных войн и катастроф миновал, но это всеобщее заблуждение, произошло видоизменение, трансформация конфликтов людей, и именно средства массовой информации являются инструментом воздействия на психологическое состояние современного человека. Люди просто не могут остаться в стороне от происходящих событий, информационное поле может служить как цели их объединения, так и целям дробления, разобщения, в зависимости от поставленных задач.
С учетом этих особенностей просто необходимо изучать историю возникновения различных способов донесения информации до народных масс, подвергать анализу ее исторические основы, прослеживать пути эволюции, особенности развития.
Исследование печатных изданий – это один из способов изучения своей истории, что приводит к научной образованности общества в целом, кроме того вызывает чувство гордости за свою Родину, за свой народ.
Объект и предмет работы.
Объект исследования – Печатные издания Государства Российского.
Предмет работы – «Олонецкие губернские ведомости» 1838 года.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - выявление особенностей написания и содержания печатных изданий «Олонецких губернских ведомостей».
Задачи исследования:
- анализ существующих источников, предоставляющих информацию о рассматриваемом периоде;
- детальный разбор структуры исследуемого материала, его особенностей.
Методы исследования.
В своей работе мы будем использовать теоретический метод исследования.
Практическая значимость.
Опыт, который мы получим позволит нам определить не только состояние периодической печати 1838 года, но и определить основные важные события в жизни общества.
Глава I. Общая информация о печатных средствах массовой информации.
1.1. История возникновения печатных изданий
В Европе книгопечатание, как средство передачи информации и донесения ее до людей, появилось в 40-х годах XV века. С основу его легли принципы, разработанные еще в глубокой древности. Примеры его приведены еще у Цицерона. Однако официально начало наборного печатания в Европе относят именно к 40-м годам XV столетия. Родоначальником книгопечатания в Европе принято считать Иоганна Гуттенберга, создателя печатной формы из подвижных литер, которые после окончания печати можно было разбирать, а затем менять местами, таким образом набирая новые слова. Эта прорывная технология легла в основу газетного дела.
Периодическую печать по праву считают одним из видов исторический источников, представленных достаточно длительным периодом издательской деятельности. К периодической редакции относят: газеты, журналы, издания научных обществ.
Это в наше время, бумажные издания информационного характера, принято называть – газетами, что характерно, то так было не всегда, применительно к XVIII-XIX вв., именовались они – «ведомости».
Важнейшей характеристикой печатных изданий того времени, был их тираж, зачастую они были недолговечными, особенно если открывались в период глубоких потрясений.
Первой же русской газетой, принято считать газету – «Ведомости», образованyой по указу Петра I. С тех пор, данное направление стало активно развиваться. Его принято подразделять на 3 периода:
- XVIII в – временное становление «повременных» изданий;
- начало XIX века – развитие газетной периодики, с преобладанием – журнальной;
- вторая половина XIX века – преобладание газетной периодики.
Помимо печатных газет, во времена Петра I, существовали и рукописные, например, выпускаемая при его дворе – «Куранты».
Газеты и журналы тех времен имели несколько целей:
Во-первых, формирование общественного мнения, с доведением государственной идеологии.
Во-вторых, обслуживание экономических потребностей.
Позднее, приблизительно в 1728 году, название Петровских «Ведомостей» было заменено на «Санкт – Петербургские ведомости», а к 1756 году начали издаваться еще и «Московские ведомости».
Таким образом, печатная периодика была характерной лишь городам, считавшимся центральными, наиболее крупными, но с 1830 года, после утверждения Положения об изданиях, появились и «Губернские ведомости», что положило начало распространению ее по всем более или менее крупным губерния государства. Принято считать, что лишь спустя 8 лет удалось наладить выпуск их во всех регионах, т.е. - с 1838 года.
На основе исследования данных, различных источников, можно сделать вывод, что помимо выполнения функций средства доставки информации до народа, сами издания можно также отнести к достоверным историческим источникам, отражающим реально сложившуюся политическую и экономическую ситуацию в государстве.
Не смотря на «нестандартность» написания, использования системы обозначения того времени, данные издания может прочесть даже современный человек, не обладающий специальными познаниями.
Кроме того, в них обнаружены как публикации крестьян, так и научные статьи по разным направлениям и различные сочинения. Характерной же особенностью как современной прессы, так и того времени, является наличие, в ее структуре, заметок - описывающих значимые события прошедшей недели, носящих информационно-справочных характер.
Информация, отображенная в периодической
1.2. История «Олонецких губернских ведомостей»
«Олонецкие губернские ведомости» (далее «ОГВ») - это периодическое издание, издававшееся с 1838 г. по 1917 г. Газета, в данном случае рассматривается, как средство донесения информации до широких масс. В газете был освещен достаточно широкий спектр событий, происходивших в рассматриваемый период и носящих, с точки зрения действующего руководства губернией наиболее важный характер. «ОГВ» освещали события, происходившие на территории современных: Республики Карелии и современных Вологодской, Архангельской и Ленинградской областей. Наряду с этим, в задачи «ОГВ» входило публикация материалов, посвященных Европейскому Северу Российской империи в целом.
В процессе формирования и начальных этапах развития «ОГВ» выходили с периодичностью один раз в неделю. В связи с тем, что информация в ней носила официальный характер, которая пользовалась достаточно большим спросом, количество потребителей продукта быстро увеличивалось, соответственно увеличивалось и количество ее экземпляров. Значительным интересом пользовались публикации, освящающие экономическое развитие края. Это, в первую очередь, материалы, посвященные образованию и деятельности промышленных предприятий и коммерческих компаний.
Ценным источником являются рекламные и частные объявления, анализ которых позволяет определить основной круг экономических и культурных потребностей населения. Большое место среди публикаций «ОГВ» занимали материалы, посвященные этнографии, фольклору и истории края. Уникальность этих материалов заключается в том, что в дальнейшем они практически не переиздавались и в настоящее время в научный оборот введена их незначительная часть. В целом, публикации «ОГВ» охватывают все стороны жизни края и представляют значительный интерес как в качестве