Фрагмент для ознакомления
2
На основе осмысления приобретенных до 5 лет знаний о должном в труде, нравственном поведении впервые возникает способность самостоятельно оценивать свои поступки. Осуществляется переход от регулирования действий под влиянием внешней оценки их результатов к самооценке.
Ее наличие указывает на постепенное превращение личности из преимущественно объекта развития со стороны тех или иных людей в субъект нравственного саморазвития.
Это выражается в том, что ребенок создает модель желаемого им поведения и стремится ее реализовать. Содержание модели формируется на основе того, чем гордится ребенок и чего он стыдится в своих поступках. Все, что у него воспитывали родители, специалисты школьной организации, утверждалось под влиянием прочитанных ему книг, просмотренных фильмов, выполнения трудовых действий, игр со сверстниками, становится основой для развития навыков самооценки совершаемых действий.
Она может быть направлена как на дальнейшее повышение культуры сотрудничества, так и на усиление эгоистических установок, если они определяли его взаимодействие с людьми до пяти лет. Направленность дальнейшего нравственного развития и саморазвития зависит от сформированного типа гордости и утвердившегося уровня проявления стыда.
3. Существенно возрастает активность, направленная на развитие собственными силами тех умений, к которым существует природная предрасположенность. Возникает два вида направленности сознания и поведения. Одна связана с реализацией потребности в самоутверждении как представителя определенного пола, возраста, члена семьи, дружеской группы.
Другая – определяется потребностью в самореализации. Осуществляется постоянная работа по раскрытию своей индивидуальности. При этом в ней сочетаются подсознательная активность, диктуемая природными склонностями, и сознательно управляемая деятельность для успешного решения этих задач.
Появляется возможность предъявлять к ребенку более высокие требования, связанные с включением в сложную и постоянную работу по умственному, физическому, трудовому, моральному, эстетическому саморазвитию. Оно осуществляется как в повседневном домашнем труде, так и на занятиях в организации школьного образования, в кружках, секциях, которые посещает ребенок.
Включение в деятельность, требующую выполнения определенных обязанностей, позволяет перейти к выработке у ребенка следующих элементов механизма развития и саморазвития личности: чувства совести и долга. Эти понятия традиционно рассматриваются как обозначающие очень важные нравственные качества, которые необходимо сформировать у каждого человека.
Они указывают на уровень принятия индивидом тех требований, которые к нему предъявляют родители, друзья, учителя, коллеги по работе. Однако само содержание долга и совести может быть очень разным. Человек, например, считает себя должным только перед близкими людьми, отвергая наличие какого-либо долга перед той организацией, в которой работает, своим народом, страной. Проявляется особый эгоизм, поскольку вся активность личности направлена только на заботу об избранных людях, число которых крайне ограниченно.
Ради их блага он может злоупотреблять своим служебным положением, обманывать, воровать и т.п. Также переживание чувства совести может проявляться, например, лишь в отношениях с друзьями, а при взаимодействии с другими людьми отсутствовать. Долг и совесть, являясь элементами общего механизма саморазвития личности, ориентируют на самосовершенствование при общении с разными индивидами, малыми и большими общностями. Без чувства долга и совести невозможно постоянно повышать качество труда, приобретать новые знания и навыки об окружающем мире, активно проявлять умственные и физические способности.
Существует четкая связь этих образований с такими элементами механизма развития и саморазвития, как гордость и стыд. Многовековая практика доказала, что у людей с заниженной или завышенной гордостью крайне сложно, а в ряде случаев невозможно выработать чувство долга, вызвать угрызения совести.
Причина в том, что у них отсутствует опыт переживания стыда, так как люди с заниженной гордостью привыкают к постоянному осуждению их поступков и уже на него не реагируют. Гордыня не позволяет признать какие-либо недостатки в своем поведении. Человек всегда оправдывает себя, воспринимая критикующих его людей как врагов. Только нормативная гордость, возникающая в результате похвалы за реализацию определенных правил поведения благодаря воле, терпению, самоконтролю, создает основу для возникновения чувства стыда. Переживая его при негативной внешней оценке своих поступков, ребенок в 5–6 лет оказывается способным самостоятельно определить, что в них соответствует или противоречит норме.
Он одновременно является тем, кого оценивают, и тем, кто оценивает совершаемые действия. Такая способность сознания прежде отсутствовала у ребенка. Совесть представляет собой возникшее в процессе самооценки переживание как достижений в реализации норм культуры сотрудничества, так и отступлений от них в конкретной жизненной ситуации.
Ошибочно сводить совесть только к негативным чувствам, возникающим в результате нарушений определенных, правил чаще всего из-за снижения самоконтроля. Угрызения совести сильнее ощущаются, вызывая внутреннюю боль, страдание. Оно ведет к раскаянию, в котором личность признается перед собой, что не хватило воли, терпения, мужества в утверждении того, что он уже принял для себя в качестве обязательной нормы. Происходит активное отрицание подобного поведения, усиливается готовность к тому, что в будущем в схожей ситуации человек не проявит слабость и продемонстрирует внутреннюю силу, утверждая должное. Положительная самооценка тех поступков, в которых удалось обеспечить нормативное поведение, также составляют элемент совести.
Переживая гордость за себя, личность укрепляет установку на обязательное выполнение требований той группы, в которой происходит его самоутверждение. Чувство долга возникает в результате внутреннего конфликта между необходимостью выполнять конкретные обязанности, реализация которых требует определенных усилий, времени от человека, и собственными желаниями. Обязанности у ребенка появляются в результате того, что, становясь взрослее, он демонстрирует возможность взять на себя часть тех дел, которые прежде осуществляли другие люди: родители, родственники, работники школьной организации.
Расширяя поле его самостоятельной деятельности, взрослые поручают выполнять совокупность трудовых операций, направленных на реализацию интересов семьи, сверстников в группе. Происходит особое разделение труда, которое прежде отсутствовало, позволяя заниматься ребенку преимущественно тем, что ему нравилось. В новой ситуации требуется делать то, что не соответствует желаниям, вызывает внутреннее отторжение. Надо научиться в конкретной ситуации прерывать или откладывать на другое время занятия, направленные на реализацию индивидуальных интересов. Происходит активное преодоление эгоистических побуждений. Ребенок уже имеет опыт 45 переживания конфликта, вызванного тем, что он не всегда оказывал помощь взрослым. Уровень умственного развития позволяет понять имеющуюся зависимость от тех людей, которые накладывают на него определенные обязанности. Они обеспечивают, по мере возможности, тем, что требуется для поддержания его здоровья, физического существования, умственного развития.
Поэтому надо, несмотря на все трудности, подавляя свои индивидуальные желания, сделать то, что облегчит домашнюю работу родителей, создаст приятное общение со всеми членами семьи, со сверстниками, другими людьми. Необходимость подчиняется тому, что требуется, возникает и в том случае, когда личность ставит перед собой высокие цели, задачи, реализация которых невозможна без подавления каких-то сиюминутных индивидуалистических побуждений, жесткого контроля своих поступков.
Появляется долг перед самим собой, заключающийся в том, чтобы сделать себя более знающим, обладающим особыми способностями человеком. Возникает внутренняя борьба с ленью, слабоволием, неумением управлять негативными эмоциями, чувствами и т.п. Долг представляет собой переживание необходимости подчиняться обстоятельствам, людям, самому себе в процессе саморазвития, нравственного самосовершенствования. Включение в этом процесс позволяет ребенку осознать ту зависимость от окружающих людей, которая существует у каждого человека.
Он понимает, что в одиночку прожить невозможно. Зависимость от условий жизни, людей, с которыми постоянно взаимодействуешь, носит объективный характер и выступает в качестве главного фактора, побуждающего человека ставить общественные интересы выше личных, искать компромиссы при разрешении конфликтов. Сами моральные нормы возникли в процессе поиска способов обеспечения приемлемых для большинства людей форм сотрудничества, взаимопомощи, улучшения условий жизни.
Ребенка до 5 лет обычно не включают в постоянную совместную деятельность с членами семьи. Он не ощущает прямой зависимости своего положения от тех, кто заботится о нем. Появление возможности выполнять посильные для него виды домашних работ ведет к тому, что он должен проявить определенную заботу о других, чтобы получить от них желаемые условия жизни. Ребенок включается в систему взаимной помощи, выполняя то, что требуется другим людям. Происходит формирование чувства долга сначала перед родителями, родственниками. В детском саду также возникают
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алимова А.А., Меджитова Э.С. Особенности эмоциональной сферы школьников с различным типом привязанности к матери / Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4 (10). С. 106-109.
2. Барышникова Е.В., Макарова Ю.М. Изучение тревожности школьников с нарушениями зрения / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T7. С. 131-135.
3. Батенова Ю.В. Временной аспект образа-я у школьников с разным уровнем тревожности / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 40-49.
4. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших школьников / Научный форум: Педагогика и психология Сборник статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции . 2018. С. 47-50.
5. Бгуашева З.К., Казиева З.М., Можанова С.П. Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших школьников / Академическая наука - проблемы и достижения материалы XVII международной научно-практической конференции. 2018. С. 49-52.
6. Бирюкова И.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы старших школьников с задержкой психического развития / социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. Часть 1 . 2018. С. 21-25.
7. Богданова В.В., Лобанкина Т.В. Подвижные игры и их влияние на эмоциональную сферу старших школьников / Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 204-208.
8. Болдина К.В. Особенности тревожности у старших школьников из семей с разным типом родительского отношения / Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 4-5 (20-21). С. 103-107.
9. Быхова Н.О., Сухорукова Г.А. Развитие эмоциональной сферы младших школьников в процессе социализации / Молодой ученый. 2018. № 41 (227). С. 164-167.
10. Васерман С.В., Белисова А.А., Кронштатова К.А., Николаева Н.И., Мишенева Л.Н. Степень выраженности тревожности у старших школьников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи / Достижения современной науки: от теории к практике Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 245-249.
11. Гараева Е.В. В школу с радостью: программа дополнительного образования подготовки детей к школе // Высшее профессиональное и дополнительное образование: сб. программ. Вып. 4 / науч. ред. А.А. Симонова. – Екатеринбург: Ажур, 2016. – С. 119-124.
12. Гараева Е.В. Графический диктант как средство развития эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника / Е.В. Гараева, Ю.А. Верхотурова // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – Екатеринбург. – 2017. – С. 30-33. 4
13. Гараева Е.В. Критериально-уровневая модель готовности детей к школьному обучению на примере учреждения дополнительного образования / Е.В. Гараева, Ю.А. Верхотурова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 3. – С. 82-87.
14. Гараева Е.В. Организация творческой деятельности детей посредством графического диктанта при подготовке к школьному обучению // Высшее профессиональное и дополнительное образование: сб. программ. Вып. 5 / науч. ред. А.А. Симонова. – Екатеринбург: Ажур, 2017. – С. 172-177.
15. Гараева Е.В. Учреждение дополнительного образования как субъект подготовки детей к школьному обучению.// Актуальные проблемы психолого-педагогического образования: сб. материалов Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием. – Сургут. – 2017.
16. Гараева Е.В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 6. – С. 133 - 138.
17. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // тревога и тревожность. - СПб., 2001.
18. Немов Р.С. Психология. – М., 1998
19. Никишина И.В. Инновационые педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе:использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007, - 91 с.
20. Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе/ Александрова И. Э., Седова А. С., Степанова М.И./ Вестник образования России 2004 №9
21. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. – (Настольная книга учителя)