Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование цен и доходов – это комплекс рычагов прямого и опосредованного влияния государства на механизм ценообразования и доходы.
Актуальность темы обусловлена тем, что вопросы государственного регулирования цен и доходов для России является приоритетной задачей для развития экономики.
Предмет работы – цены и доходы.
Объект – государственное регулирование цен и доходов.
Целью работы является комплексный анализ основ государственного регулирования цен и доходов.
В связи с этой целью ставятся следующие задачи:
1. описать сущность цен и доходов
2. проанализировать динамику и структуру доходов и цен в России
3. составить прогноз развития цен и доходов в России.
Методами исследования послужили анализ, синтез, сравнение.
Работа состоит из трех частей, в которых рассматриваются теоретические аспекты государственного регулирования цен и доходов, и анализируются тенденции ценообразования и регулирования доходов в России.
Для написания работы были использованы различные статистические данные и отчеты, Ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты государственного регулирования цен и доходов
1.1.Понятие и экономическая сущность государственной политики регулирования цен и доходов
Политика государства в области экономического регулирования, как правило, ставит перед собой глобальные цели, такие как поддержание макроэкономического равновесия в стране, обеспечение сбалансированности общественного воспроизводства. Стимулирование производственного роста, обеспечение полной занятости населения, распределение доходов, стабилизация цен и борьба с инфляцией и т.д.
В современных рыночных условиях кризисные моменты в экономике нередко вызывают колебания рыночной конъюнктуры, которые в силу несовершенства механизмов регулирования рынок преодолеть самостоятельно не может. Именно государство призвано сглаживать различные негативные ситуации, происходящие в современной экономической жизни общества.
Государственное вмешательство в экономику представляет собой совокупность различных мер и мероприятий, с помощью которых государственные органы власти осуществляет воздействие на социально – экономическое развитие страны.
Государство имеет три рычага воздействия на распределение доходов в обществе [5, с.112]:
а) трансфертные платежи (передача части доходов государства в виде субсидий и пособий в пользу отдельных социальных групп. Источником трансфертов являются налоги и обязательные страховые взносы (в пенсионный фонд).
б) государственное регулирование рыночных цен и тарифов. Государство вмешивается в ценообразование, устанавливая минимальные ставки заработной платы, влияя на тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связи и транспорта общего пользования, воздействуя на ценообразование на сельхозпродукцию.
в) вмешательство государства в распределение ресурсов.
Важнейшей функцией государства является политика по регулированию цен на различных рынках.
Система цен представлена одним из самых важных элементов экономики, она взаимосвязана с другими элементами рыночной экономики и способна реагировать на их изменения. Проведение государственного регулирования через систему бюджетных расходов, налогообложения и ставок по кредитам, так же влияет на расходы и цены на продукцию.
Регулирование цен государством направлено на воздействие на цены с помощью административных, бюджетно-финансовых мер. Регулирование проводится таким образом, чтобы экономическая система развивалась стабильно, то есть с помощью цен управлять циклическими колебаниями производственных процессов. Регулирование цен может быть, как антикризисным, так и антиинфляционным.
Государство может воздействовать на цены двумя путями [6, c.76]:
1) Прямое регулирование цен – проводится в отраслях, используемых населением (транспорт, коммуникации, водо-, электроснабжение) с помощью административного установления цен.
2) Косвенное регулирование цен – эти мероприятия направлены на установление оптимального соотношения спроса и предложения на рынке. С помощью этих мер государство регулирует конъюнктуру рынка и способствует поэтапному росту цен в экономической системе.
Прямые меры регулирования цен не должны быть противопоставлены косвенным, а дополнять и сочетаться с ними. Государство способно с помощью установления режимов динамики цен, замораживания или вовсе блокирования на разных уровнях, контролируя затраты производства может воздействовать на решения товаропроизводителей об установлении цен на продукцию.
Рисунок 1 – Методы государственного регулирования цен [7]
Таким образом, государственное регулирование цен может осуществляться в различной степени. К примеру, регулирование будет усиливаться, если ускоряется инфляция, возрастает дефицитность товаров, при необходимости быстро перестроить экономику. И ослабеет – когда страна будет выходить из кризиса.
1.2.Задачи и роль регулирования цен и доходов государством
Государственное вмешательство в экономику представляет собой совокупность различных мер и мероприятий, с помощью которых государственные органы власти осуществляет воздействие на социально – экономическое развитие страны.
Основными причинами государственного вмешательства в цены и доходы являются [5, с.65]:
Несовершенство рыночного механизма регулирование
Противоречия между интересами и целями различных экономических субъектов
Необходимость ликвидации негативного влияния рынка на развитие экономики
Только государство может явиться защитником и гарантом интересов хозяйствующих субъектов
Необходимость решения социальных проблем (регулирование доходов населения, безработицы, инфляции и т.д.)
Определение количества денег в стране осуществляется только при участии государственных органов власти.
В целом обоснованность государственного вмешательства строится на необходимости совершенствования рынка и его структуры, улучшения производственной системы (например, с целью поддержки определенных важных для экономики отраслей или развития научно – технологического потенциала в обществе) и необходимостью проведения социальной политики.
Таким образом, экономическая роль государства обусловлена несовершенством рыночного механизма регулирования сферы производства, общественной жизни и ограничения рыночной конкуренции. Именно государство способно выполнять важные функции по созданию базы нормативно – правовых актов, регламентирующих общественную жизнь, поддержанию конкуренции на рынке и распределению доходов и ресурсов между отдельными категориями граждан и отдельными отраслям национального хозяйства.
Необходимость государственного вмешательства можно обосновать следующим рядом причин [4, c.152]:
Несовершенство механизмов функционирования и регулирования рынка. Также рынок не учитывает решение социальных проблем.
Необходимость создания социальных благ с целью удовлетворения потребностей общества (создание системы безопасности, функционирование судебных органов, образовательных учреждений, транспортной сети и т.д.)
Необходимость нейтрализации негативных внешних эффектов (регулирование экономических отношений на макроэкономическом уровне с учетом тенденций на мировых рынках).
Рисунок 2 – Цели государственного регулирования [8, c.136]
Таким образом, государственного регулирование цен и доходов в основном ограничено четырьмя основными сферами функционирования экономики [4, c.45-47]:
1. Поддержание конкурентности рыночной среды. Государству необходимо осуществлять создание общеэкономических, правовых и социальных условий, разрабатывать и внедрить правила, которые
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р)
2. Конституция РФ /Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
3. Федеральный Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 09.03.2016) "О занятости населения в Российской Федерации"// Российская газета", N 84, 06.05.1996.
4. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. – Мн: Академия управления при Президенте Беларусь, 2018. – 775 с.
5. Борисова О.В. Модели государственного вмешательства в экономику. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 531 с.
6. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. – М.: Кнорус, 2019. – 437 с.
7. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики [Электронный ресурс]. Доступ через http://knigi.tr200.biz/index.php?id=4764315
8. Макаров И.Н. Современная экономика: регулирование и партнерство// Российское предпринимательство. – 2017. - №8, с. 22-27
9. Михайлушкин П. В. Методы и средства государственного регулирования экономики России: опыт зарубежных стран [Текст] / П. В. Михайлушкин, А. А. Баранников // Молодой ученый. — 2018. — №9. — С. 135-140
10. Осадчая И. Рынок и государство: что нового в государственном регулировании экономики развития стран// Наука и жизнь. – 2015. - №4
11. Портал о занятости в России. URL: https://trudvsem.ru/
12. Федеральная служба по труду и занятости. URL: http://www.rostrud.ru/
13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
14. Доходы населения и социальная политика. [Электронный ресурс]. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/economika/28.php
15. Социальное неравенство в России [Электронный ресурс]. URL: http://maxpark.com/community/5862/content/5823946
16. Борьба ЦБ с инфляцией [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/08/07/2019/5d1f68369a7947f395cc3fa2