Фрагмент для ознакомления
2
направления его движения. Данный момент определяется не только строением и фактурой музыкальной фразы, но также и характером мелодического движения [22].
Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяет получить дополнительные возможности для смены направления внутри построений. Мех, без преувеличения, является главным средством выразительности. Другим выразительным средством являются динамические оттенки. Шкала градаций, по существу бесконечна. Надо научить юного исполнителя пользоваться всей динамической амплитудой баяна.
Проводя аналогию с искусством вокала, хочется отметить, что баян - это один из немногих инструментов, способных подражать голосу певца за счет того, что у него есть своеобразные «легкие» - мех, посредством которого регулируется динамика, сила, длительность звучания и его характер. При выразительном исполнении каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому формирование первых навыков звукоизвлечения следует начинать с упражнений, помогающих научиться правильно вести мех.
Среди наиболее распространенных недостатков в технике ведения меха можно выделить рывки мехом, пустой звук, широкую амплитуду ведения меха, отсутствие постепенности в crescendo и diminuendo.
Особенно актуальна, как указывает Иосиф Пуриц в своей книге «Методические статьи по обучению игре на баяне» [7], проблема выразительности исполнения, которая лучше всего проявляется на piano. Такое исполнение наиболее сложное в техническом отношении, так как требуется точное, активное управление мехом. Именно в игре на piano наиболее заметны технические издержки в технике ведения меха, и здесь можно провести параллель между меховедением у баяниста и управлением дыханием у певца.
Также часто можно столкнуться с технически низким уровнем управления мехом, когда смена направления движения меха не точна и приводит к большим цезурам, паузам на звучащих нотах и в переломам динамических уровней. Все это не может не отражаться на качестве звука и выразительности музыкального исполнения.
Как уже было сказано, по своему значению меховедение уместно сравнить с важностью овладения дыханием у профессионального певца, ведь вся многогранность динамических оттенков, полнота и глубина звука на баяне зависит именно от характера подачи воздуха в мех [20].
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что формирование и развитие у учащегося техники ведения меха является одним из ключевых факторов, влияющих на художественно-выразительное исполнение музыкального произведения, а также актуальной проблемой в педагогике, работу над которой необходимо начинать с самых первых занятий.
При этом задача педагога заключается в том, чтобы начинающий музыкант достиг такого уровня владения навыками техники меховедения, при которой он, пользуясь закреплением у него слухово-двигательных взаимосвязей, сам понимал какими меховыми приемами и способами ведения меха можно добиться необходимого характера звучания в каждом конкретном случае в конкретном музыкальном произведении.
Работа над качеством звука, над различными приемами звукоизвлечения, динамической нюансировкой и штрихами необходима как для достижения художественной выразительности при исполнительской деятельности ученика, так и для его многогранного эмоционального развития. Также хочется отметить важность меховедения для развития музыкального слуха, так как работа над звучанием инструмента помогает сделать слух более тонким, чутким и совершенным [15].
Проблема интонирования, которая, наряду с овладением техникой меховедения, оказывает прямое влияние на эмоциональность и художественность исполнения, также является очень сложной и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Следовательно, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание.
Внутренний слух – это важнейшая составляющая интонационной культуры, исполнителю необходимо уметь услышать нотный текст внутри себя и мысленно его озвучить. Интеллектуальная и эмоциональная стороны музыкального произведения являются основой для восприятия его интонационного содержания. К важнейшим факторам исполнительного искусства следует отнести интонационную работу слуха и понимание выразительных тональных взаимоотношений.
Наиболее полная разработка теории интонации принадлежит Б.В. Асафьеву. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» он предложил определение музыки как «искусство интонируемого смысла», а интонацию описал как «состояние тонового напряжения». «Тонность» Б. Асафьев связывает с голосом, дыханием [7]. Как искусство музыка раскрывается в процессе напевания и именно интонация связывает музыку со словесными искусствами, помогая понять, уточнить и раскрыть смысл, содержащийся в словах.
В решении этой серьезной проблемы требуется особый подход к методике работы с начинающими баянистами, который будет включать опыт других исполнительских школ и переносить их приемы на баян.
Долгое время в истории исполнительства развитию музыкального слуха не уделялось особого внимания. Ситуация изменилась к концу 19 века, когда исполнительская педагогика пришла к мысли, что высокая культура слуха – главный фактор творческой работы исполнителя.
Среди аспектов, знаковых для воспитания слуховой культуры, были выделены: развитие внимания, памяти, формирование слухового различия звучания в звуковысотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Призналась важность внутреннего слуха, развитости слуховых представлений, внутренней интонационной выразительности. Отечественные педагоги и музыканты много работали над изучением слуховой культуры. Б.В.Асафьев писал: «Музыку слушают многие, а слышат не многие», «Музыка всегда интонационна, а иначе не мыслима» [7].
В настоящее время музыкальное педагогическое сообщество обеспокоено тем, что в практике обучения на баяне все внимание направлено не на развитие интонирования и музыкального мышления, а на развитие игровых движений и технических навыков.
Вместе с тем, на работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте должны быть направлены постановка исполнительского аппарата, навыки звукоизвлечения, меховедение, развитие музыкального слуха, координация движений и, конечно же, репертуар.
Современные методы, используемые в педагогической практике, как правило, не уделяют должного внимания развитию интонирования и внутреннего музыкального слуха. Однако, репертуар, предлагаемый в современных методических программах, можно использовать для выработки данного навыка [20].
Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику девяти лет его практически невозможно, но это и не является необходимостью. Достаточно чтобы педагог понимал этот процесс. Как уже упоминалось, музыкальное интонирование неразрывно связано с речевым, и, как и в человеческой речи, содержание или эмоциональный посыл передаются посредством той или иной интонации. Через определенную интонационную выразительность передается внутреннее содержание слов, фраз, предложений и даже отдельных звуков. Вот почему на начальном этапе обучения игре на баяне необходимо связывать нотный материал со словом, используя понятные ученику тексты.
На сегодняшний день существует множество сборников, предназначенных для детей, только начинающих освоение баяна. Подобранный в них музыкальный материал, состоящий из легких пьес,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
2) Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. – М.: 2000. – 336 с.
3) Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2018. - №5. – с. 83 – 95.
4) Блох О.А. Педагогика и психология музыкального творчества: учеб. пособие / О.А. Блох; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2011. – 160 с.
5) Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 346 с.
6) Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б. С. Волков. – М.: АльмаМатер, 2015. – 208 с.
7) Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов / Баян и баянисты. Выпуск №6. М.: Советский композитор, 1984. – 113 с.
8) Захарюта Н.В., Современный подход к развитию творческой личности / Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. – с. 21.
9) Изард К. Психология эмоций / К. Э. Изард; пер. с англ. А. Татлыбаевой. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2002.– 460 с.
10) Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум: учеб. пособие / Е.Р. Ильина. – М.: Акад. проект: Альма Матер, 2008. – 415 с.
11) Кислицын Н.А. Артикуляция и произношение в музыкально-инструментальной речи баяниста: монография— Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015.— 115 c.
12) Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 280 c.
13) Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. – с. 71
14) Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
15) Ф.Липс. Искусство игры на баяне : Метод. пособие для пед. ДМШ, учащихся ССМШ, музучилищ, вузов / Ф. Р. Липс. - М. : Музыка, 1998. – 254 с.
16) Макаренко Ю.А. Системная организация эмоционального поведения / Ю.А. Макаренко. – М.: Гардарики, 2010. – 158 с.
17) Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 240 с.
18) Мун Л.Н. Методика обучения творческой импровизации младших школьников на уроках музыки – М.: ИХО РАО, 2002. – 355 с.
19) Прохоров А. Особенности психологических состояний младших школьников / А. Прохоров, Г. Генин // Вопросы психологии. – 2013. - №4. – 453 с.
20) Саранин В.П. Методика обучения игре на баяне : учебно-методическое пособие.- Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл. - Тамбов : ТГМПИ, 2017. – 281 с.
21) Слонимская Р.Н. Технологии обучения в музыкальном образовании // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. - № 1.– с. 309–312.
22) Таюкин А.М. Мой инструмент - баян. /Кемерово: КемГУКИ. -2015, 158 с.
23) Тюрина О.Н. Баянист и сцена Методическая разработка. — Саяногорск: МБОУДОД ЧДШИ, 2015.- 10 с.
24) Т.А. Затямина, Л.В. Стрепетова Уроки мастерства: Учебно-методическое пособие /– М.: Изд-во «Глобус», 2009. –112 с.
25) Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие / П.В. Халабузарь, В.С. Попов. – 2-е изд.; перераб. и доп. – СПб.: Лань, 2000. – 222 c.