Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Профессия педагога – одна из главных в современном мире. От его усилий, мастерства и компетенции зависит будущее общества. Педагог – это человек, который большую часть своей жизни занимается воспитанием и обучением.
Если остановить процесс обучения, то новые поколения не получат знаний, которые нужны для поддержки культурного, экономического и социального прогресса. Итак, проблема выбора педагогической профессии всегда актуальна, прежде всего, в условиях демократизации общества, изменения структуры и содержания образования и его гуманизации.
Поэтому очень важно, чтобы педагогами становились по призванию, а не с других причин.
Подготовка квалифицированных специалистов для профессиональной педагогической деятельности предусматривает реализацию трех взаимосвязанных направлений – мотивационного (формирование у студентов адекватной стимуляции для выполнения должностных обязанностей, осознания ими весомости педагогического труда), содержательной (усвоение системы знаний по учебным дисциплинам, составляющих основу профессиональной подготовки – педагогики, психологии, методик и т. п.), операционного (формирование системы умений и навыков в соответствии с выбранной специальностью). Если содержательный и операционный компоненты подготовки, автоматически оказываются в кругу внимания и планомерно и последовательно реализуются на протяжении всего обучения студента в университете, проверяются многочисленными контрольными работами, семестровыми и государственными экзаменами, то мотивационный компонент якобы должен появляться параллельно или как следствие формирования двух других. Такая «второстепенность» работы по обеспечению мотивационной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности может сформировать ситуацию несоответствия высокой профессиональной компетентности выпускника университета его истинному отношению к профессиональной деятельности - индифферентному или даже негативному.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии и педагогике. Именно поэтому ей посвящено большое количество публикаций отечественных и зарубежных авторов: В. Асеева, Д. Аткинсона, В. Вилюнас, Б. Додонова, С. Занюка и других.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения студентов.
Предмет исследования: возрастные психологические особенности проявления, функционирования и развития компонентов профессионального самоопределения личности.
Цель исследования: изучить мотивы профессионального самоопределения личности и выбора профессии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие профессионального самоопределения в работах исследователей;
- изучить специфику мотивации будущей профессиональной деятельности студентов педагогического университета;
- провести эксперимент и выявить мотивационные факторы профессионального становления студентов.
Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, синтез, систематизация научных данных, с помощью которых проведено теоретико-методологическое изучение содержания профессионального самоопределения студентов, определены показатели и критерии профессионального самоопределения.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 20 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 15 источников.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения
1.1 Мотивационные детерминанты деятельности педагога
Успешность и эффективность конкретной профессиональной деятельности определяется не только развитием эмоциональной, интеллектуальной сферы педагога, а, прежде всего, характером его мотивационной сферы – содержанием мотивов, их направленностью и степенью активности.
В научной литературе есть немало дефиниций термина «мотивация».
Е.Ильин под мотивацией понимает психическую деятельность с формирование «основной активности человека и побуждения к достижению выбранной цели», которые, при их появлении в психическом, предстают в виде мотива – сложного многомерного психологического образования [6, с. 70]. Эта деятельность, по мнению Е.Ильина, является особым видом детерминации поведения, составной волевой сферы.
В. Вилюнас определяет мотивацию как «родовое понятие для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих направлять поведение на жизненно важные условия и предметы, которые определяют целенаправленность психического отражения и регулируемой активности» [1, с. 23]. В таком случае волевые процессы составят лишь часть мотивационных процессов.
Е. Минков понимает мотивацию как «особое состояние субъекта, при своему появлению может непосредственно приводить к осуществлению субъектом соответствующего действия (поведенческого акта, поступка, фрагмента деятельности) и проявляется субъективно специфическим эмоциональным переживанием, а в мозге - возбуждением «ансамбля» специфических интегрированных нейронных структур» [12, с. 130].
Характер мотивации обуславливается особенностями этапов професиогенеза субъекта – выбора профессии, адаптации в ней, реализации в деятельности (В. Бодров, В. Вилюнас, Е. Ильин, В. Ковалев, Т. Корнилова, К. Хаккер). В этом контексте особенно справедливым являются замечания В. Москальца, что «ключевым вопросом психологического исследования любой деятельности является выяснение мотивации - потребностей, мотивов, интересов, что ее обусловливают, то есть ее движущих сил» [8, с. 55].
Только то, что воплощается, интегрируется во внутренний мир конкретных детей, имеет смысл и определяет ценность педагогической деятельности. Рядом с ведущей целью, педагогическая деятельность выдвигает перед исполнителем и другие задачи – соответствовать определенному эталону педагога, тем профессионально-ролевым ожиданиям, которые существуют в его окружении, воспроизводить содержание и определенные структурные элементы деятельности в типичной форме. Кроме того, любое действие педагога – это не просто выполнение социального заказа или профессионально-ролевое поведение; это еще и его непосредственная, ненормативная жизнь во всем его многоаспектном разнообразии, индивидуальной уникальности. И именно эта сфера выдвигает требования к целеполаганию в деятельности конкретного педагога: сохранить свое здоровье и психическое благополучие, достичь психологического комфорта, обеспечить удовольствие жизненно важных или ситуационно, локально актуальных потребностей. Все эти виды целеполагания педагога, как считает В. Семиченко, имеют право на существование и определяют вектор педагогической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С.19-26.
2. Демин А.Н. Психологическое содержание профессиональной ориентации / А.Н. Демин // Прикладная психология и психоанализ. – 2019. – №4. – С.12-27.
3. Дубасенюк А. А. Мотивы выбора педагогической профессии / А. А. Дубасенюк , Г. П. Гнедая // Педагогика. - 2017. – Вып. 23. – С. 3-9.
4. Зайцева И. В. мотивация учения студентов / за ред. Лузана П. Г. – Ирпень, 2015. – 191 с.
5. Игнатович Е.С. Психологические ориентиры в профессиональном самоопределении / Е.С. Игнатович // Народное образование. – 2017. - №8 – С. 12-16.
6. Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. – 143 с.
7. Климов Е.А. Психологическое профессиональное самоопределение / Е.А.Климов. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
8. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В.Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. – 2019. – № 2. – С.51-59.
9. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – М.: Высь, 2015. – 186 с.
10. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Н.С. Пряжников // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С.62-73.
11. Рыблова А.Н. Профильно-дифференцированная диагностика профессионального самоопределения учащихся колледжа / А. Н. Рыблова, В.В. Мишле // Педагогика. – 2018. – №2. – С.113-115.
12. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2016. – 224 с.
13. Соколова И.Б. Проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи / И. Б. Соколова // Профессиональное образование. – 2017. – №1. – С.27-28.
14. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2015. – 315 с.
15. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие для профильной профессиональной ориентации профильного обучения школьников / С. Н. Чистякова. – М.: ИНФРА-М, 2015.– 88 c.