Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………….... 3
1 Теория фейковых новостей в современных медиапродуктах………....
1.1 Феномен фейковой новости…………………..………………………..
(термины «фейковой новости», сопоставления, сравнения, выявление конечного понятия)
1.2 Методы верификации информации ………..……………………………....
1.2.1 Классификации
1.2.2 Причины
Фрагмент для ознакомления
2
Ершов Ю.М. подразумевает, что фейк это вполне определенное и осмысленное действие, целенаправленное использование выдуманных и специально сфабрикованных новостей, главной целью которых является подрыв репутации какого-либо института, организации или персоны. Под фейковой новостью» полностью сфабрикованный контент, который выдается за фактический; который способен создать «иллюзию правды», но при этом обладает низким уровнем правдоподобности. А.П. Суходолов обнаруживает взаимосвязь феномена фейка и политики «пост-правды», которая распространяется в «Фейсбуке», «Твиттере» и др.
Фейковая новость – это информационный вброс, который содержит специально подготовленный пласт информации, имеющий заведомо провокационный и резонансный характер. Сама фейковая новость может включать как заведомо ложную, так и истинную информацию, взятую фрагмента имеющей место быть беседы, выступления.
Цель фейка – создать ажиотаж вокруг недостоверной информации, которая имеет резонансный характер. Задача фейка – перехватить информационную повестку и замкнуть ее на себе.
Ильченко определяет фейковую новость как журналистское сообщение, которое опубликовано в СМИ, содержит недостоверную и непроверенную информацию, не соответствует реальным фактам и эмпирической действительности.
Другими авторами предложено употреблять термин фейковой новости для «маркировки незаконных коммуникативных действий в пространстве Интернета, создания поддельных сайтов, которые почти невозможно отличить от настоящих» (Синельникова, 2014: 97). Фейки также отождествляются с дезинформацией (Самошкин, 2017: 180).
По мнению Красовской Н.Р. сущность фейковых новостей заключается в том, что они тоже являются «новостями», но новостями недостоверными в той или иной степени, обладающими признаками сенсационности и эксплуатирующими зачастую инстинкты и сферу бессознательного.
В своем исследовании Кошкарова М.М. придерживается позиции О.С. Иссерс, который считает, что первопричиной распространения подобного контента является погоня за сенсацией.
К фейковым новостям причисляют пародийные программы, которые используют юмор, сарказм с целью преподнесения новости для аудитории. Такие юмористические программы занимают важную нишу в медийной экосистеме. Юмор и сарказм зачастую используют, с целью чтобы критики политических, экономических и общественных событий. Отечественные медиаисследователи разработали классификацию, основаную на манипулятивных приемах, которые заложены в фейках: интернет-утки, псевдоновости, фотоподделки, видеоподделки, аккаунты в «Твиттере» заведомо ложного содержания, создание мошеннических сайтов, использующие фальшивые комментарии от несуществующих пользователей.
Помимо этого, фейки создаются и распространяются с целью: развлечения аудитории, повышения трафика, достижения политических или конкурентных преимуществ, дискриминации определенных групп лиц, привлечения внимания к отдельным личностям или компаниям, мошеннического присвоения денег или имущества, нанесения ущерба информации, которая хранится в компьютерах пользователей.
Проблемой является неспособность отличить фейковую новость от настоящей. Так как большая часть населения имеет низкий уровень медиаграмотности. По данным предоставленным Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), индекс медиаграмотности россиян, составил всего 65% из 100 возможных. Кроме того, 51% из опрошенных не могут сопоставить сведения из разных источников СМИ, в результате чего доверяют одной точке зрения, оказывающейся фейком.
Фейки, имеющие высокий уровнем вовлечения аудитории зачастую воспринимаются пользователями за истину. Например, пользователи «Фейсбука», указывающие данную сеть в качестве основного источника получения новостей, в 83% случаев принимают недостоверные новости за
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников:
1. ФЕНОМЕН «ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (Суходолов А.П)
2. ФЕНОМЕН ФЕЙКА В КОНТЕКСТЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРАКТИК (Ю.М. Ершов)
3. ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ (Красовская Н.Р)
4. ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ: КРЕАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ИЛИ МОШЕННИЧЕСТВО? (Кошкарова Наталья Николаевна)
5. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной ответственности у журналиста-международника в нераспространении «фейковых новостей» (Романенко Надежда Михайловна)
6. ФЕНОМЕН «ФЕЙКОВЫХ» НОВОСТЕЙ: НОВОЕ ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ? (Яковлева И.В.)
7. ЦИФРОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ (Сурма И.В.)
8. ИНСТИТУТЫ БОРЬБЫ С ДЕЗИНФОРМАЦИЕЙ И МИСИНФОРМАЦИЕЙ В СМИ (Самошкин Е.А)
9. Качество журналистской информации в системе массовой коммуникации (Динеев А.Н)
10. Категория достоверности в современных журналистских текстах: теоретический и практический аспекты (Белоедова А.В)
11. ФАКТЧЕКИНГ И ВЕРИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКИХ СМИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА (Соколова Д.В)
12. Василий Гатов, авторский перевод для Postjournalist
13. Уроки России: как фейковые новости и дезинформация отвлекают журналистов от их работы (JOHN KLUVER)
14. Как бороться с фейковыми новостями (Академия BBC)
15. ПРЕСТУПНАЯ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ (Лабзина Т.С)
16. ФЕНОМЕН МЕДИАФЕЙКА И ЕГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ (О. Г. Кунгурова ,Т. М. Карпыков)
17. ФЕНОМЕН МИСИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКИХ СМИ (Борголова О. С.)
18. Ильченко, С. Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности [Электронный ресурс] // Медиаскоп: электрон. науч. журнал. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2237 (дата обращения: 29.03.2019)
19. Ильченко, С. Н. Фейковое сознание современной журналистики // Современные СМИ в контексте информационных технологий: сб. науч. тр. Второй Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2016. С. 67- 69.