Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Общение является сложным и многоуровневым процессом взаимодействия между людьми. Основной сутью общения является обмен информация, восприятие и понимание партнерами друг друга.
Спор как проявление человеческих взаимоотношений имеет практически такой же возраст, как человек разумный. В наше время спор представляет серьезное юридическое понятие. Виды спора и особенности каждой разновидности представляют немалый интерес для специалистов. Владение полемическим мастерством, а именно, умением компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, предстает неотъемлемым качеством каждого образованного человека.
Содержание понятия «полемическое мастерство» подразумевает знание предмета спора, понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.
Искусство спора берет свои начала еще в античные времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля.
Конечно, сегодня нам не приходится устанавливать законы Вселенной, но споры повседневно возникают и в XXI веке. Ввиду наличия у каждого человека на всё своей точки зрения, иногда кардинально противоположной взглядам других людей, невозможно в современном мире избежать дискуссий. Естественно, свои убеждения нужно отстаивать.
Спор - это одна из основных форм человеческой коммуникации. В рамках спора уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина».
Таким образом, исследование вопросов спора и по сей день является актуальным. Спор представляет собой яркий образец практической логики и освоение её приемов абсолютно необходимо для выработки культуры дискуссий, способности понимать собеседника.
Имя И.С. Тургенева на протяжении почти целого века оставалось предметом страстных споров в русской и зарубежной критике. Созданные им произведения будоражило сознание его современников, которые осознавали их громадное общественное значение. Они не всегда соглашались с оценкой событий, нередко отрицали в самой резкой форме правомерность его писательской позиции, его концепцию социально-исторического развития России.
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева представляет собой своеобразную художественную летопись, запечатлевшую жизнь России в период перехода от феодально-крепостнического к буржуазно-капиталистическому строю. В своих произведениях Тургенев освещает важнейшие этапы русского общественного движения, начиная со студенческих кружков Московского университета 1830-х годов и кончая движением революционеров-народников в 1870-е годы.
Несомненно, одним из самых главных качеств современного человека является его умение жить в современном обществе. Это предполагает не только физическое существование, но и способность к социализации, в чем весьма важную роль играет наше умение общаться.
В современном мире для достижения успеха необходимо умение доказывать людям свои идеи и отстаивать их, для чего нередко приходится вступать в спор. В свою очередь, умение спорить это искусство и владение этим искусством является большим плюсом каждого человека.
Спор играет немаловажную роль в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. В мире существует множество вещей, которые очевидны и, которые не требуют доказательств для проверки их истинности.
Спор способствует обмену идеями, более глубокому уяснению собственной позиции и позиции своего оппонента, познанию нового и тем самым пополнению своего багажа знаний и расширению кругозора.
Актуальность данной темы подтверждается осознанием большей части человечества очень простого и очевидного факта, что лишь немногие суждения о мире истинны и не требуют доказательств. Однако, львиная доля наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора.
Целью данной курсовой работы является описание спора как формы дискурса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятия «спора»;
- перечислить виды спора;
- охарактеризовать аргументацию в споре: доводы, приемы и уловки;
- проанализировать спор в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Материалом курсовой работы послужило произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В качестве теоретической базы использованы работы Л. Введенской, И. Кузнецова и других авторов.
В структуру курсовой работы входят введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы.
Глава I. Спор, его структура, цели и разновидности
1.1. Сущность и определение понятия «спор».
Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он – человек – организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение (именно оно составляет сущность процессов коммуникации, в том числе и речевые) в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур и т.д.
Спор как столкновение мнений, позиций в истории человечества был всегда. Всем хорошо известны диспуты в древнегреческих полисах, особенно с появлением софистов. Позже, в условиях средневековья, были ожесточенные споры об универсалиях, а в Новое время – это научные дискуссии [17, 70].
Спор в широком смысле не имеет цели достижения истины, что возможно при соблюдении определенных и подчас довольно жестких требований, здесь важна победа, причем эта победа может достигаться такими средствами, которые в научной дискуссии категорически не применимы. Софисты применяли определенные уловки и приемы, например, подмена понятий, постепенный незаметный перевод спора с одного предмета на другой и т.д. Иногда в спорах применимы и шутка, и отход от темы, которые иногда помогают достичь победы [17, 70].
Неклюдов В.Д. на первый план для современной русской риторики выдвигает искусство спора. Это объясняется тем, что с развитием демократии в нашей стране во главу угла ставится не речь отдельного оратора, а полемика, дискуссия, когда сталкиваются разные мнения и в результате обсуждения важных для общества проблем появляется возможность выработать правильные решения. [13, 314].
В современной научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Под спором мы понимаем всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту [14].
Сложность определения понятия спора, по утверждению Константиновой Л.А., заключается в том, что существует множество его трактовок. Так, например, в «Словаре современного русского литературного языка» есть несколько значений слова спор:
1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.
2. Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом.
3. Поединок, битва, единоборство (в поэтической речи) [7, 92].
В «Толковом словаре современного русского литературного языка» Ушакова указывается, что спор – взаимное пререкание, словесное состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает свою правоту. [19, 648]
Константинова Л.А. определяет наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство общим для всех этих значений слова спор [7, 92].
Корректный, а значит, успешный, эффективный спор – это не только спор «по правилам» логики и тактики, но и зеркало, отражающее уровень общей культуры человека, поэтому следует избегать излишней страстности и максимализма, а также контролировать свой голос, мимику и жестикуляцию. Бобылев Б.Г. указывает на необходимость внимательно, не перебивая, слушать собеседника, оставаться доброжелательным. Не стоит стремиться перекричать противника. Бобылев Б.Г. считает, что советы и рекомендации оппоненту в споре являются деструктивным началом [2, 380]
В своей работе «Ораторское искусство» Каверин Б. И. указывает на то, что в процессе коллективного обсуждения либо находится разрешение проблемы, либо каждая из сторон остается при своем мнении [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева И. А. «Отцы и дети» И. С. Тургенева: Роман о «Вечном примирении». – М. Филологический класс, 3(49)/2017. C. 7 – 14.
2. Бобылев Б.Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для высшего профессионального образования / Б.Г. Бобылев [и др.]; под научн. ред. д-ра пед. наук, проф. Б.Г. Бобылева. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014. – 401 с.
3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. «Делова риторика» Учебное пособие. 2010 г.
4. Ермакова М.С. Аргументация и спор как особые формы дискурса. Вестник ИГЛУ, 2013. 195-197.
5. Каверин Б. И., Демидов И. В. «Ораторское искусство» - Юнити-Дана. 2012 г. – 256 c.
6. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 240 с.
7. Константинова Л.А., Судебная риторика. Конспект лекций. Тула 2010 г.
8. Король Л.Г., Малимонов И.В., Рахинский Д.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям 37.04.01 Психология, 38.04.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом. – Ульяновск: Зебра, 2015. – 248 с.
9. Кузнецов И. «Деловое общение. Деловой этикет» -Юнити_дана. 2008 г.
10. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. Лексикология : теория, тренинг, контроль : учеб. пособие / Н.А. Кузьмина. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2010. – 336 с.
11. Куприянова Н.В. Деловая культура и психология общения (пособие по трудоустройству молодых специалистов): Учебное пособие. – Казань: КазГАСУ,2013.-225 с.
12. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 2010. – 304 с.
13. Неклюдов В.Д. Искусство спора. Языкознание. Вестник Брянского государственного университета №2 (2013). 314 – 321 с.
14. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора / С.И.Поварнин. - М.: Терра, 2009. - 120 с.
15. Прозоров В. В. Две стратегии речевого поведения: спор и взаимный поиск согласия. Cаратов. Жанры речи 1(11)’2015. 57 – 67 с.
16. Студопедия [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studopedia.org
17. Трифонов Г.Ф., Чопенко Л.С. Спор как неотъемлемая особенность общения людей и достижения ими взаимопонимания. Человек и общество. Вестник Российского университета кооперации. 2014. №1(15), 66-70.
18. Учебные материалы онлайн [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studwood.ru
19. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: «Аделант», 2013. – 800с.
20. Черкезова О. В. «Отцы и дети» И. С. Тургенева в кинорецепции А. Смирновой. Вестник ТГПУ(TSPU Bulletin). 2013. 11 (139). 63 – 68 с.
21. Чудновский В.В. К вопросу о конфликте в романе «Отцы и дети». Екатеринбург. Филологический класс, 4 (30)/2012. 97-102 с.
22. Тургенев И.С. «Отцы и дети».