Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях серьезные психоэмоциональные перегрузки значительно актуализи-руют проблему стресса и психологической адаптации, поскольку при их длительном воздей-ствии появляются разнообразные поведенческие нарушения, социально-психологическая деза-даптация, снижение мотивированности к труду, личностная и профессиональная деградация, проблемы в личной жизни и трудовой деятельности. В результате ухудшается здоровье работ-ников и психологический климат в коллективах, возникают конфликты, возрастает текучесть кадров, снижается эффективность деятельности организации. Ученые считают, что наступил пе-риод, когда стресс, способствуя развитию большинства заболеваний, действительно стал «про-блемой выживания человечества».
Стресс нельзя увидеть. У человека он проявляется напряженностью, возникающей под влияни-ем внешних воздействий. Если какой-либо раздражитель (обычно это какое-то из ряда вон вы-ходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать и последствия которого предполагаются негативными) приводит организм в состояние повышенного напряжения, то возникает стресс. Стресс представляет собой состояние повышенного напряжения организма, вызываемое каким-либо раздражителем, а также рассматривается как неспецифическая реак-ция организма на любое предъявленное к нему требование.
Таким образом, с одной стороны, стресс - особое нервное состояние человека, появляющееся при существенном отличии в его восприятии окружающей действительности от ожиданий, что вызывает неприятные ощущения, а их затянувшееся переживание (воспоминание и продол-женное в воображении переосмысление) становится причиной нервно-психических рас-стройств. С другой стороны, стресс - психологический процесс приспособления организма к дан-ному состоянию, способствующий его самосохранению.
Таким образом, тема данной работы является актуальной.
Предметом изучения в данной работе является профессиональный стресс.
Объектом изучения в данной работе является изучение управлением стрессом сотрудников в вузе.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты понятия стресса, его особенностей и причин возникновения;
- изучить понятие стресса и его особенности;
- описать стадии развития стресса и основные источники стрессовых ситуаций;
- изучить опыт зарубежных стран в управлении стрессами;
- описать методы психологического воздействия, направленные на психическую саморегуляцию .
Глава 1. Теоретические аспекты понятия стресса, его особенностей и причин возникновения
1.1 Понятие стресса и его особенности
Как известно, стресс является серьезной помехой для успешного ведения бизнеса. Стрессовые ситуации могут возникать в компании по разным причинам, но чаще всего - из-за стиля руковод-ства в компании. Руководители должны помнить, что положительная стимуляция сотрудников имеет способность увеличивать качественные показатели их работы с гораздо большей эффек-тивностью, чем чрезмерная требовательность и постоянное давление.
Вначале считали, что профессиональному стрессу наиболее подвержены руководители компа-ний. В психологии стресса есть определенный тип личности "А", к которому относятся мене-джеры высшего звена, владельцы компаний, а также люди творческих профессий. На самом де-ле, уровень эмоциональных перегрузок у них является очень большим: недостаток необходи-мой информации, неопределённость ситуации, необходимость принятия решений высокой сте-пени ответственности, слишком неожиданные или частые изменения информационных пара-метров - всё это выступает источниками стресса.
Но в стрессовое состояние, которое является губительным для успешного ведения бизнеса, по-падают не только руководство, но и рядовые сотрудники. Продавцы, секретари, менеджеры по работе с клиентами, - именно им порой приходится принимать на себя самую сильную, первую, волну недовольства клиента, выслушивать требования, претензии, а часто и оскорбления в свой адрес. Их положение усугублено ещё тем, что им часто не хватает полномочий, которые необ-ходимы для того, чтобы добиваться улучшения работы организации. Всё это, очевидно, ведет к стрессу, отрицательным эмоциям, и, соответственно, понижает продуктивность работы.
Стресс на рабочем месте может возникать по причине перегрузок или, наоборот, недостаточной загруженности. При этом сотрудники, считающие, что их рабочая нагрузка не соответствует по-лучаемой заработной плате и занимаемой должности, испытывают не меньший стресс, чем ра-ботники, загруженные непосильной работой.
Также серьёзный стресс грозят сотрудникам, от которых требуется качественное и быстрое ис-полнение нескольких трудно совместимых функций. Является важным, чтобы работник обладал четким преставлением о границах собственных полномочий, своих должностных обязанностях, а также отчётливо представлял систему оценки своего труда. Человек, который точно знает, что следует за тем или иным его действием, будет чувствовать себя гораздо спокойнее.
Еще одной причиной стресса может быть исполнение сотрудниками новых, не соответствующих их опыту обязанностей – к примеру, при переходе на более высокую должность. Опасностью является и необходимость каждый день заниматься нелюбимым делом.
Профессиональный стресс часто вызывается внешним физическим фактором (шум, плохая вен-тиляция, теснота помещения или освещение рабочего места и тому подобное) или поведением других сотрудников. Также на психологическом состоянии работников отрицательным образом сказывается недоступность нужных для работы ресурсов, отсутствие профессионального обще-ния, отсутствие перспектив профессионального роста.
Несмотря на то, что многими исследователями называется основной причиной возникновения профессиональных стрессов организационный фактор, психологами отмечена ещё одна сторона данного явления. Кроме ситуации, которая вызывает стресс, большую роль играет отношение человека к данной ситуации. В целях решения проблем бывает достаточно устранить одну из этих составляющих. Поэтому если человек не может никак избежать стрессовой ситуации, са-мым лучшим вариантом будет изменение его отношения к проблеме. Тут важной выступает роль менеджеров по персоналу, которые должны доносить до сотрудников понимание данного аспекта.
В нашей стране сегодня отмечен значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Стресс-менеджмент является способом контроля и управления стрессами. Управление стрессом считают гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изоли-ровать от него сотрудников. Есть довольно много методов и способов "борьбы со стрессом", как организационного, так и индивидуального применения. Большинство из них являются общеиз-вестными. Так, к индивидуальным методам можно отнести:
1) регулярный активный отдых;
2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
3) тренинг навыков самоконтроля поведения;
4) планирование собственного времени;
5) обеспечение достаточной продолжительности сна;
6) когнитивная терапия и др.
В зарубежных организациях практикуют такие методы, как включение в социальный пакет ра-ботника оплаты занятий в бассейне или спортивном зале. Некоторые из них стараются обеспе-чить доведение до сведения сотрудников простых конкретных методик, которые помогают справиться со стрессом. Например, руководителями компании "Би-би-си" был издан дорогосто-ящий буклет, в котором персоналу объяснили, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снижать число стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой важной информации. В частности, там содержится подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не поможет справлять-ся с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется долго вглядываться в фото-графию с альпийским пейзажем или понюхать цветок лаванды.
Но применения таких мер недостаточно. К проблеме важно подходить комплексным образом, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим сильным стрессом или его послед-ствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, ко-торые связаны с организацией, именно на снижение и нейтрализацию негативного влияния дан-ных факторов нужно обращать особенное внимание.
На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:
1) регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического клима-та;
2) оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и от-ветственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудни-ков;
3) исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
4) максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, озна-комление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;
5) обогащение содержания обязанностей работников;
6) соблюдение санитарно-гигиенических норм;
7) предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномо-чий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Стресс-менеджмент. Полный курс. – М.: "Альпина Паблишер", 2018. – 315 с.
2. Бодров Н.П. Психология и надежность. – 4-е изд.. – М.: "Филин", 2015. – 238 с.
3. Бондаренко В.В., Резник С.Д.(ред.) Персональный менеджмент. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 210 с.
4. Валь Е. Руководство, лидерство и командообразование в организации. М: Прометей, 2018. – 220 с.
5. Валиуллина Е. В. Локус воспринимаемого контроля и уровень прокрастинации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 8 (август). - URL: http://e- koncept.ru/2018/182017.htm.
6. Егоршин, А.П. Контроль стресса в организации / А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 327 с.
7. Зайцев Л.К. Стресс-менеджмент: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 2016. – 201 с.
8. Ионина О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Спецвыпуск № 12. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75186.htm.
9. Калюгина, С.Н. Самоменеджмент: учебное пособие / С.Н. Калюгина. – М. : Директ-Медиа, 2019. – 207 с.
10. Камионский, С.А. Управление подчиненными. Эффективные технологии руководителя / С.А. Камионский. – М : URSS, 2015. – 192 с.
11. Кноблаух, Й. Стресс и адаптация: пер. с нем. / Й. Кноблаух. – М.: Омега-Л, 2016. – 206 с.
12. Коркина Т.А., Барыева Э.А. Методика управления стрессом в организации // Проблемы в управлении социально-экономическими системами в условиях инновационного развития: сб. науч. тр. Челябинск: Энциклопедия, 2017. – 163 с.
13. Куликова Е. А. Риск-менеджмент: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014. - 259 с.
14. Куликова Е. А. Менеджмент: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2016. - 293 с.
15. Организационная психология и управление. Хрестоматия. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 310 с.
16. Организация личной работы руководителей и специалистов//Кадровик. Кадровый ме-неджмент. – 2015. – № 6.
17. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Знание, 2013. – 253с.
18. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2015. – 127с.
19. Футин В. Н. Ортобиотика: развитие умений владеть собой: учеб. пособие. - М.: РАПС, 2018. - 108 с.
20. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты: пер. с англ. / предисл. Ю. В. Пахомова. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 2017.