Фрагмент для ознакомления
2
Главной особенностью применения технологии портфолио является его направленность на развитие навыков не только при помощи учителя, но и самореализации и саморегуляции ученика, то есть его способности оценивать свои успехи. Соответственно можно утверждать, что портфолио-это реализация стратегии обучения на протяжении всей жизни, основным направлением которой является развития современных образовательных систем и отвечает потребностям общества в получении знаний [4].
Выводы
В наши дни обучение строится на основе личностно-ориентированного подхода, поэтому обучающийся является центральной фигурой всей методической системы. Задача школы – это развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка, его познавательного интерес. Школа обязана подготовить ребенка к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию, а решить поставленные задачи способны развивающие технологии, которые проникают в современное обучение Таким образом, портфолио является неотъемлемой частью изучения предметов в современной школе, что позволяет повысить уровень усвоения знаний, мотивировать учащихся к изучению предмета, оценить уровень подготовленности. Портфолио развивает не только умственные способности обучающегося, но и раскрывает его личностные качества: коммуникабельность, компетентность и другие. Портфолио помогает повысить мотивацию, проанализировать процесс изучения предметов учащимся. Портфолио служит системой самооценки.
Глава 2. Реализация технологии «Портфолио» на разных этапах обучения
2.1.Содержательные особенности и специфика применении технологии в обучении
Специфика использования портфолио заключается в том, что школьники могут отслеживать свои успехи на начальных ступенях овладения предметом. Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко в своих исследованиях использования языкового портфолио на уроках иностранного языка, к примеру, рекомендуют начать работу с портфолио во 2-м классе. Они считают, что для ознакомления с технологией составления портфолио во втором классе достаточно двух занятий. Первое занятие для объяснения содержания, целей и структуры портфолио, а второе для заполнения следующего раздела о своих компетенциях, которыми уже владеет ребенок [Гальскова, 213].
Во втором классе работа детей направлена на третий раздел портфолио – «Копилка». В 3-4 классах ученики приступают к разделам и таблицам «Коммуникативные умения» первого раздела, а также ко второму разделу «Мои успехи». По мнению Н. Д. Гальсковой и З. Н. Никитенко, одного или двух занятий в четверть будет достаточно для самооценки и пополнения «Копилки». Для того, чтобы дети смогли адекватно оценивать свои успехи необходимы достаточные промежутки времени между занятиями.
К концу 3-4 классов ученик с помощью учителя, таблицы самооценки и коммуникативных умений определяет, на данный момент, свой уровень владения определенным знанием.
Например, те же авторы, указанные выше, приводят следующее содержание уровней.
• Аудирование. Школьник определяет свой уровень с помощью фразы «Когда я слушаю, я умею».
• Говорение «Когда я разговариваю, я умею».
• Чтение «Когда я читаю, я умею».
• Письмо «Я умею писать».
Обучающиеся в таблице «Коммуникативные умения» отмечают уровень владения предметом, который они достигли за определенный промежуток в времени в том или ином виде речевой деятельности. Например, если ученик думает, что сделал первый шаг в умении читать и понимать, то он закрашивает соответствующий квадрат «Когда я читаю, я понимаю». Педагогу следует быть внимательным при работе с данными таблицами, он должен помочь ученикам оценить их уровень приобретенных умений и навыков [Гальскова, 48].
Главная цель портфолио - это систематическое развитие самооценки, самоконтроля, самоанализа и рефлексии у учащихся на любой ступени обучения в условиях комплексной интеграции всех видов деятельности. Работа по данной технологии позволяет решать следующие учебно-воспитательные задачи:
* осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках предмета ;
* повысить общий уровень чтения на родном языке;
* более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей; расширить возможности для социализации учащихся. Междисциплинарные задачи:
* научить активно и самостоятельно читать доступные по возрасту художественные произведения;
* развивать у учеников навыки объективной самооценки выполняемой работы, их языковые навыки и уровень владения знаниями по предмету;
* развитие навыков планирования и организации своей деятельности;
* формирование у учеников мотивации к обучению и творчеству; личностные задачи;
* развивать самостоятельность учеников;
* формирование личности, способной к саморазвитию;
* воспитание толерантного отношения к культуре, более глубокое понимание родной культуры; .
Портфолио начинается с обращения к ученику и родителям. В письмах-заявках (письмо для учеников), (письмо для родителей) определяется цель создания и ведения портфолио, даются краткие пояснения по работе с основными разделами портфолио, рекомендации по наполнению портфолио. Ученики могут включить в портфолио, а именно:
* любые письменные творческие работы: эссе;
* индивидуальные и групповые проекты;
* тестовые и текстовые работы, отчеты;
* аудио и видеозаписи собственных выступлений: стихотворения, диалоги, инсценировки литературных произведений;
* работа на компьютере: презентации, электронные файлы;
* стихи, сказки, рассказы, написанные учениками;
* перевод художественных текстов;
* памятки, рекомендации по развитию учебных навыков;
* различные карты
* рисунки, фотографии;
* дипломы, награды, сертификаты достижений;
* дипломы победителей конкурсов;
* сертификаты об окончании изучения по определенному виду деятельности, где ребенок достиг пороговых знаний, умений, навыков.
Именно при такой организации работы над портфолио учащиеся и их родители постоянно осознают движение ребенка по "лестнице успеха". Учитель определяет набор тестовых и контрольных заданий для каждого ученика в соответствии с его уровнем подготовки, определяет сроки, а ученик переносит выполненную работу в следующий раздел, для контроля со стороны преподавателя. Основным моментом в данной работе является "чистка портфолио". Периодически нужно удалять из папки часть тестов, текстов, творческих работ. Нужно предложить ученику решить, что он оставляет, а что снимает.
Дополнительные материалы (дополнительные занятия) по выбору учащихся могут быть добавлены в течение учебного года и включать в себя любую из вышеперечисленных работ. Поскольку портфолио является собственностью каждого ученика, он может абсолютно свободно выбирать дизайн своего портфолио, а также самостоятельно подбирать дополнительные материалы. Каждому ученику важно понять всю "цепочку" пройденного пути от идеи до результата. Конкурс портфолио является важным моментом в обучении данной технологии. На конкурсе каждый имеет возможность защитить свое портфолио и получить диплом. Самое главное, все получают дипломы, но в разных категориях. Таким образом, для каждого ученика создается положительная мотивация к обучению, к саморазвитию. Последовательная работа над созданием портфолио ученика дает возможность развить базовые компетенции учащихся: способность к рефлексивной и достаточно адекватной самооценке (образовательная компетентность); способность оценивать уровень коммуникативной компетенции в видах речевой деятельности; умение анализировать проблемы в различных областях знаний (информационная компетентность); желание работать на результат (компетентность самосовершенствования личности); потребности в языке и культуре (социальная и культурная компетентность), универсальная образовательная деятельность.
Таким образом, технология портфолио является одной из эффективных инновационных технологий, направленных на формирование первичных навыков владения предметной логикой и отражения индивидуального движения в изучении предмета.
В практике обучения предполагается, что портфолио обновляется каждый год новыми материалами, и время от времени обучающийся или преподаватель может пересматривать эти материалы, следуя прогрессу и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Английский в фокусе: языковой портфель для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ [Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2006. – 64с.
2. Ваулина, Ю.Е., Подоляко, О.Е. УМК «Английский в Фокусе» (SPOTLIGHT) для 5 и 6 классов общеобразовательных учреждений // Иностранные языки в школе, специальный выпуск, 2007 . - с. 35 – 42.
3. Гальскова Д. Н., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам / Гальскова Д. Н. // Начальная школа: Методическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
4. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Европейский Языковой Портфель. Знакомство с языками (для детей 7-10 лет) /Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко // М., МГЛУ, 2002.- 225 с.
5. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5. - с. 6-11.
6. Горегляд О. Л. Языковой портфель как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе. [Электронный ресурс] г. Москва: 2013 — Издательский дом «Первое сентября» Режим доступа: http://xni1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562370/ (Дата обращения: 21. 04. 2020).
7. Дондокова Н.Б. Педагогические условия формирования базовых компетенций в процессе подготовки будущих специалистов: автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01 /Н.Б. Дондокова; Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 2006. – 356 с.
8. Иванов, А.В. Портфолио в начальной школе / А.В. Иванов. — М.: Просвещение, 2011.— 128 с.
9. Иванова, В.В. Формирование ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку: автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 / В.В. Иванова; Бийский гос. пед. ун-т. Новокузнецк, 2005. – с. 318.
10. Иванченко Т. Ю. Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни. [Текст] / Т. Ю. Иванченко // Молодой ученый — г. Чита: ООО «Издательство Молодой ученый» — 2013. — № 5 (52). — с. 704–709.
11. Колесников А.А. Структура «Многоязычного профориентационного портфолио» и возможности его использования при профориентационном обучении иностранным языкам / А.А. Колесников // Иностранные языки в школе.-2014.-№5.- с.17-26.
12. Коряковцева Н.Ф. «Европейский языковой портфель для России» - новая образовательная технология в области обучения иностранным языкам: Учебное пособие по курсу «Теория обучения иностранным языкам». – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. – 154 с.
13. Кукуев А. И. Портфолио в зарубежном опыте образования взрослых. [Текст] /А.И. Кукуев. //Вестник непрерывного образования. № 3-4: научный журнал. -Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, -2008. -С. 31-34.
14. Моисеева Г.Ю. Портфолио ученика начальной школы. Начальная школа. 2012, №8. -С. 23-25.
15. Новикова Т. Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике [Текст] / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков, Е. Е. Федотова Е. Е. // Вопросы образования.-2004.-№ 3.-с. 201–238.
16. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе: учебнометодическое пособие / Н.Е. Скрипова, Л.Н. Чи-пышева и др. — Челябинск: Цицеро, 2009. — 163 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. — № 373.
19. Чипышева, Л.Н. Нужна ли школе балльная шкала отметок? / Л.Н. Чипышева // Научнотеоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». — Челябинск, 2010. — № 3(5). — С. 50-55.
20. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2007 (9th printing). – 260 p.
21. European Language Portfolio (ELP) Principles And Guideline With Added Explanatory Notes (Version 1.0).
22. Pollari, P. “This is My Portfolio”: portfolios in Finnish upper secondary schools, IN Kennedy, Ch. Exploring Change in English Language Teaching. Macmillan Heinemann, 105 p.