Фрагмент для ознакомления
2
(включая дополнительные дни за выслугу лет, а также за ненормированный служебный день), различные социальные льготы, гарантии и компенсации .
Правовое регулирование государственной службы с общей системой правового регулирования труда совпадает в настоящее время лишь в той его части, в которой гражданские государственные служащие подпадают под действие общих норм трудового законодательства. Регулирование труда государственных гражданских служащих это смешанный режим трудоправового регулирования государственной гражданской службы. Чисто практически этот режим распространяется только на государственную гражданскую службу, поскольку, например, на военной службе действуют специальные правила, а законодательство о труде распространяется на военнослужащих только в единичных случаях в силу прямого указания в законодательстве (например, касаемо общей продолжительности рабочего времени) .
2. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Служебный контракт как основание возникновения служебно-трудовых отношений государственных гражданских служащих
Служебный контракт - это соглашение, которое заключено с одной стороны с гражданином, поступающим на гражданскую службу и с другой стороны с представителем нанимателя.
Соглашение предусматривает прохождение службы и замещение должности гражданской службы. Это легальная сущность служебного контракта, определение закреплено в ст. 23 в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Служебный контракт заключается на основе акта органа государства о назначении на должность государственной гражданской службы. Если по конкурсу осуществляется поступление на гражданскую службу, то акт органа государства о назначении на должность издается в соответствии с решением конкурсной комиссии.
Представитель нанимателя, являясь стороной служебного контракта, принимает на себя обязанность выполнять ряд установленных условий, а именно:
-предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность её прохождения, а также предоставить такому субъекту или гражданскому служащему другую возможность замещения должности службы;
-обеспечить прохождение службы и замещение должности гражданской службы;
-выплачивать служащему своевременно и в полном объёме необходимое денежное содержание;
-предоставить государственные социальные гарантии гражданскому служащему.
Цивилистический подход демонстрирует не противопоставление контракта договору, а их рассмотрение как синонимичные либо однопорядковые (соотносящиеся как частное и общее) понятия. Однако будет ли верна эта логика по отношению к трудовым и служебным отношениям на государственной гражданской службе?
Утвердительно на этот вопрос отвечают авторы большого юридического словаря. Контракт, с их точки зрения, - это синоним понятия «договор» применительно к гражданским и трудовым правоотношениям . Представляется, однако, что такая логика, будучи верной в период действия Кодекса законов о труде, отождествлявшего, как уже было указано выше, понятия «трудовой договор» и «трудовой контракт», вряд ли соответствует современным реалиям .
Таким образом, в рамках трудовых правоотношений отечественные законодатели в настоящее время достаточно последовательно проводят политику отказа от использования термина «контракт». Почему же применительно к государственной гражданской службе они посчитали необходимым отказаться от испытанного временем трудового договора и использовать словосочетание «служебный контракт»? А.А. Осин, отвечая на данный вопрос, отмечает, что, по его мнению, «словосочетание «служебный контракт»... более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения» и, кроме того, «как-то дисциплинирует, и в его звучании есть что-то от словосочетания «служба по контракту», применяемого до сих пор в среде военных и в правоохранительных органах» .
Хотя в рассуждениях А.А. Осина, безусловно, содержатся верные положения, все же, как представляется, основная причина отказа авторов Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от термина «трудовой договор» и введение понятия «служебный контракт» состоит в их желании отграничить эти понятия, подчеркнуть принципиальную разницу между служебным контрактом и трудовым договором. Аналогичные причины привели в свое время к введению контрактов в систему военной и правоохранительной службы.
Сам Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» никаких указаний относительно трудоправовой, административно-правовой либо какой-то иной природы служебного контракта не содержит. Часть 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Из этого можно сделать лишь тот вывод, что контракт рассматривается законодателем как соглашение, то есть разновидность договора. Однако стороны этого соглашения (представитель нанимателя и гражданин, поступающий на гражданскую службу, либо гражданский служащий) отличаются от сторон трудового договора (работодатель и работник) в соответствии со ст. 56 ТК РФ. Имеются различия и в предмете служебного контракта и трудового договора соответственно .
Тем не менее наличие определенного сходства между служебным контрактом и трудовым договором отрицать нельзя. Хотя стороны служебного контракта указаны в законе иначе, чем в ТК РФ для трудового договора, провести определенные параллели между представителем нанимателя и представителем работодателя, с одной стороны, и гражданином, поступающим на гражданскую службу, либо гражданским служащим и работником - с другой, вполне возможно.
2.2. Процедура заключения служебного контракта
Согласно ч. 6 ст. 26 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя обязан при заключении служебного контракта ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком органа государства, с иными нормативными актами, которые имеют отношение к исполнению должностных обязанностей гражданским служащим.
Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если самим контрактом или нормативными правовыми актами не установлено иное.
В служебном контракте указываются следующие сведения:
-фамилия, имя, отчество гражданина (гражданского служащего), а также паспортные данные, домашний адрес и номер телефона лица, поступающего на гражданскую службу;
-наименование госоргана (представителя нанимателя). Необходимо указать наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя госоргана (аппарата госоргана) или лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо их представителя;
-документ (вид, дата, номер), в силу которого представитель нанимателя наделен правом назначения на должности государственной гражданской службы РФ;
-акт госоргана о назначении лица на должность государственной гражданской службы РФ (вид, дата, номер), на основании которого заключается служебный контракт. Например, заключение служебного контракта с лицом, назначаемым на должность федеральной государственной гражданской службы Правительством РФ, осуществляется на основании постановления (распоряжения) данного органа).
Перечень существенных (обязательных) условий, включаемых в служебный контракт, предусмотрен ч. 3 ст. 24 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Стороны могут включать в служебный контракт и дополнительные условия. К дополнительным условиям служебного контракта может относиться требование о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. - № 31. - Ст. 3215.
6. Об утверждении Методических рекомендаций по адаптации государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы и территориальных органов ФНС России: Приказ ФНС России от 13 сентября 2011 г. № ММВ-7-4/570@ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Судебная практика
7. Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции: письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.03.2016 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&page=splus&rnd=470F6816D8C4FF8F702005E19DA7E77E&ts=192336996905190509963692935 (дата обращения: 15.04.2020)
8. Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&page=splus&rnd=470F6816D8C4FF8F702005E19DA7E77E&ts=192336996905190509963692935 (дата обращения: 15.04.2020).
9. Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 21 июля 2016 г. по делу № 33 - 697/2016 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2020).
Литература
10. Алексеев С.С. Общая теория права: Учеб. /С.С. Алексеев. - М.: Изд-ва: Проспект, ТК Велби, 2016. –689 с.
11. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект /И.Н. Барциц. - М.: Формула права, 2008. –308 с.
12. Башуров В.Б. Место служебного контракта в установлении государственно-служебных правоотношений на государственной гражданской службе Российской Федерации /В.Б. Башуров // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2017. - № 1 (40). – С. 58-64.
13. Берестова Л.И. Особенности труда государственных гражданских служащих: Учебное пособие /Л.И. Берестова. - М.: Изд-во РАГС, 2017. –195 с.
14. Болдырев А.Н. Правовые основы становления современной государственной службы в Российской Федерации /А.Н. Болдырев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 8. - С. 13 - 17.
15. Большой юридический словарь / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 702 с.
16. Ветлужских Е.Н. Как повысить результативность и лояльность сотрудников /Е.Н. Ветлужских // Мотивация и оплата труда. - 2013. - №4. - С.252-256.
17. Войтович В.Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие /В.Ю. Войтович. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2013. –194 с.
18. Воробьев Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) /Н.И. Воробьев // СПС КонсультантПлюс. 2014.
19. Воробьёва Е.В. Увольнение работников /Е.В. Воробьёва. - М.: АйСи Групп, 2013. –87 с.
20. Груздев В.С. Правовой статус государственных служащих Российской Федерации и организационно - правовые основы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения их квалификации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук /В.С. Груздев. - М., 2003. –33 с.
21. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. – 850 с.
22. Демин А.А. Государственная служба в Российской Федерации: учебник для магистров /А.А. Демин - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. –641 с
23. Еремина С.Н. «Эффективный контракт» в трудовом праве /С.Н. Еремина // Журнал российского права. - 2014. - № 4. - С. 20-26.
24. Иваненко И.Н. О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в Российской Федерации /И.Н. Иваненко, А.С. Чуева, А.Ю. Ачмиз // Власть Закона. - 2016. - № 1 (25). - С. 73-80.
25. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное /В.А. Козбаненко // Государство и право. - 2013. - № 1. - С. 14-20.
26. Комахин Б.Н. Административно-правовое положение государственного гражданского служащего в условиях реформы государственной службы /Б.Н. Комахин // Современное право. - 2013. - № 10. - С. 69-74.
27. Комахин Б.Н. Сущность правовых основ деятельности государственных служащих: концептуальные основы инновационного государства /Б.Н. Комахин // Административное право и процесс. – 2014. - № 3. - С. 32-36.
28. Костенников М.В. Актуальные проблемы административного права /М.В. Костенников, А.В. Куракин. - М., 2013. –296 с.
29. Летова Н.В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве: Дис. ... д-ра юрид. наук /Н.В. Летова. - М., 2013. –217 с.
30. Матузова Н.И. Курс лекций. Общая теория права /Н.И. Матузова, В.К. Бабаева. - Н. Новгород: Н.-Нов. высш. шк. МВД РФ, 1993. –344 с.
31. Мачянските Л. Основные случаи увольнения по инициативе работодателя /Л. Мачянските // Трудовое право. - 2012. - № 11. - С. 59-63.
32. Ноздрачев А.Ф. Меры профилактики и контроля конфликта интересов по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств /А.Ф. Ноздрачев, А.С. Автономов // Административное право и процесс. - 2017. - № 5. - С. 4-14.
33. О государственных публичных должностных лицах: закон 1947г. № 120 // (Малый сборник законов). - Токио: Юхикаку, 2015. –410 с.
34. Осин А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта /А.А. Осин // Трудовое право. - 2017. - № 5. - С. 14-18.
35. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации /Е.В. Охотский // Государство и право. - 2013. - № 9. - С. 7-13.
36. Очаковский В.А. К вопросу о поощрении и награждении государственных гражданских служащих /В.А. Очаковский, И.Н. Иваненко, Д.М. Иванов // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - № 116. - С. 515-526.
37. Очаковский В.А. Установление эффективного контракта для государственных служащих /В.А. Очаковский, И.Н. Иваненко, А.С. Коротченко // Научный журнал КубГАУ. - 2016. - № 116. - С. 527-539.
38. Старилов Ю.Н. Служебное право /Ю.Н. Старилов. - М.: Юрайт, 2014. – 369 с.
39. Студеникин С.С. Советская государственная служба /С.С. Студеникин // Вопросы административного и военно-административного права. - М, 1948. - С. 3-9.
40. Татаринов А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии /А.А. Татаринов. - М.: ИНЭ, 2018. – 375 с.
41. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. - М., Изд-во НОРМА, 2017. –784 с.
42. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка /Д.Н. Ушаков. - М.: Альта-Пресс, 2015. –1 125 с.
43. Хабибуллина О.В. Правовой режим государственной службы /О.В. Хабибуллина // Lex Russia. – 2013. - № 8. - С. 4-8.
44. Хатюшенко О.М. Административно-правовой статус государственного служащего Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук /О.М. Хатюшенко. - М., 1999. –265 с.
45. Чаннов С.Е. Служебный контракт: за и против /С.Е. Чаннов // Современное право. – 2015. - № 12. – С. 67-69.
46. Чаннов С.Е. Совершенствование антикоррупционных запретов /С.Е. Чаннов // Эж- Юрист. - 2012. - № 10. – С. 15-18.
47. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2012. –190 с.