Фрагмент для ознакомления
2
Самураи быстро достигли самого верха социальной иерархии; они обладали многочисленными привилегиями, в том числе и правом ношения двух мечей – длинного «катана» и короткого «вакидзаси», и это в эпоху, когда лишь государственным служащим разрешалось ношение меча, да и то одного, а обычный гражданин вообще не имел права на ношение какого-либо оружия. Бывали даже времена, когда у самурая было право на месте отрубить голову оскорбившему его простолюдину.
Внутри касты самураев тоже имели место различные ранги с различными привилегиями. Так, в XII веке таких рангов было три:
- «кэнин» («живущие в доме») – свита, управляющие, наиболее приближенные к главе дома лица;
- конные самураи – лишь воины высокого ранга имели право сражаться верхом, подготовка и содержание их требовали значительных средств;
- «асигару» («легконогие») – пешие самураи, составлявшие большинство войска и вооружённые луком, копьями, алебардами, а позже огнестрельным оружием .
Хотя между враждующими кланами порой случались и масштабные битвы целых армий, чаще всего боевые действия происходили в форме столкновения небольших групп воинов, которому предшествовало вербальное выяснение отношений.
Большое значение придавалось тому, чтобы поединки совершались с противниками равного ранга и известности, и это требовало скрупулёзного соблюдения формальностей даже в условиях схватки: скачущий среди сражающихся воинов всадник громогласно выкрикивал своё имя, клановую принадлежность и свои боевые заслуги, вызывая на бой противника сравнимого происхождения и уровня заслуг. В поединок с менее родовитым врагом даже не вступали, натравливая на него своих оруженосцев.
Сама битва распадалась на множество единоборств. Сдаться в плен считалось несмываемым позором, схватка продолжалась даже тогда, когда было ясно, что она проиграна, и воины в таком случае искали смерти в бою или в совершении ритуального самоубийства, находя такой достойный выход из безвыходной ситуации.
Уважающий себя самурай женился на представительнице своего сословия, принадлежность к касте передавалась по наследству.
Таким образом, самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Самураи - искусные воины Японии, которые сыграли большую роль в её истории.
1.2. Воспитание и становление самурая
Титул самурая в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих самураев происходило в соответствии с самурайским кодексом чести – бусидо - уже с малых лет. В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча.
Это учило мальчика уважать свой меч - символ принадлежности к классу воинов. Большое значение придавалось конфуцианству. По одному из его положений, дети были обязаны почитать и уважать родителей, не пререкаться с ними, даже если родители не правы или дурно относятся к детям, не огорчать их.
Задачей воспитания в детях долга сына было не только развитие уважения к родителям, но и создание преданности императору, который считался отцом воина. Долг сына являлся опорой верности вассала господину. Не меньше, чем отца, почитали наставника будущего самурая. Авторитет учителя был крайне велик, его указания исполнялись без пререканий. Известная пословица говорит: «Родитель тот, кто дал мне жизнь, учитель тот, кто сделал меня человеком» .
Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых самураев, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддийском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену. Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.
Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя.
Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.).
Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.
Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.
Мальчикам и девочкам прививалась способность контролировать свои поступки, не допускать эмоциональных восклицаний, стонов и слёз. «Отчего ты ревешь из-за такой мелочи, трусишка? - спрашивала мать у плачущего сына. – А если тебе в сражении отрубят руку или ты будешь вынужден сделать харакири?» С самых ранних лет в детях самураев воспитывали чувство чести и ответственности, честности и дисциплины .
Данное воспитание развивало бесстрашие, хладнокровие и эмоциональную стойкость, благодаря чему самураи не теряли четкости мысли даже в самых сложных ситуациях.
Будущие самураи были обязаны постоянно тренироваться, совершенствовать искусство владения оружием, иметь большую силу и ловкость. От юных самураев требовалось превосходное владение приёмами сражения на мечах и копьях, стрельбы из лука, они должны были знать дзю-дзюцу, уметь хорошо сидеть в седле, понимать тактику ведения боя.
В любой семье, при дворе каждого самурая были оборудованы замечательные комнаты для обучения владению мечом, места для тренировки стрельбы из лука и физических упражнений. Обучение, как правило, начиналось в 8 лет и заканчивалось в 16.
Кроме обучения искусству войны присутствовало и освоение литературы, истории, письменности и т.д. Однако самураи изучали эти предметы, только если они могли принести пользу в военном деле. Особые школы, которые для приличия находились в имении феодала, в которых изучалась классическая литература Китая, художественное творчество и т.д., были презираемы самураями.
В таких учебных заведениях учились в основном болезненные и слабые дети, не способные обучиться искусству войны, с физическими отклонениями или же люди, которые по своей воле отказались от насилия. Смеясь и глядя сверху вниз на таких учеников, самураи произносили: «Наука - это жалкий удел нежных женоподобных придворных Киото, слабость и болезненность которых не разрешает им использовать мускулы и не дает им возможности изучать возвышенное искусство боя» .
Однако именно в таких школах учились большинство японских философов, известных поэтов, писателей и популярных художников периода феодальной Японии.
В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё – катана и вакидзаси), с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни; девушка получала короткий кинжал кайкэн – знак принадлежности женщины к самурайскому сословию. Молодой самурай переходил в другую возрастную группу – становился взрослым.
Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали самурайскую прическу - сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).
Молодому человеку надевали высокий головной убор - эбоси, который был нужен для ношения мотодори. Человек, который в процессе торжества закреплял на голове юного самурая эбоси, носил название «усироми», (опекун), или эбоси-оя («отец по эбоси») .
В Японии церемония вступления во взрослую жизнь проводилась как среди знати, так и среди простолюдинов с древних времен. Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога - покровителя семьи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акияма Кэнзоо История Ниппон// История Японии: сборник исторических произведений / сост. С. А. Шумов, А. Р. Андреев; под ред. И. А. Настенко. - М.: Русская панорама, 2010. - 503 с.
2. Вандеберг Х. Историческое развитие Японии // История Японии: сборник исторических произведений / сост. С. А. Шумов, А. Р. Андреев; под ред. И. А. Настенко. - М.: Русская панорама, 2006. - 72 с.
3. Гальперин А. Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма. – М., 1963. – 200 с.
4. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры, конец XVI - начало XX в. / Л. Д. Гришелева; АН СССР, Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1986. - 285 с.
5. Данн Ч. Традиционная Япония: быт, религия, культура / Чарльз Данн; [пер. с англ. О. Д. Сидоровой]. - М.: Центрполиграф, 2012. - 220 с.
6. Данн Ч. Япония на пути модернизации. М., 2016. – 47 с.
7. Искандеров А. А. Средневековый японский город XVI столетия. – М., 1962. – 114 с.
8. История Японии: сборник исторических произведений / [ред. И. А. Настенко]. - 6-е изд., доп. - Москва : Русская панорама, 2010. - 511 с.
9. История Японии: Учеб.пособие / РАН, Ин-т востоковедения, Ассоциация японоведов, Японский фонд; Отв.ред.А.Е.Жуков, т. 1, М.: Институт востоковедения РАН, 2009. – 703 с.
10. Конрад Н.И. История Японии // История Японии: сборник исторических произведений. - М.: Русская панорама, 2006. - С. 158-340
11. Кузнецов Ю. Д. Военное сословие Японии. – М., 2009. – 432 с.
12. Кузнецов Ю.Д. История Японии: учеб. для вузов по спец. «История» / Кузнецов Ю.Д., Сырицын И.М., Навлицкая Г.Б. - М.: Высшая -школа, 2008. - 431 с.
13. Лещенко Н. Ф. Япония в эпоху Токугава. - М.: Крафт+, 2010. - 352 с.
14. Мак-Клейн Дж.Л. Япония: от сегуната Токугава в XXI век. - М.: АСТ, 2011. – 896 с.
15. Мендрин В. М. История сёгуната в Японии. В 2 т. - М.; СПб.: Российская государственная библиотека - Летний сад, 1999. – 864 с.
16. Османов Е.М. История становления японской императорской армии и флота: 1868—1894: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03. — Санкт-Петербург, 2005. — 306 с.
17. Самураи - военное сословие Японии / А. Б. Спеваковский. - М.: Наука, 1981. - 169 с.
18. Самураи: история и легенды / Хироаки Сато; [Пер. Котенко Р.В.]. - СПб. : Евразия, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). - 343 с.
19. Толстогузов С. А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. - М.,2009. - 180 с.
20. Толстогузов С.А. Покушение на И и Наосукэ и его причины / С.А. Толстогузов // Вопросы истории, 2004. - N 7. - С. 147-151.
21. Тояма Сигэки Мэйдзи Исин: (крушение феодализма в Японии) Тояма Сигэки; пер. с яп.: . П. Алексеев, Г. И. Подпалова, К. А. Попов и П. П. Топеха предисл. П. П. Топеха; ред. Г. И. Подпаловой. - М.: Издательство иностранной литературы, 2009. - 363 с.
22. Филиппов А. В. «Сто статейные установления Токугава» 1616 г. – СПб., 2008. - 186 с.
23. Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времен до наших дней: Краткий очерк / АН СССР. Ин-т народов Азии. - Москва: Наука, 2008. - 223 с.