Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Анализ и динамика международной торговли
2.1 Товарная и географическая структура международной торговли
В начале 2019 года уже можно выделить тенденции и события в сфере международной торговли, которые будут осуществлять значительное влияние на отечественную экономику, внешнеэкономическую деятельность предприятий национальных производителей, а также на правовое регулирование международной торговли. В этой статье мы рассмотрим текущее состояние международной торговли и попробуем спрогнозировать, что нас ждет в 2019 года.
Сегодня для отечественных предприятий существует много потенциальных возможностей и вызовов. Конечно, ни одно исследование тенденций в сфере международной торговли не может быть по-настоящему всеобъемлющим, но можно определить основные тенденции и события, которые имеют особое значение.
Как это часто бывает с анализом вопросов на макроуровне, влияние геополитических событий на отдельные компании определяется многими факторами и зависит от различных обстоятельств. Однако все больше предприятий занимаются анализом тенденций международной торговли, как части своего стратегического и текущего планирования. Знание глобальных тенденций может помочь сосредоточить внимание украинских предприятий на анализе наиболее существенных вопросов.
Специалисты логистической компании «Группа Равен», которая предоставляет услуги международных перевозок различного типа грузов и товаров, утверждают, что среди важнейших глобальных тенденций и событий в 2019 стоит отметить политизацию международной торговли и расцвет протекционизма, стремительное развитие бездокументарной международной торговли, инновационных торговых платформ и Финтех, дальнейшее развитие стратегической инициативы Китая «Пояс и путь» которая предусматривает расширение международных перевозок грузов, определение условий торговли между Великобританией и ЕС после Брексита, ратификации нового трехстороннего торгового соглашения между Канадой, США и Мексикой.
Политизация международной торговли и расцвет протекционизма
Наибольшим облаком на горизонте международной торговли является угроза протекционизма, которая растет во всем мире. Вероятно, продолжится дальнейший переход стран к общему протекционизму, поскольку международная торговля пострадала от постоянной неопределенности и торгового конфликта между США и Китаем.
Глобальная политическая среда все больше характеризуется повышенной нестабильностью на развивающихся рынках, а также возвращением политических рисков в развитые страны. Этот повышенный уровень политической и экономической нестабильности является очевидным риском для национального бизнеса.
Администрация Президента США Трампа ввела 25% тариф на импорт стали и 10% тариф на импорт алюминия в США, в том числе для стран-союзников. Также США планирует установить новые тарифы для Китая по широкому ассортименту промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции составляют десятки миллиардов долларов ежегодной торгового оборота между двумя странами. Европейским производителям автомобилей грозит введение импортных тарифов на автомобили из соображений национальной безопасности США в ответ на меры Европейского Союза, принятые после введения тарифов на сталь и алюминий.
Правительства других стран во всем мире уже начали создавать новые тарифные и не тарифные барьеры для иностранных компаний, в том числе и занимающихся международными перевозками грузов. Протекционизм будет иметь негативное экономическое влияние на отечественных экспортеров. Повышение требований к импортируемой продукции и принятия новых законодательных актов заставит национальные предприятия диверсифицировать экспорт, создавать торговые компании и собственные производственные предприятия в ЕС, Китае, США.
В последнее время международная финансовая пресса постоянно публикует статьи о том, как информационные технологии изменят международную торговлю. Банки, торговые и судоходные компании начинают собственные блокчейн-проекты. Fintech компании запускают новые платформы для финансирования международной торговли. В различных системах электронных торгов, как OpenMarket, регистрируется все больше отечественных предприятий. Таким образом, развитие законодательства в этой сфере не успевает за развитием технологий.
Традиционно международная торговля базируется на передаче от продавца покупателю не только товара, но и полного пакета товаросопроводительных документов. Для типовых договоров поставки и перевозки товаров морем важнейшим документом является морской коносамент, который выдает перевозчик. Профессиональный перевод и последующая передача надлежащих транспортных документов имеет важное значение для выполнения международных договоров купли-продажи (в частности, контрактов на условиях FOB и CIF).
Подготовка, профессиональный перевод, передача и проверка документов требует времени и осуществления расходов от сторон контрактов. К тому же документы могут содержать недостатки, ошибки и даже быть сфальсифицированными. Серьезные проблемы могут возникнуть, если теплоход прибывает в порт разгрузки, прежде чем документы по цепи продавцов, покупателей и их банков были получены конечным покупателем товара.
Отечественные экспортеры и их контрагенты могут избежать и преодолеть указанные трудности при выполнении международных договоров поставки. Развитие современных блокчейн-технологий гарантирует безопасную и надежную передачу электронных записей. Для упрощения международной торговли правительствам всех стран следует признать и развивать блокчейн-системы в международной торговле и банковской практике. Всем участникам цепи поставок, в том числе производственным предприятиям, торговым компаниям, перевозчикам и инспекционным компаниям, страховым компаниям и банкам, нужно активно регистрироваться и внедрять торговлю с использованием профильных инновационных торговых платформ.
В 2018 начала работу европейская блокчейн-платформа We.Trade (https://we-trade.com/). Партнерами этой платформы выступили такие ведущие банки мира как HSBC, UBS, UniCredit и тому подобное. К сожалению, национальное банковское законодательство официально не признает блокчейн-технологии. Уже в этом году НБУ начать процесс внедрения в отечественную банковскую систему блокчейн-технологий и позволить украинским банкам приобщиться к платформе We.Trade.
Как отмечают аналитики компании "Группа Равен", которая предоставляет логистические услуги по международной перевозке грузов, стратегическая инициатива Китая «Пояс и путь» сегодня является самым амбициозным и важным экономическим проектом в мире. Она заключается в развитии транзитного потенциала и улучшении транспортно-логистической системы стран Азии, Ближнего Востока, Европы и Африки. Инициатива Китая охватывает более 65 стран, включая 2/3 мирового населения и 1/3 мирового ВВП. Она подкреплена большими инвестициями, кардинально меняет международную торговлю, инфраструктуру и транспортную логистику. Расходы Китая на инфраструктурные проекты, связанные с этой инициативой, пока превышают 150 млрд долларов США. По разным оценкам, общие расходы на этот проект до 2025 г. составят 25 трлн долларов.
Как для китайских предприятий, ищущих выход на рынки Евразии, так и для международных партнеров в китайских проектах, эта инициатива предусматривает новые возможности, а также риски. Для украинских предприятий, специализирующихся на экспорте, международных перевозках, строительстве и проектировании, открываются новые возможности для увеличения оборота и прибыли. С целью содействия такому амбициозному плану в нашей стране должны быть приняты новые законы и нормативно-
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булатов, А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров) / А.С. Булатов и др. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
2. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с. [электронный ресурс] URL: http://www.setbook.ru/books/100345.html
3. Гуреева, М.А. Мировая экономика: Учебное пособие / М.А. Гуреева. - М.: Форум, 2018. - 496 c.
4. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения. - Международная торговля и торговая политика. № 4(12). – 2017 – С. 6-22.
5. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают. - Власть. Т. 26. № 5. – 2018 – С. 77-84.
6. Гладков И.С., Горбатенко Е.Ю. Внешнеторговые связи новых стран -членов Европейского союза. - Международная экономика. № 4.– 2018 – С. 27-45.
7. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.
8. Ивасенко, А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2016. - 640 c.
9. Курс экономической теории: учебник / Под.ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007. – С.407. [электронный ресурс] URL: http://baguzin.ru/wp/?p=4776
10. Мантусов, В. Б. Международная экономическая интеграция в современных мирохозяйственных отношениях / В.Б. Мантусов. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 272 c.
11. Попов А. Экономическая тория. Учебник для вузов. [электронный ресурс] URL: http://fanread.ru/book/1006028/?page=39
12. Спиридонов, И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Спиридонов. - М.: Инфра-М, 2018. - 576 c.
13. Поляков, В.В. Мировая экономика / В.В. Поляков, Р.К. Щенин. - М.: КноРус, 2016. - 320 c.
14. Поморина, М.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика / М.А. Поморина. - М.: КноРус, 2018. - 320 c.
15. Таймасов, А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие / А.Р. Таймасов, З.М. Муратова, К.Н Юсупов. - М.: КноРус, 2016. - 143 c.
16. Тихий, В.И. Мировая экономика и междунар.эконом.отнош.: Учебное пособие / В.И. Тихий, О.В. Корева. - М.: Риор, 2017. - 704 c.