Фрагмент для ознакомления
2
Глава I Субкультура: определение, специфика
1.1 Эволюция формирования субкультур
Вторая половина ХХ века ознаменовалась многочисленными социально-культурными, экономическими и политическими потрясениями.
Отгремевшие мировые войны, последовавшие локальные конфликты, мировой экономический кризис – все это создало благодатную почву для нарастания социальной напряженности в глобальных масштабах. Наиболее остро ощутили на себе эти негативные тенденции – молодежь.
Являясь, с одной стороны, наиболее активной и подвижной категорией населения, а с другой – не имеющая окончательно сформированных и устойчивых социальных позиций, молодые люди стали течением протеста. В результате молодежных бунтов 60-х гг. ХХ века произошла глобальная социальная трансформация. Протестное движение подтолкнуло развитие мировой «молодежной культуры» и предопределило возникновение огромного спектра молодежных субкультур .
Массовые выступления, так называемые «бунты», молодого поколения против окружавшей их социальной действительности показали всему миру, что молодежь является не только преемницей старшего поколения, но и носителем совершенно иного взгляда на политические, экономические и культурные процессы в обществе.
Бунтарство, экспрессивность, вера в возможность изменения положение дел посредством протеста вкупе с обостренным чувством справедливости и юношеским максимализмом сформировали тот уникальный портрет молодежных движений, который был присущ им в 60-е годы ХХ века.
«Бунтари» гремели, и лозунги их сотрясали все вокруг. Подобная «инаковость» не могла остаться без внимания.
С 60-х годов ХХ века молодежь стала все больше интересовать научные круги не только как определенный социально-демографический пласт общества, не только как «объект воспитания», но и как субъект социальной жизнедеятельности, как социокультурный феномен всего человечества.
Ученые, исследователи социокультурных процессов стали пытаться постичь принципы формирования молодежных объединений, понять специфику субкультурных образований, их генезиса и коммуникационного взаимодействия. Актуальность этих вопросов со временем не уменьшалась, а наоборот, только увеличивалась.
1.2 Молодежь как носитель субкультуры
Ввиду своего психоэмоционального развития, культурной и социальной подвижности молодежь являет собой, как правило, наиболее реакционный, жаждущий перемен слой населения. В рамках молодежной культуры – так или иначе, носителя ценностей базовой культуры – особый интерес вызывают молодежные субкультурные образования.
Известно, что в наиболее переломные моменты жизни с человеком происходят морально-нравственные и ценностные метаморфозы. Ни одна война не проходит бесследно. Помимо демографических, экологических и других гуманитарных проблем, возникают явные проблемы с мироощущением и миропониманием. Любой кризис, помимо всего прочего, потрясает еще и глубинные человеческие устои. Перед лицом беды люди могут как сплотиться и показать невероятную силу человеческого духа, так и пасть в бездну своей греховности. В мировой истории таких примеров предостаточно.
Так или иначе, в процессе мировоззренческого переформирования среди молодого поколения особенно отчетливо прослеживаются тенденции к культурным новообразованиям. Наиболее ярким примером культурного новообразования середины ХХ века может послужить субкультура хиппи. В конце 1960-х годов на территории США это движение стало особо популярным. Молодежь, выступающая как против войны во Вьетнаме, так и против любой войны в целом, и не желающая участвовать в кровавых политических играх, отчетливо демонстрировала свою «инаковость» броским внешним видом (длинные волосы, специфическая символика, свободная одежда и др.). Представители этой субкультуры возвеличивали свободу, внутреннее саморазвитие, пацифизм; организовывали так называемые «духовные общины» и, тем самым, обособляли себя от окружающего мира.
Естественно, что далеко не каждый социальный кризис порождает субкультуру, но любая социальная напряженность создает благодатную почву для ее формирования. Так, существование музыкальных субкультур определяется наличием того или иного музыкального течения в культуре общества, а то или иное музыкальное направление формируется, как правило, вокруг какого-то идейного субстрата. К примеру, появление такого музыкального рок – жанра, как «метал», основанного на идеях индивидуальной свободы, культа «сильной личности», братства и на чувстве справедливости, объединило вокруг себя большое количество людей, сплотившихся в характерную субкультуру металлистов.
Существование в современном обществе большого количества молодежных субкультур, как схожих между собой, так и совершенно различных, говорит нам о том, что данный культурный феномен не стоит на периферии жизнедеятельности человека, а напрямую вовлечен в формирование социальной действительности общества.
1.3 Функции субкультур
Таким образом, в молодежной среде субкультура может выполнять ряд значимых для общества функций.
Во-первых, это функция эмансипации (от лат. emancipatio – освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков) .
Вхождение молодого человека в субкультурное сообщество способствует повышению его статуса в собственных глазах, а также в глазах представителей референтной группы. Таким образом, вхождение в субкультуру, как правило, означает попытку подростка уйти от контроля родителей, и поэтому обычно эмансипация сопровождается конфликтами с родителями. Обретение нового статуса и исполнение ролей в молодежной субкультуре сопровождается явным неприятием, как детских, так и взрослых норм поведения.
Так появляются условия для образования подростково-молодежной субкультуры.
Во-вторых, молодежная субкультура – это среда, в которой проходят явные социализирующие процессы.
Специфика всякой сформировавшейся субкультуры такова, что одного желания потенциального участника недостаточно для его вхождения в данную субкультуру. Прежде, чем это произойдет, человек должен выполнить предъявляемые ему субкультурой требования. Внешний вид (ирокез упанков, бритые головы у скинхедов), идейная приверженность (пацифизм у хиппи, расизм у скинхедов), увлечение и хобби (мотоциклы у байкеров, скейтборды у скейтеров) и др. могут являться как специфическими показателями, так и своеобразными фильтрами (барьерами) для вхождения человека в субкультуру. Эти фильтры являются защитным механизмом от «размывания» границ субкультурного образования и способствуют сохранению идентичности и узнаваемости субкультуры в социокультурной среде общества.
Если человек разделяет ценности неформального сообщества и следует правилам, по которым оно функционирует, тогда этот человек становится полноправным членом данного субкультурного образования, пополняя его ряды.
Таким образом, социализация выступает как принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года .
За эти условные три года, когда молодой человек испытывает на себе субкультурное влияние, процесс социализации не прекращается, а становится иным. Вместо норм и ценностей базовой культуры, при переходе из детства во взрослую жизнь, подросток ищет способ видения мира отличный от общепринятого. Данный поиск воплощается в желании быть «не таким, как все». Удовлетворить подобные желания и призвана субкультура.
Естественно, воспитание и становление человека в рамках одной лишь субкультуры происходить не может. Так или иначе, субкультура является частью целого – общества, а общество никогда не перестает влиять на человека и неважно в каком контексте.
Так, на формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают еще и следующие факторы:
1) целенаправленное воздействие общества на личность, то есть воспитание в широком смысле слова (воспитательное влияние школы, университета, спортивной секции и т.п.);
2) социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется (непосредственное влияние семьи, школьного класса, университетской группы, в более широком смысле – социально-политическая и экономическая обстановка в стране);
3) активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении (психоэмоциональная структура личности, темперамент и характер);
4) умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать;
5) активное участие в практической, преобразовательной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреев С.Е. Спортивные игры. Спб.: Просвет. – 2010
2) Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. 255 с. С.78
3) В Кисловодске прошли соревнования по стритболу// https://express-novosti.ru/sport/2147502249-v-kislovodske-proshli-sorevnovaniya-po-stritbolu.html
4) Городской культурно-спортивный праздник «День стритбола»//https://admomsk.ru/web/guest/city/sport/streetball-day
5) Зимин А.А. Уличный баскетбол. М.: Спорт. – 2009
6) Козлов, А.А. Неформальные молодёжные сообщества Санкт-Петербурга – теория, практика, методы профилактики экстремизма / А.А. Козлов. – СПб.: Городской Центрпрофилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних «Контакт», 2018. – 278 с.
7) Куинджи А.И. Стритбол. М.: Новый стиль. – 2009
8) Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. – СПб.:Норинт, 2000. – 1536 с.
9) Лисовский, В.Т. Социология молодежи: учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб: Издательство C. –Петербургского университета, 2016. –460 с.
10) Новиков, М.А. Молодежные бунты 60-х гг. ХХ в. и становление государственной молодежной политики / М.А. Новиков // Государственное управление. Электронный вестник[Электронный ресурс]. – 2012 г. – № 32. Режим доступа: http://e- journal.spa.msu.ru/vestnik/vipusk/32_2012.htm. – Дата доступа: 20.04.2020.
11) Омельченко Е. Молодежь. Открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2016.
12) Портнов Ю.М. Баскет. М.: ФИС – 1988.
13) Россельо П., Райт Ш. Картирование творческих индустрий: инструменты анализа и оценки, Креативная и культурная экономика, вып. 2, Лондон: Британский Совет, 2011. 63 с.
14) Фестиваль уличной культуры: стритбол и агрессивные ролики на Дворцовой// https://ria.ru/20130616/943680511.html
15) Фестиваль уличной культуры впервые прошёл в Чите на площади Ленина 1 сентября.// https://www.chita.ru/foto/134741/