Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В условиях интеграции страны в систему современного мирового хозяйства особую актуальность приобретает государственное регулирование деятельности сельскохозяйственных организаций с учетом особенностей протекания их производственных процессов, а также распределением финансовых потоков. Решение накопившихся проблем в АПК России требуют системного и комплексного подхода, включая меры экономической, социальной, экологической, научно-технической и других политик государства.
Сельское хозяйство является одной из основополагающих отраслей любой страны, ведь именно данная отрасль экономики обеспечивает необходимый уровень продовольственной безопасности. По этой причине правительство каждой страны должно уделять должное внимание правовой, организационной и финансовой поддержки предприятий сельского хозяйства. Для нашей страны это также необходимо по причине введения антироссийских санкций и продовольственного эмбарго, так как нагрузка на сельскохозяйственные предприятия теперь становится больше (необходимо производить больше продукции, чтобы обеспечить ею все население), а также для того, чтобы наладить производства новых продуктов питания, ранее не изготовляемых в России.
Актуальность темы исследования связана с наличием серьезных проблемы в функционировании современного агропромышленного комплекса Российской Федерации (далее АПК). Часть проблем связано со спецификой функционирования самой сельскохозяйственной отрасли и всего АПК, однако существенная часть проблем носят структурный характер, и связаны, прежде всего, с неразвитостью рыночных отношений в России, наличием коррумпированной власти, криминальным характером регулирования отдельных процессов, и др.
Помимо этого, существенно усложнились условия функционирования сельского хозяйства в связи с экономическим и финансовым кризисом. Частичное положительное влияние оказало провозглашение политики импортозамещения и продовольственное эмбарго. Однако, как показала практика, по-прежнему существуют каналы поступления импортной продукции и ситуация принципиально не изменилась.
Данную совокупность проблем сами сельскохозяйственные производители решить не в силах. Без вмешательства государства и разработки и реализации продуманной государственной системы мер отечественный АПК не сможет нормально функционировать. Необходим системный подход к решению данной совокупности проблем и вывода агропромышленного комплекса России на качественно новый уровень развития экономических и производственных отношений.
Цель данной работы – исследовать фактическое состояние государственной поддержки АПК в Российской Федерации, выявить недостатки и проблемы, а также перспективы и пути совершенствования данного процесса.
Для достижения цели работы перед автором стоит задача провести исследования по следующим вопросам:
- аграрная реформа как отображение развития агропродовольственного комплекса;
- анализ стратегии развития агропродовольственного комплекса 2000-2018 гг.;
- прогнозирование развития агропродовольственного комплекса на примере РФ до 2035 года.
В качестве объекта практического исследования выступило современное состояние мер государственной поддержки агропромышленного комплекса РФ.
Предмет исследования – существующие формы и методы государственной поддержки агропромышленного комплекса на современном этапе развития рыночных отношений.
Глава 1. Аграрная реформа как отображение развития агропродовольственного комплекса
1.1 Сущность и виды аграрных реформ в системе аграрной политике
Термин политика (др.-греч. ПоАшкр «государственная деятельность») — чаще всего обозначает деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства, управление распределения ресурсов.
Политика имеет классификацию, которая представлена на рисунке 1. Особое место сельского хозяйства в развитии экономики страны выделило из общей политики непосредственно аграрную политику. В отличии от промышленной в большей степени затрагивает социальный блог.
Согласно статье 5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О развитии сельского хозяйства»:
Государственная аграрная политика (далее - ГАП) представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.
Аграрная политика включает структурные элементы, представленных на рисунке 1.1
Под аграрной реформой понимается процесс преобразование системы землевладения и землепользования.
Аграрная реформа - мероприятия предпринимаемые государством с целью перераспределения земельной собственности в пользу непосредственных производителей, увеличения их заинтересованности в результатах труда, роста объема производства.
Аграрные реформы в РФ являются основными причинами развития общественных отношений в сельском хозяйстве. Они дифференцируют возможности отдельных лиц и групп, как централизованных, так по всей стране (локально). Аграрные формализованные реформы - это «ремонт», официальная поправка траектории общественных отношений, сумма процессов экономических преобразований, которые изменяются и влияют на аграрную промышленность и смежные рынки. Аграрная реформа создает предпосылки для конкретных изменений в законах страны, является неотъемлемой частью институциональных изменений и определяет, что происходит на рынках сельскохозяйственной собственности.
Аграрная политика как часть действия государственных структур в экономике, затрагивает важнейшие сферы общественных отношений.
С позиции агропродовольственной политики государственное управление и обеспечения ресурсами субъектов как производства продовольствия, так и его обеспечения формируется на основе реализации значительной части экономических сфер всех уровней и этапах воспроизводственного процесса.
Значимыми из них являются решения по обеспечению финансовыми ресурсами аграрной отрасли. Сюда включаются решения по:
1) формированию здоровой системы финансирования на основе государственной поддержки, в различных формах финансирования (от прямого до косвенного);
2) контроль за балансами ив денежно-кредитных отношениях в АПК.
3) регулированию банковских услуг для нужд агропромышленного сектора,
4) развитию бюджетных отношений в АПК (в том числе формирование средств в бюджетной системе страны);
5) стимулированию инвестиционных отношений в агропромышленное производство, сельскохозяйственное машиностроение и переработку сельскохозяйственной продукции.
Значимыми решениями являются регулирующие действия в структурной перестройке экономики. Одной из задач в аграрной политики является строгое соблюдение пропорций между аграрным сектором, промышленности и секторами непроизводственных благ. В зависимости от сложившихся социально-экономической системы методы формирование структур экономики будут манятся от административных до рыночных. Наиболее действенными являются их совместное существование.
Еще одной из важных частей является инновационное стимулирование развития АПК:
1) материально-техническое перевооружение всех сфер АПК - включающие применение новейших средств механизации, интенсификации, робототехники и цифровых технологий;
2) биологические инновации, развитие селекции и генетики как в растениеводстве и животноводстве,
3) расширение коммерциализации запатентованных экономически эффективных изобретений, полезных моделей;
4) поддержка и развитие аграрной науки и ускоренная коммерциализация ее результатов в производство.
Обеспечение инфраструктурами ресурсами:
1) упорядочивание и развитие рынка земель сельхозназначения и включение в производственный оборот максимально возможное количество земельных ресурсов;
2) мониторинг и корректировка ценообразования на продовольственном рынке;
3) развитие национальной системы оперативной транспортировки отечественного продовольствия в различные уголки страны;
4) развитие и модернизация инженерной инфраструктуры, в том числе мелиоративных, лесотехнических, дорожных, энергетических и иных сетей.
Значимыми являются решения в области социальной политики на селе, так ка это обеспечивает значительный потенциал для роста качества жизни сельского населения.
1.2 Исторический обзор аграрных реформ России
За свою историю Россия пережила следующие аграрные реформы:
Аграрная политика Павла I (1796-1801)
1) манифест ограничения барщины 3-ми днями и запрета работы в воскресение (5.04.1797 г)
2) продвигал идею хлебных магазинов для голодных лет (5.04.1797 г)
3) введена категория удельного крестьянства (5.04.1797 г.);
4) -запрещалось продавать крестьян и дворовых без земли (5.04.1797 г); -роздано дворянству 600 тысяч государственных крестьян (1796-1801 г);
5) облегчена рекрутская повинность для крестьян;
6) заменил хлебный сбор 1794 г., а также повинность держать лошадей для армии и давать продовольствие денежной податью «по 15 копеек с души, надбавку к подушному окладу» (19.09.1797 г)
7) понижена цена на соль;
8) простил недоимки по подушной подати;
9) было подтверждено право казённых крестьян записываться в купечество и мещанство (21.10.1797 г.).
Аграрная политика Александра I (1801-1825 гг)
1) запрещалась раздача населенных имений в частную собственность (1801 г);
2) купцы, мещане, государственные крестьяне получили право приобретать землю вне городов без крестьян (1801 г);
3) запрет помещикам ссылать крепостных в Сибирь (отныне ссылали только по решению суда). (1802 г) и на каторжные работы (1807 г);
4) Указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещикам разрешалось освобождать крестьян с землей за выкуп (1803 г.);
5) отмена крепостного права в Прибалтике без земли и без выкупа (1804 г);
6) отмена аукционов по продаже крепостных (1808 г).
Аграрная политика Николая I (1825-1855 гг)
-введен запрет продавать крестьян без земли, разбивать семьи при продаже, публиковать объявления о продаже крепостных в печати и т. д.
- наделы государственных крепостных увеличились, -власть стала заниматься вопросами здравоохранения и образования государственных крестьян.
Реформа ПЛ. Киселева (1830-1857 гг) -упорядочение управления госкрестьянами, податей, рекрутских наборов,
- развитие социальной инфраструктуры в государственных деревнях (строительство школ, больниц, ветеринарных пунктов),
-поднятие агротехнического уровня крестьянских работ.
Аграрная политика Александра II (1855-1881 гг)
1) отмена крепостного права для частновладельческих крестьян (19.02.1861 г)
2) 1866 г отмена крепостного права для государственных крестьян.
3) введены обязательный выкуп и понижены выкупные платежи (1881 г),
4) учрежден Крестьянский банк и отменена подушная подать (1882 г),
5) прекращена временообязанного состояния крестьян (1883 г),
6) ограничение семейных разделов (1886 г), ограничение переделов земли в общинах (1893 г).
Аграрная политика Николая II (1894-1917 гг) 1906 -1907 гг отмена выкупных платежей, снижение арендной платы на землю
Аграрная_реформа П.А.Столыпина (1906 г)
тезисы
-передача надельных земель в собственность крестьян,
-постепенное упразднение
сельской общины как коллективного собственника земель,
-широкое кредитование крестьян,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бальцерович Л. Социализм, капитализм, трансформация. - М.: Наука, 2017.
2. Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы / Науч. ред. В.С. Балабанов. - М.: Экономика, 2017.
3. Дзарасов С. Продовольственная безопасность России // Вопросы экономической безопасности. - 2017. - № 8.
4. Корнаи Я. Дефицит. - М.: Наука, 2010.
5. Куликов В. О частной собственности на землю и смысле референдума // Российский экономический журнал. - 2017. - №3.
6. Назаренко В.И. Проблемы продовольственной безопасности. - М.: ВНИИиТЭИ Аграрного комплекса, 2018.
7. Подкопаев О.А. Инвестиционные процессы в агропромышленном комплексе в условиях современной экономики России: дисс. ... канд. экон. наук. - Самара, 2018.
8. Серова Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических вузов, факультетов и специальностей. - М.: ГУ ВШЭ, 2019.
9. Шмидт Р. Особенности “перезагрузки” для сельского хозяйства / Роберт Шмидт// Ежедневная газета «День». - 2017. - № 230.
10. Билык Ю. Новая аграрная политика - основа преодоления кризиса в АПК / Ю. Билык // Экономика России. - 2017. - № 8. - С. 54-61.
11. Галиновская Е. А. Субъекты земельных отношений / Е. А. Галиновская // Законодательство и экономика. - 2018. - № 1-2. - С. 143-144.
12. Сафонова В.И. Трансформация аграрных земельных отношений в природопользовании России: [монография] / В.И. Сафонова - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. -378 с.
13. Сельское хозяйство России реанимируют кластером / Ricardo. - 29 октября 2018
14. Савченко Е.С. О реформировании земельных отношений на примере Белгородской области Российской Федерации/ Е.С. Савченко // Економіка АПК. - 2015. - № 3.
15. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2017. С.204-233.
16. Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивиллистическое исследование: автореф. дисс... доктора юрид. наук. Казань, 2017. 42 с.
17. Суханов Е.А. Вещные права в новом Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическое право. 2015. № 1. С. 50-54.
18. Суханов Е.А. Современное законотворчество в области гражданского права // Нотариус. 2015. № 2. С. 25-28.
19. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2017.
20. Рекомендации парламентских слушаний на тему «О проекте федерального закона № 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству: www.komitet3.km.duma.gov.ru (дата обращения — 10 августа 2017 г).
21. Рекомендации парламентских слушаний на тему «О ходе разработки, утверждения и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории: проблемы и направления совершенствования законодательства» // Официальный сайт Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству: www. komitet3.km.duma.gov.ru (дата обращения — 10 августа 2017 г).
22. Стенограмма заседания президиума 1осударственного Совета «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц» от 9 октября 2018 г. // Официальный сайт Президента России: www.kremlin.ru (дата обращения — 10 августа 2017 г.).
23. Алиев Б. Х., Алиев Х. Б. Налогообложение имущества в России и за рубежом // Вестник Дагестанского университета. 2017. № 5. С. 56.
24. Турбина Н. М., Косенкова Ю. Ю. Анализ социальных последствий введения налога на недвижимость // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2017. № 11. С. 126.
25. Турбина Н. М., Косенкова Ю. Ю. Проблемы введения налога на недвижимость // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 1.
26. Федорова А. Ю.Формирование налоговой составляющей доходов областного бюджета // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2017. № 3-4. С. 290-294.
27. Чернышова О. Н. Основные подходы к совершенствованию налогообложения в России // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 1-2. С. 235-239.
28. Березин М. Ю. Налогообложение недвижимости / Березин М. Ю. - М. : Финансы и статистика, 2018.
29. Березин М. Ю. Региональные и местные налоги : правовые проблемы и экономические ориентиры / Березин М. Ю. - М. : ВолтерсКлувер, 2018.
30. Налоговые системы зарубежных стран / [под ред. В. Л. Князева]. - М. : ЮНИТИ, 2018.
31. Налог на роскошь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rg.ru/2018/02/17/ roskosh-site.html.
32. Сокол М. П. Налогообложение недвижимости, принадлежащей физическим лицам / М. П. Сокол, Л. Н. Крыканова // Налоговый вестник. - 2017. - N° 9.