Фрагмент для ознакомления
2
Развитие коммуникативных навыков у студентов в процессе учебной деятельности является неотъемлемой составляющей целостного процесса формирования коммуникативной компетентности студента. Ведь развитие коммуникативной сферы в личности, по специфике своей деятельности постоянно взаимодействует и общается с другими людьми является едва ли не основным аспектом, который обеспечивает эффективность ее работы.
Все шире и теснее международное сотрудничество в политической, экономической, культурной и образовательной сферах, всплеск миграции, «падение» многих границ и увеличения туристических потоков вызывают стремительно растущую частотность и интенсивность непосредственных контактов между представителями разных наций и культур, которые в большинстве случаев также есть носителями разных языков.
Межкультурная коммуникация – уже как исследовательская сфера – интенсивно формируется отдельная наука, которая образует в настоящее время чрезвычайно актуальное и динамическое направление научных исследований, ведь в отличии от языков, например, английского, которые могут использоваться как средство глобального общения, не существует глобальных форм вербального и невербального поведения. Одно из центральных мест в этих исследованиях занимает понятие межкультурной компетенции, которое, по нашему мнению, охватывает по меньшей мере три важных составляющих, а именно:
• знание устоявшихся правил (норм) общения и форм поведения собственного социума;
• знание норм (обычаев) других национально-лингвокультурных сообществ и толерантное отношение к ним;
• согласованное использование этих знаний в отношениях с представителями других («чужих») культур (нахождение «коммуникативного консенсуса») [1].
Цель работы – изучить особенности влияния коммуникативных навыков на успешность учебной деятельности студентов.
Объект – теоретические аспекты и факторы развития коммуникативных навыков студенческой молодёжи.
Предмет – экспериментальное исследование особенностей влияния коммуникативных навыков на успешность учебной деятельности студентов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и описать профессиональное мастерство преподавателя как основной фактор развития коммуникативных навыков студентов;
- рассмотреть самоуправление как аспект учебной деятельности, его влияние на коммуникативные навыки студентов ;
- проанализировать особенности коммуникативных навыков студенческой молодёжи;
- разработать анкету для организации анкетирования студентов;
- проанализировать характерные особенности влияния коммуникативных навыков на учебную деятельность студентов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
1.1. Профессиональное мастерство преподавателя как основной фактор развития коммуникативных навыков студентов
Ориентация отечественного образования на мировое образовательное пространство требует существенной перестройки ее содержания и подготовки преподавателя-профессионала.
Современность ставит все более жесткие и разносторонние требования к деятельности и личности преподавателя. Это требует от педагога способности изменять формы и методы, структуру и содержание учебного материала. Кроме того, индивидуализировать и диффернциировать образовательные программы, разрабатывать интеграционные курсы, невозможно без развития самостоятельности и творческой инициативы.
Современный преподаватель должен обладать профессиональными знаниями, не ограничиваясь только определённой сферой дисциплины или дисциплин которые преподает, должен уметь ответить на многие вопросы современных студентов.
Преподаватель является для студента и образцом, и средством воспитательного воздействия на него.
Студент, подражая преподавателю, принимает его знания, умения, манеры и тому подобное. Знания педагога, его лучшие моральные и волевые качества являются мощным средством убеждения и влияния на студента. Ведь качества личности современного преподавателя выступают основой для формирования особой атмосферы преподавания.
Однако стоит сказать, что существуют люди, которые от природы не наделены такими качествами. Самое удивительное, что многие из них не хотят меняться и заниматься самообразованием. Если такой человек стаёт преподавателем, трудно представить, сколько студентов не получат наставника, который научит их жить, сформирует их мировоззрение и укажет дальнейший путь.
Значительное влияние имеет общее развитие личности преподавателя, его умение связывать материал с настоящим, с собственным опытом, независимость взглядов, понимание интересов молодежи, культура речи, использование инновационных методов в организации учебного процесса.
Современный преподаватель должен быть способным к саморазвитию и самосовершенствованию в ситуации, которая постоянно меняется, постоянно быть готовым к качественной реализации знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.
Педагогический труд преподавателя учебного заведения является особой формой профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание и развитие студентов, содействие формированию у них профессиональных знаний, умений и навыков, активной жизненной позиции, что позволит будущему выпускнику активно включиться в общественную, культурную, политическую и другие сферы жизни общества.
Результатом преподавательской деятельности является развитие студента, его личностное, интеллектуальное совершенствование, самоопределение личности, востребованность соответствующего специалиста не только на национальном рынке труда, но и на международном уровне. Поэтому высшие учебные заведения становятся «визитной карточкой» страны, превращаются в почву международной конкурентоспособности страны, активно включаются в процесс интернационализации.
Преподаватель учебного заведения свою профессиональную деятельность осуществляет в нескольких направлениях: педагогическая, методическая, научная, воспитательная.
Педагогическую составляющую принято считать приоритетной, но она не может быть полноценной при игнорировании трех других аспектов работы. Организуя учебную деятельность студентов в соответствии с нормативными требованиями, преподаватель определяет цели и задачи конкретной дисциплины во взаимосвязи с другими предметами, выбирает оптимальные формы и методы работы, способствующие активизации познавательной деятельности студентов, формы контроля.
Современная технологизация образования сформировала мнение о том, что успех в учебно-воспитательном процессе образования будущего будет обеспечиваться только качеством использования технологий.
Однако технология не приводит однозначно к получению педагогических результатов, поскольку применение одной технологии преподавателями с различным уровнем профессионального мастерства может привести к различным последствиям.
Важными показателями профессионального мастерства преподавателя высшей школы являются не только профессиональные навыки, но и знания психологии, методики преподавания, педагогического и актерского мастерства. Так, преподаватель учебного заведения должен быть не только отличным ученым и высококомпетентных специалистом в своей области, но и педагогом, воспитателем, оратором, психологом, и даже актером. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности, быть творческой личностью.
Во многих языках мира слова «мудрец», «святой», «учитель» являются синонимами. Однако, относительно преподавателя это имеет особый смысл.
Преподавателю учебного заведения важно иметь всегда собственное мнение, быть неповторимым в реализации своего предмета, никогда не копировать даже самых успешных преподавателей, поскольку будущее за новаторами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атутов, П.Р. Технология и современное образование [Текст] / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. № 2. – С. 13-19.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса методические основы [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
3. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. – М., 2000. – 15 с.
4. Бим-Бад, Б.М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский // Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 3-8.
5. Бодров, А.Н. Инновации в профессиональном образовании / А.Н. Бодров // Профессиональное образование. – 2009. – № 8. – С.9.
6. Брайтон, К. Оценивание межкультурной коммуникативной компетенции // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 207-214.
7. Бурмистрова, А.С. Информационные ресурсы для профессионального образования / А.С.Бурмистрова // Инновации в профессиональной школе. – М.: АПО, 2008. – 52 с.
8. Григорьев, Б.В. Intercultural Communication / Межкультурные коммуникации / Б.В. Григорьев, В.И. Чумакова. – М.: Петрополис, 2008. – 404 c.
9. Гузеев, В. В. Системные основания образовательных технологий [Текст] / В. В Гузеев // Школьные технологии. – 1997. – № 1. – С. 3-10.
10. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие [Текст] / В. К. Дьяченко – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
11. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация. Учебное пособие [Текст] / В. И. Загязинский – М.: Academia, 2001. – 192 с.
12. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г.Захарова; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
13. Ильина, Т. А. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Т. А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.
14. Смирнов, С. Технологии в образовании [Текст] / С. Смирнов // Высшее образование в России. – 1999. – № 1. – С. 109-112.
15. Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации. Учебник и практикум / Ю.В. Таратухина, З.К. Авдеева. – М.: Юрайт, 2015. – 326 c.
16. Тимашева, О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / О.В. Тимашева. – Москва: Огни, 2014. – 192 c.
17. Чуньбо Юй. Исследование прагматики в межкультурной коммуникации. Книга на китайском языке / Юй Чуньбо. – М.: Спутник+, 2013. – 206 c.
18. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе образования [Текст] / Пер. с польск. О. В. Долженко. – М.: Высшая школа, 1986. – 133 с.