Фрагмент для ознакомления
2
Если говорить про специфику олимпиады для начальной школы, в идеале, она должна включать в себя не только проверку знаний по предметам, но и выявлять личностный потенциал ребенка: навыки лидерства, навыки взаимодействия с другими детьми в малых группах (ролевое взаимодействие), а также способность концентрировать внимание, переключаться с одной деятельности на другую, что во «взрослой» жизни будет немаловажным для достижения успеха. Что касается 1-2 классов, тут лучше, если это будет игра: менее формальная и более непосредственная обстановка, чтобы у детей было меньше стресса и они смогли лучше себя показать.
Родителям нужно понаблюдать, есть ли у ребенка выраженный интерес к какому-либо предмету или к конкретному виду деятельности. Например, если ребенок чем-то активно интересуется (математикой, иностранными языками, компьютерами, техникой, природой, сказками и так далее), то у него есть потенциальная возможность участвовать в олимпиаде.
Готовность к участию проявляется в следующих моментах: ребенок сам активно интересуется конкурсами, демонстрирует желание в них участвовать (в случае, если он знает о существовании таковых). Или, как минимум, не боится большого скопления людей, незнакомых взрослых, которые будут задавать ему вопросы, спокойно реагирует на новую обстановку[10].
Любая внешкольная активность направлена на всестороннее развитие ребенка, на расширение его границ, получение нового опыта, на самопознание и формирование самоконтроля (в частности, в процессе подготовки к олимпиаде).
Развиваются функции внимания, памяти, мышления, расширяется личностный потенциал ребенка, появляются новые коммуникативные навыки.
В целом, правильно организованная физическая и интеллектуальная активность закладывает базу для последующего развития ребенка (как фундамент в доме).
Если первоклассник-второклассник сам по себе очень тревожный, то лучше сильно не акцентировать внимание на том, что его ждет, ни в коем случае нельзя фокусироваться на возможном негативном результате, говорить, что он может проиграть или занять последнее место и так далее.
Стоит максимально поддержать ребенка, сказать, что родители его любят просто потому, что он их сын или дочь, что он молодец, что он старается и у него хорошо получается. Можно сказать, что олимпиада – это способ получить новый опыт, обрести новых друзей и просто весело и интересно провести время.
Если же взять ученика 3-4 класса, который тоже очень тревожный и очень боится, но при этом хочет участвовать, то родителям, наоборот, нужно не раз обсудить с ребенком возможные варианты исхода олимпиады: что он может быть доволен своим результатом (но это не значит, что не нужно развиваться и расти дальше), а может и потерпеть поражение (и это тоже можно обыграть в положительном ключе, вынести какой-то позитивный опыт из такого развития событий).
Самое главное, чтобы родители заняли правильную позицию: позицию помощника для своего ребенка.
Им можно посоветовать сохранять внутреннее спокойствие, не паниковать перед олимпиадой, не нервничать, вести себя максимально естественно и попробовать получить удовольствие от предстоящего дня.
Не создавать какой-то дополнительной суеты, тревожности, нервозности, потому что эмоциональное состояние взрослого напрямую влияет на самочувствие ребенка. Поэтому спокойствие мамы и папы – залог успеха в делах их детей.
Одним из самых важных периодов в учебе является начальное школьное образование. И если до поступления ребенка в учебное заведение становление его личности по большей степени зависело от родителей, то теперь немалую роль в этом вопросе играют учителя. На этом этапе важно завлечь ребенка, заинтересовать его учебой и знаниями, а также поощрить его за хорошие результаты. В этом помогут олимпиады для 3 класса.
Творческие задания подобных соревнований позволяют заинтересовать ребенка конкретной дисциплиной. Поэтому подобные тестирования обычно подаются в игровой форме, привычной для столь юных участников.
В плане масштабности, олимпиады для 3 класса проводятся на городском, муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Само тестирование может проводиться как в условиях закрытой аудитории, так и в режиме онлайн. Второй вариант наименее травматичен для ребенка, так как он может пройти тест даже не выходя из дома.
Для подготовки к подобному конкурсу следует:
Углубленно изучать с учеником выбранную дисциплину. В идеале его знания по конкретному предмету должны быть на уровне 4-5 класса;
Просматривать с ребенком тематические фильмы по предмету тестирования, дискутировать с ним, практиковаться в решении схожих заданий;
Решая проблему организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся при проведении учебно-тренировочных сборов, мы руководствовались работами В.В. Пасечника об индивидуально-групповой деятельности обучающихся [16].
Учитывая, что единицей изучения содержания при индивидуально-групповой деятельности является не урок, а целая тема, автор разработал этапы индивидуально-групповой деятельности в рамках изучения темы.
1 этап - инструктаж, вводная беседа или лекция, в ходе которых учитель раскрывает наиболее важные идеи, положения и понятия темы, обращает внимание на внутри- и межпредметные связи, а также на мировоззренческие вопросы; формирует познавательные и проблемные задачи, которые учащимся придется решать в процессе изучения материала.
2 этап - самостоятельная работа школьников с последующим обсуждением ее результатов внутри каждой группы. Эта работа проводится по инструкции, разработанной учителем. При составлении инструкции должны быть учтены особенности учащихся класса и состав группы, специфика изучаемого материала, наличие различных средств обучения. При проведении самостоятельной работы учитель и отдельные лучшие ученики могут выступать в роли консультантов.
3 этап - систематизация и коррекция знаний. Учитель проверяет, как школьниками самостоятельно усваивается изучаемый материал. При необходимости он поправляет учащихся, вносит дополнения и уточнения, выявляет осмысленность усвоенных знаний и способность учащихся использовать их на практике.
4 этап - заключительный, включающий обобщение и оценку достижений школьников при изучении данной темы. Заключительный урок по теме проводится как контрольно-обобщающий. Он может быть проведен в виде фронтального опроса, семинара, конференции или защиты членами группы учебного проекта [24].
Проецировать эту систему на занятия с детьми в рамках учебно-тренировочных сборов непросто в силу ограниченности учебного времени на изучение конкретной темы. Как правило, под полноценное практическое или лекционное занятие отводится 4 ч. учебного времени, и выполнить последовательно все планируемые этапы сложно.
Петербургские интернет-кружки и олимпиады. Проводятся при поддержке Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования и Российского государственного педагогического университета. Участие в олимпиадах на этом портале полностью бесплатно.
На сайте есть график олимпиад, зарегистрировавшись в которых, ребенок получает доступ к заданиям. Все решение проходит в определенное время в он-лайн режиме. Время, отведенное на решение обычно равно 60 минут.
Осенний и весенний олимп.
Проводится в сентябре и в апреле. Заочное участие платное 180 рублей, очное — бесплатное.
Примерно за месяц до начала олимпиад этого цикла необходимо зарегистрироваться на портале. Там же можно узнать подробности о проведении конкурса и порешать задания прошлых лет.
Портал предлагает целый букет самых разных олимпиад в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и организованных при участии Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», Центра развития образования, науки и культуры «Обнинский полис» и Научно-образовательного центра «РОСИНТАЛ».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акимова Е.И., Мурашев В.В. Роль Московской олимпиады школьников по предметам в основном общем образовании в свете новых стандартов (ФГОС) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №12-3. - С. 62-66.
2. Алексеева, Г. И. Из истории становления и развития олимпиад, опыт и проблемы : учебное пособие / Г. И. Алексеева – Якутск, 2002. – 16 с.
3. Балк, Г. Д. Некоторые вопросы внеурочных занятий в современной средней школе : Дис. канд. пед. наук / Г. Д. Балк – Смоленск, 2000. – 298 с.
4. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
5. Вирачев, Б. П. Методические принципы организации и проведения олимпиады и подготовки к ней учащихся : Автореф. дис. . канд. пед. наук / Б. П. Вирачев – Челябинск, 2005. – 23 с.
6. Головина, Т. Г. Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников / Т. Г. Головина. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15710/
7. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев – М. : Народное образование, 2001. – 128 с.
8. Дудко, JI. H. Внеклассная работа - как средство повышения качества знаний и умений школьников : Дис. . канд. пед. наук / Л. Н. Дудко – М., 2008. – 167 с.
9. Кирьяков Б. С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах (по физике). – Рязань, 2002. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование 96
10. Кордемский, Б. А. Внеучебные задачи на смекалку как одна из форм развития инициативы подростков и взрослых : Дис. канд. пед. наук / Б. А. Кордемский – М., 2009. – 126 с.
11. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. – М.: Аркти, 2007.
12. Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. – М., 2003.
13. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер – М. : Педагогика, 1981. – 186 с.
14. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. - 2016. - № 2. - С. 19-31.
15. Огурэ Л. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как диалектическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. – М., 2004
16. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад. – М.: Вако, 2010.
17. Русаков С. В., Шеина Т. Ю. Информационные технологии в образовании. М.: Просвещение, 2004. Ч. V. 41 с.
18. Тарасенко Ю. А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 50-54. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1789/
19. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
20. Шарапков А. Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. – Рязань, 2003.