Фрагмент для ознакомления
2
Между тем, это не стало причиной для прекращения работы с тахистоскопом. Однако, ученики при работе с тахистоскопом отмечали, что скорость чтения увеличивалась, но одновременно с этим указывали на ее снижение до прежнего уровня при завершении курса.
Оставался открытым вопрос о том, каковы причины повышения скорости чтения в рамках данного курса.
Обеспечивалось ли повышение использованием тахистоскопа либо такой результат был обусловлен тем, что обучаемые имели повышенную мотивацию в увеличении скорости чтения. В настоящий момент исследователи указывают на то, что диапазон скорости чтения варьируется в среднем в пределах 200-400 слов в минуту, что ставит под сомнение эффективность тахистоскопа.
В середине ХХ века происходит следующий толчок в изучении процесса скорочтения. Примечателен случай, когда Эвелин Вуд, в будущем планирующая стать учителем, в 1945 году предоставила профессору К. Лису статью для получения рецензии, объем которой был весьма велик. Быстро окинув взглядом, профессор тут же дал рецензию. Эвелин Вуд заинтересовалась такой способностью профессора, после чего в течение нескольких лет объектом наблюдения стали люди, обладающие способностями, аналогичными способностям профессора. Одним из выводов исследователя стало установление специфики техники скорочтения, заключающейся в вертикальном нисходящем движении глаз.
Свои исследования Эвелина Вуд продолжила и уже в 1958 году был опубликован ее доклад, а позднее, в 1959 году, учебник «Динамическое чтение». С этого периода и по сегодняшний день методики, выявленные Э. Вуд, имеют не только широкое распространение, но и лежат в основе многих курсов обучения скорочтению.
Примечательно, что Э. Вуд отвергала необходимость использования аппаратных методов, что объясняла неестественностью условий, формируемых ими. Результатом развития скорочтения посредством приборов являлось, по ее мнению, развитие навыка исключительно при условии его действия, в то время как в естественных условиях навык остается неразвит.
Особую популярность развитие техники скорочтения приобретает в 1960-1970-е годы в США. Это было связано с тем, что многие взрослые, не успевшие постигнуть обязательный школьный минимум, решили благодаря освоению методики скорочтения, устранить данный пробел в знаниях.
Между тем, на волне популярности данной методики, была получена реклама не самого высокого качества и настолько назойливая, что стала причиной некоторого негатива, проявляемого по отношению к курсу скорочтения. «В 1970-е гг. нельзя было включить телевизор и не застать низкобюджетный ролик с Эвелин Вуд, где читали какие-то книги, быстро переворачивая страницы», — говорит Роберт Томпсон, профессор, который читает лекции о популярной культуре в Университете Сиракуз.
И вот, популярность скорочтения в 1980-е годы пошла на спад. Это обусловлено преимущественно тем, что люди, применяющие данную методику, скорости, которая была заявлена в рекламных роликах, не достигли.
Подвергли сомнению возможность утроить скорость чтения в результате применения методики скорочтения и группа психологов, возглавляемых К. Рейнером. В частности, они указывали на невозможность достичь подобного показателя при сохранении прежнего уровня усвоения материала, то есть, увеличение скорости чтения, по их мнению, снижало уровень усвоения.
Между тем, выдающимися способностями быстрого познания материала обладали М.Горький, А.С. Пушкин, Наполеон и т.д. Однако стоит отметить, что способность к скорочтению не является единственной их выдающейся способностью. Помимо этого, они отличались высокой скоростью мысли, имели превосходную память и отличное внимание.
А.А. Леонтьев, занимавшийся исследованием особенностей скорочтения, отмечал, что его суть не в том, насколько быстро человек читает, а в том, чтобы была выстроена наиболее эффективная и сбалансированная стратегия восприятия текста. Таким образом, исследователь отмечает, что способность к скорочтению – это результат высокой организации ума, тренировок зрения и устойчивого внимания.
В качестве примера обладателя феноменальных способностей к скорочтению в современном мире можно назвать Анну Джонс. Анна Джонс завоевала 6 наград на Всемирном чемпионате по скоростному чтению. Последнюю книгу о Гарри Поттере Анна прочла, находясь в книжном магазине, примерно за 50 минут.
Современные методики и техники обучения скорочтению детей ориентированы на то, чтобы знания усваивались ребенком в рамках игры, что в свою очередь способствует преодолению страха перед ответом. Данные методики направлены на то, чтобы ребенок не зазубривал ненавистный материал, а впитывал информацию с интересом, что позволит правильно реализовывать свой учебный процесс. Обучение скорочтению открывает безграничные возможности для детей.
Глава 2. Методы и приемы обучения скорочтению учащихся начальных классов
2.1. Анализ существующих программ для развития навыков скорочтения
Учеными выделяется несколько причин, замедляющих скорость чтения, основными из них являются: заложенный с рождения темп деятельности, отсутствие антиципации, регрессии, артикуляция, малое поле зрения, недостаточный уровень развития памяти, низкий уровень организации внимания.
Проведем сравнительный анализ наиболее применяемых технологий, методик обучения скорочтению, используемых учителями начальной школы: методик И. Т. Федоренко, В. Н. Зайцева, Г. Г. Мисаренко, технологий Е. Шугалей., О. А. Андреева и Л. Н. Хромова. Вышеуказанные авторы методик и технологий, направлены на устранение основных пробелов, замедляющих скорость чтения с помощью развития памяти, внимания, восприятия, навыков обработки информации, формирования навыков «зеркального чтения».
Разберем наиболее распространенные технологии, применяемые учителями начальных классов. Развитие техники чтения практически стоит на одном месте, из-за плохо развитой оперативной памяти. Развитие оперативной памяти возможно, если применять следующие методы: зрительные диктанты. Результат применения данной технологии по И. Т. Федоренко, будет, достигнут, только при условии, если будут выполнены все рекомендации автора.
Некоторые учителя начальной школы применяют в своей деятельности, упражнения по системе И. Г. Пальченко и В. Н. Зайцева. Предложенные упражнения направлены на развитие навыка скорочтения, вот некоторые из них: многократное чтение, скороговорки, задания для развития угла зрения, для развития гибкости и скорости, используется упражнение «Буксир» и т. д.
Упражнения в основном направленны на развитие скорости чтения, причем авторы, не ставят перед собой цель развить более осмысленное, обдуманное скорочтение.
Хотя неотъемлемой частью обучения скорочтению, является как раз, осмысленное скорочтение. Данным видом скорочтения, занимался ученый Г. Г. Мисаренко, он разработал дидактический материал, способствующий устранению недостаточной сформированности техники чтения. Работа по технологии данного автора будет проходить успешно, только при наличии дидактического пособия у каждого ребёнка.
Такие ученые как, О. А. Андреев, Л. Н. Хромов предлагают возможность обучения скорочтению самостоятельно, используя при этом различные виды упражнений, тестов и контрольных тестов для того, чтобы измерить скорость чтения.
Обязательным элементом обучения скорочтению по данной методике является проведение в рамках дополнительных занятий, применение методов саморегулирования и аутогенной тренировки. В процессе обучения такому типу чтения, авторы акцентируют большое внимание на развитие воображения, эмоционального фона. Необходимо отметить, что их технология, направлена на решение проблемы более осмысленного скорочтения. Однако сами авторы считаю, что данная технология рассчитана на обучение скорочтению ребят, более старшего возраста.
Методика Елены Шугалей базируется на теоретических основах нейролингвистического программирования (НЛП), также, как и предыдущая технология, не рассчитана на младший школьный возраст. Не смотря на это некоторые упражнения, направленные на развитие внимания, восприятия, памяти и поля зрения, вполне возможно адаптировать для применения в работе с учащимися начальных классов.
Технологии таких авторов, как И. Т. Федоренко, В. Н. Зайцева, Г. Г. Мисаренко, существенно отличаются от технологий О. А. Андреева и Л. Н.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. 100 % отличник. Метод, который помогает ребенку быстро запомнить и легко учиться / Екат. Доддонова- М, Изд. «Э» , 2017 - 128 с.
2. Беденко М.В. Смысловое чтение. Тетрадь – тренажер. 2 класс-4-е издание – М: ВАКО, 2018 - 96 с.
3. Воронина Т.П. Читаем быстро и внимательно. Качество чтения младших школьников: техника чтения, интонация, ударения, пересказ/ Т.П. Воронина, Т.В. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 96 с.
4. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ М.П.Воюшина, С.А.Кислинская, Е.В.Лебедева, И.Р.Николаева. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
5. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973
6. Дмитриева Д.В. Задачник по чтению/ Д. В. Дмитриева. - Москва: Канон+, 2012. – C. 96 – 99.
7. Дмитриева С.А. Образовательная программа внеурочной деятельности «Читаем и играем»/ С.А.Дмитриева // Начальная школа. – 2016. – № 4. – С. 70-72.
8. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 296 с.
9. Ерофеева Е. И. Воспитание интереса к чтению у младших школьников /Е. И. Ерофеева// Читательская компетентность для XXI века. - Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. – С. 48 – 52.
10. Журавлева Э. А. Совершенствование навыка чтения младших школьников: из опыта работы учителя начальных классов/ Э.А. Журавлева. – Санкт-Петербург: Р-Копи, 2015. – 71 с.
11. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991
12. Зиганов М.А. Скорочтение – М: Эскмо, 2011
13. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя [Текст] / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1998
14. Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению [Текст] / С. Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М. : Ось–89, 2006
15. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003. – С. 58-67.
16. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1997
17. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская – М.: Академия, 2000. – 378 c.
18. Львов, М. Р., Горецкий, В. Г., Сосновская, О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2007
19. Морозова В. Скорочтение. Лучшие упражнения тренинг / В. Морозова – Х.: Виват, 2016. – 224 с.
20. Муштавинская И. В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 146-151.
21. Проверяем технику чтения: для начальной школы О.В. Александрова,- 2-е изд.испр. и переработанное – Москва: Эксмо, 2017 - 48 с.
22. Разуваева, Т. А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков [Текст] / Т. А. Разуваева. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Тула, 2006.
23. Светловская Н.Н., .Пиче-Оол Т.С. «Обучение детей чтению. Практическая методика. «Академия», 2001
24. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 9-14.
25. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии // Наука о человеке. – М., 1989. С. 128-144.
26. Скорочтение / Н. Баранова, И. Слука. – М: Изд. «Э»; 2017 - 256с.
27. Тренировочные упражнения . Проверяем скорость чтения 1 кл .Крутецкая В.А. –ООО Изд. Дом «Литера», Санкт Петербург, 2017.
28. Тренировочные упражнения . Проверяем скорость чтения 3 кл.Крутецкая В.А. –ООО Изд. Дом «Литера», Санкт Петербург, 2017
29. Тренировочные упражнения . Проверяем скорость чтения 4 кл. Крутецкая В.А. – ООО Изд. Дом «Литера», Санкт Петербург, 2017
30. Тренировочные упражнения. Проверяем скорость чтения 2 кл. Крутецкая В.А. –ООО Изд. Дом «Литера», Санкт Петербург, 2017.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922
32. Шкабура, И. А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности [Текст] / И. А. Шкабура // Начальная школа плюс до и после. – № 11-08 – С. 90-94
33. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2007