Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Общетеоретические и лингвистические аспекты изучения персонажа художественного произведения
1.1 Персонаж в художественном тексте и его характеристика
Комплексный филологический анализ художественного текста основан на системно-структурном подходе, цели которого заключаются, с одной стороны, в системном рассмотрении явления художественного творчества и определении его специфики и значимости среди других систем, а с другой стороны, в стремлении выявить принципы внутренней организации текста путем его расчленения на отдельные составляющие.
Методологический подход к анализу структуры предполагает ее рассмотрение в единстве с присущими ей функциями и процессами. При этом под функциями понимаются связи системы, обеспечивающие ей внутреннюю устойчивость и возможность взаимодействия с другими системами, а под процессами – переходные состояния системы в пределах своей структуры.
Филологический анализ текста состоит из трех частей и включает литературоведческий, стилистический и лингвистический виды анализа, а также освещение культурно-исторического контекста эпохи произведения. Рассмотрим целевую направленность каждого из видов анализа:
1) цель литературоведческого анализа – изучение произведения как историко-литературного памятника, факта истории общественной мысли, особо организованной структуры;
2) стилистический анализ направлен на выявление особых приемов авторского использования языковых средств;
3) лингвистический анализ нацелен на исследование языковых средств, с помощью которых выражается идейное и эмоциональное содержание художественного текста.
Важным представляется рассмотрение художественных особенностей произведения, к которым мы можем отнести и его синтаксический строение.
Художественные особенности (тропы, фигуры, приемы).
Это изобра¬зительно-выразительные средства, используемые автором в эсте¬тических целях. Их характеристика включает виды, количество, специфику индивидуально-авторского ос¬мысления и организации, эстетические функции. Среди художественных особенностей произведения выделяют фонетические, лексические и синтаксические средства. Вкратце рассмотрим их:
• фонетические средства (аллитерация, основанная на повторе согласных звуков; ассонанс, или повтор гласных звуков)
• стилистически окрашенные слова
- антонимы, или слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению;
- антитеза, или противопоставление полярных ситуаций, понятий;
- гипербола, или образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление;
- литота, или художественное преуменьшение;
- использование известных литературных образов;
- синонимы, или слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно понятие, но различающиеся оттенками значения;
- метафора, или скрытое сравнение, основанное на сходстве явлений или предметов;
- метонимия, или перенос значений по смежности явлений;
- оксюморон, или сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление;
- олицетворение, или перенос признака с живого на неживое;
- оценочная лексика, или прямая оценка событий, явлений, предметов;
-перифраз, или использование описания вместо собственного имени или названия;
- пословицы и поговорки, или малые фольклорные формы, содержащие поучения, рассуждения о мире и жизни;
- сравнение, или сопоставление одного явления с другим;
- фразеологизмы, или готовые образные выражения;
- дословно приведенные в тексте одного автора высказывания другого автора;
- эпитеты, или художественные определения;
- аллюзия, или намек на известный реальный факт;
• синтаксические средства:
- авторская пунктуация, или постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами;
- анафора, или повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда;
- эпифора, или одинаковая концовка нескольких предложений;
- антитеза, или резкое противопоставление понятий, образов, характеров;
- восклицательные предложения, выражающие эмоциональное отношение автора, побуждение к действию;
- градация, или последовательное нагнетание или ослабление выразительных средств художественной речи;
- инверсия, или изменение порядка слов в предложении;
- многосоюзие, или намеренное повторение сочинительных союзов;
- парцелляция, или расчленение фразы на части или на отдельные слова;
- повтор, или сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов;
- присоединительные конструкции, или построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, обозначаемой точкой, многоточием или тире;
- риторические вопросы и риторические восклицания, или утверждения, не требующие ответа;
- синтаксический параллелизм, или сходное построение нескольких предложений, расположенных рядом друг с другом;
- сочетание коротких простых и длинных сложных или предложений, осложненных разными оборотами для передачи пафоса;
- односоставные предложения для передачи пафоса.
1.2 Роль речи персонажей художественного произведения в его интерпретации
Изучая понятие о персонаже и его характере, мы выделили, что в современной литературной критике характер персонажа определяется уникальной индивидуальностью персонажа, его личным внутренним миром и идеей окружающего его общества. Персонаж литературного героя или другого персонажа, включает в себя множество всевозможных функций, комбинация этих функций помогает выделить основные, определяющие.
Система символов может быть представлена в следующем алгоритме: простой-сложный, простой символ чаще всего объединяется в кусок - простой-хороший. Контраст обостряет достоинства положительных героев и уменьшает достоинства отрицательных героев. Сложный характер - это внутренние переживания героя, постоянный поиск, характеристика рефракции личности в определенные периоды времени, нравственный, духовный рост героя. Сложный характер очень сложно определить как «положительный» или «отрицательный». В этом есть противоречие и парадокс.
Структурная составляющая литературного характера проявляется в двухплановом характере. Внешний и внутренний облик литературного героя. Внешность персонажа - это портрет, одежда, речь, возраст, профессия, история жизни. Для создания персонажа автор использует всевозможные литературные стилистические приемы, в результате чего получается вымышленное лицо индивидуального персонажа с уникальным внешним видом. Продуманные характеристики персонажа, исключительная составляющая, позволяющая автору донести до читателя мысли и чувства, содержащиеся в тексте. Для составления полноценного персонажа используется определенный алгоритм
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Источники художественных текстов
1. Ильф И., Петров Е. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1996. 448 с.
2. Кассиль Л. А. Вратарь Республики: Роман, рассказы, очерки. М.: Физкультура и спорт, 1984. 412 с.
3. Кассиль Л. А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. М.: Терра-Книжный клуб, 2009. 512 с.
4. Олеша Ю. К. Зависть. Заговор чувств. Строгий юноша. СПб.: Вита Нова, 2017. 624 с.
Научная литература
1. . Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). М.: Высшая школа: Academia, 2001. 310 с. 48.
2. Бадиков В. В. Вопросы поэтики Юрия Олеши. (На материале прозы). Автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. филол. наук. АлмаАта: Каз. гос. ун-т им. С. М. Кирова, 1967. 27 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с. 28.
4. Введение в литературоведение: учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература": рек. УМО вузов РФ / [Н. Л. Вершинина и др.]; под общ.ред. Л. М. Крупчанова. - Москва: ОНИКС, 2009. - 416 с.
5. Вдовина И. П. Проблема героя в романе Ю. Олеши «Зависть» // Проблемы реализма. [Сборник статей] / Под ред. В. В. Гура. [Вологда]: Северо-Западное книжное издательство, 1966. С. 131−148. 30.
6. Воспоминания о Юрии Олеше. М.: Советский писатель, 1975. 303 с. 78. Горький М. [О параде физкультурников] // Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. Т. 27. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. С. 451−452.
7. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.: Наука, 1993. 304 с. 31. Гольдштейн А. Л. Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики. М.: Новое литературное обозрение, 1997. 445 с.
8. Долинина И.В. Художественный текст как объект лингвокультурологического анализа // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2015. №5 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-tekst-kak-obekt lingvokulturologicheskogo-analiza
9. Жизнь и творчество Льва Кассиля. [Сборник / Сост. Л. Разгон; Вступ. статья С. Михалкова]. М.: Детская литература, 1979. 367 с.
10. Заяц С.М. Пути анализа литературного произведения/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.proza.ru/2013/06/02/1599
11. Круглова Т. А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма. Екатеринбург: издательство Гуманитарного университета, 2005. 384 с. 102
12. Перцов В. О. «Мы живем впервые»: О творчестве Ю. Олеши. М.: Советский писатель, 1976. 239 с.
13. Подковырин Ю. В. Футбол как предмет изображения в художественной литературе // Феномен игры в художественном творчестве, культуре и языке: сборник научных статей / Под ред. Л. Ю. Фуксон, Ю. В. Подковырина. Томск: Издательство ТГПУ, 2009. С. 11−17.
14. Полонский В. Преодоление «Зависти» (О произведениях Ю. Олеши) // Полонский В. Очерки современной литературы. М.: Госиздат, 1930. С. 5−40.
15. Рябинина Марианна Владимировна Портрет как средство психологической характеристики персонажа в повестях г. Алексеева // Вестник ЧГУ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-kak-sredstvo-psihologicheskoy-harakteristiki-personazha-v-povestyah-g-alekseeva
16. Таюпова О. И. Аспекты изучения художественного текста // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-izucheniya-hudozhestvennogo-teksta
17. Туленков Д. А. Научные вести из Саратова: Спортивная публицистика Льва Кассиля в «Известиях» 1930-х годов // Тонус. Казань, 2005. № 11. С. 128−132.
18. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352 с. 63.
19. Хализев В.Е. Теория литературы/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://modernlib.ru/books/halizev_v/teoriya_literaturi/read
20. Хейзинга Й. Человек играющий: Статьи по истории культуры. М.: Айрис-пресс, 2003. 496 с. 104
21. Чернова В. Письмо «старой комсомолки» Юрию Карловичу Олеше // Молодая гвардия. 1935. № 1. С. 157−159.
22. Юрин П. А. Образ голкипера в романе Л. А. Кассиля «Вратарь Республики» и в повести А. В. Козачинского «Зеленый фургон» // XIX Открытая конференция студентов-филологов, 18-22 апреля 2016 г.: материалы конференции. СПб.: Издательство СПбГУ, 2017. С. 138‒143.