Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В жизни почти каждого человека есть очень важный выбор, который требует принятия весьма обдуманного решения. В своей жизни мы делаем множество выборов, к которым относиться выбор рода занятий, профессии, места жительства, друзей. Но самый главный выбор, наверное, который требует от нас обдуманного решения – это выбор брачного партнера. Этот выбор будет влиять существенно на все сферы нашей жизни, а так же определяет, будем ли мы счастливы. Старшие подростки только начинают свое общение с противоположным полом и их представления о реальном партнере и идеальном будут рассмотрены в работе.
Выбор будущего супруга, зависит от множества факторов, которые включают в себя представление об идеальном партнере, более или менее осознаваемый образ которого имеется у каждого. В создании этого образа участвуют собственный опыт, опыт родительской семьи, литературные и киногерои, социальные стереотипы и идеал, который существует в группе людей, чье мнение значимо для конкретного человека. Идеальный образ со временем начнет сопоставляться с реальным, и отрицательные характеристики партнера перемещаются в центр внимания. Если реальный образ кардинально отличается от идеального, а ожидания от брака не оправдались, в семейных отношениях происходит кризис.
Несмотря на то, что исследования в этой сфере многочисленны, проблема представлений о брачном партнере, являясь ключевой для формирования и развития личности и общества в целом, разработана явно недостаточно, что приводит к слабости теоретических, методологических и практических знаний. Основные затруднения у молодых людей в создании образа будущего брачного партнера.
В психологии достаточно полно изучены: готовность личности к созданию семьи (Кочкарова Ф.Я., 2006) и ее структурно-ролевая организация (Долакова З.М., 2006; Дружинин В.Н., 2000); особенности развития брачных отношений (Ковалев СВ., 1987) и влияние семьи на психическое здоровье членов семьи (Дрыгваль Л.Е., 2007); различные формы дисгармонии (Кратохвил С, 1991; Крюкова Т.А., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В., 2005; Соломатина Е.М., 2007; Тащева А.И., 1987). Изучение представлений, связанных с брачно-семейной сферой, достаточно прочно вошло в арсенал науки последних десятилетий. Так, наряду с выяснением представлений подростков и юношей о своем будущем (Прусова Э.В., 2006), уже реализованы исследования их представлений о сексуальных отношениях и их последствиях (Аристова Н.Г., 1990), о будущей семейной жизни (Прихожан A.M., 1981), о родительстве (Девятых С.Ю., 2006).
Изучение структурно-содержательных особенностей получило меньшее развитие в психологии, что позволяет нам говорить об актуальности данной темы. Особую актуальность приобретает изучение представлений о брачном партнере и их особенностей в юношеском возрасте. В исследованиях С.В. Мерзляковой отмечено, что юношеский возраст является сензитивным периодом развития семейных ценностей, культивирования семейного образа жизни в молодежной среде. Как пишет автор, в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни, которая проявляется в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру, выражается в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом.
В старшем подростковом возрасте еще нет четких определений: о брачном партнере, реальном или идеальном.
Главным источником формирования субъектного опыта, находящего воплощение в системе представлений о будущем партнере, являются образы, мысли и чувства, возникающие в актах межличностного взаимодействия. Данная проблематика входит в проблемную область обширного исследовательского пространства современной психологической науки, раскрывающего особенности восприятия и познания человека человеком.
Целью исследования является изучение восприятия партнёра противоположного пола у старших подростков: реальный и идеальный образ.
Предмет: восприятие партнёра противоположного пола у старших подростков
Объект: старшие подростки
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основания исследования представлений об идеальном и реальном партнерах у старших подростков;
2.Проанализировать психологические особенности старших подростков;
3.Выявить особенности потребности в межполовых отношениях;
4.Провести эмпирическое исследование об образе идеального и реального партнера и сравнить полученные результаты.
В исследовании приняли участие 10 человек, подростки 14-15 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основания исследования представлений об идеальном и реальном партнерах у старших подростков
1.1.Психологические особенности старших подростков
Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет).
Согласно терминологии Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет).
Распространённое сейчас слово тинейджер происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.
Мы в работе примем старший подростковый возраст от 13 до 16 лет.
Возраст детей 13-14 лет – это вступление в пору подростковости.
Со стартом этого периода (у кого-то он начинается раньше, у кого-то позже) начинается этап полового созревания. Эти физические перестройки приносят много неудобств подростку как внешних (прыщи, нескладное телосложение), так и внутренних.
Физическое созревание влияет на нервно-психическую деятельность. Подростки очень эмоциональны, изменчивы, зациклены на своих переживаниях. У подростков в этом возрасте наблюдается внутренний конфликт – две исключающие друг друга потребности – потребность в обособлении, отделении, утверждении себя как личности и потребность в социализации, потребность быть принятым, быть частью группы, отличной от семьи. Чаще это группы сверстников. И в то же время подросток не замечает других личностей вокруг себя, не считает нужным уважать других, но требует уважения к себе.
Формирование компании сверстников, в которую входит ребенок, не должно пугать родителей. Для подростка в данный период важнее быть членом этой компании не смотря ни на что, чем не быть ни с кем, быть в одиночку. Если подросток не примкнул ни к какой группе, у него нет пары-тройки друзей, ребенок чувствует себя одиноким настолько, что может возникнуть депрессия. Так же и если случается отвержение, непринятие его в его компании. Такие случаи переживаются очень тяжело и эти переживания реальны.
Подростки в возрасте 13-14 лет могут ослаблять контакты с семьей, игнорировать родителей и их влияние. Ребята всячески показывают окружающим, особенно родителям, что они взрослые. Для доказательства своей взрослости в ход может пойти курение, употребление алкоголя, вступление в половые связи.
Возраст детей 15-16 лет называется старшим подростковым возрастом. Дети в этом возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус. Они готовы вести обсуждение по любому вопросу, аргументировано доказывать свое мнение. Все большее место в их жизни занимает учеба, репетиторы и мысли о поступлении.
Психологические, личностные изменения у подростка происходят неравномерно. Подросток 15ти-16ти лет заявляет о себе, как о взрослом человеке, но порой совершает детские поступки. Это связано с тем, что подростки еще не имеют хорошо усвоенных взрослых форм поведения, взрослых «заготовок» поведения. Именно поэтому часто в своих фантазиях и высказываниях подросток описывает более решительные действия, а в реальности уступает ситуации и не всегда владеет ей.
Потребность в признании собственной взрослости в этом возрасте максимальна, а социальная жизнь, которую ведет подросток, в основе своей остается прежней: ребенок также ходит в школу, делает домашние задания, общается с друзьями и семьей. Эта потребность в изменениях и невозможность их совершить зачастую вызывает конфликты подростка с родителями и учителями. Дети в этом возрасте – это «гипертрофированные», преувеличенные взрослые, которые на все имеют свое мнение, без конца его высказывают и не готовы учитывать мнение других людей. Но несмотря на то, что подросток не готов слушать других, к его мнению стоит прислушиваться, есть вероятность, что это пойдет на пользу вашим отношениям и подросток ответит взаимностью.
Дети в этом возрасте ищут себя, пытаются понять кто они такие, хорошие они или плохие. Именно для этого, для понимания с какой я стороны, какой я, благополучные подростки могут вступать в неблагополучные компании, начинать дружить с плохими ребятами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
2. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
3. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
4. Щербакова Е. Возрастные границы отрочества и юности не жестки : [арх. 9 апреля 2020] // Демоскоп Weekly. — 2012. — № 509—510 (1 мая).
5. Выготски Л. С. Педология подростка. — Москва, 1929.
6. R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
7. Реан А. А. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
8. Обухова Л. Ф. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
9. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
12. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
13. Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
14. Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
15. Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
16. Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
17. Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.
18. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков – методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 1999
19. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Андреева, Т.В. – Санкт -Петербург: Речь, 2004. – 200 c.
20. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2010. – 344 c.
21. Жолудева, С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости [Электронный ресурс]/ С.В. Жолудева –Ростов на Дону: южный фед. ун-т, 2009. –239 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-gotovnost-k-braku-na- raznykh-etapakh-perioda-vzroslosti, свободный. – загл. с экрана.
22. Зацепин, В.И. О жизни супружеской / В.И. Зацепин. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 144 c.
23. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / Карабанова, О.А.. – М.: Гардарики, 2005. – 320 c.
24. Коваль, В.В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения / В. В. Коваль. // Мир науки, культуры, образования. – 2011.
25. – № 2. – С. 32-43.
26. Кон, И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 c.
27. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: , 1999. – 608 c.
28. Мишина, Н.Т. Психологические основы формирования семьи: монография / Мишина, Н. Т. – Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2015. – 272 c.
29. Панферов, В.Н. Общая психология. Теоретические основы. Учебник и практикум / В.Н. Панферов, А.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2016. – 298 c.