Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы сплоченности обусловлена влиянием этого явления на эффективность работы группы и развитие личности. Сплоченность группы определяет ее академическую успеваемость, количество отчисленных студентов и степень активности студентов. Групповая сплоченность улучшает социально-психологический климат и удовлетворенность студентов своей жизнью в группе. Групповая поддержка, которая характерна для сплоченной группы, освобождает человека, повышает самооценку, свободу самовыражения и творчества.
Такие ученые, как Л. Фестингер, А. И. Донцов, Я.Л. Морено, А.В. Петровский и другие занимались изучением групповой сплоченности. Американский психолог Л. Фестингер одним из первых посвятил ряд исследований феномену групповой сплоченности. Одно из основных определений групповой сплоченности принадлежит Ему.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение групповой сплоченности на примере спортивной группы.
Объект исследования: групповая сплоченность как психологический фактор
Предмет исследования: развитие групповой сплоченности в спортивной группе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие сплоченности группы в спорте влияет на результаты ее команды.
Задача исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, описать научные подходы к феномену групповой сплоченности; рассмотреть теоретическую сущность понятия «групповая сплоченность»;
2. Выбрать диагностические инструменты для изучения сплоченности группы в группе; провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты.
В ходе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: установление эксперимента, тестирование;
3) формирующий эксперимент;
4) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов исследований.
В нашей экспериментальной работе мы использовали следующие диагностические методы:
1) методика «Индекс групповой сплоченности» (К. Э. Сишор).
2) методы наблюдения и обследования
Теоретической и методологической основой исследования является работа исследователей в области изучения феномена групповой сплоченности (Донцов А. И., Парыгин Д. Б., Петровский А. В. и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы систематизировать теоретические материалы по проблеме исследования, выбрать и протестировать диагностические инструменты для изучения сплоченности группы.
Эта курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Объем работы составил 30 страниц.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
1.1 Понятие социальной сплоченности
Групповая сплоченность – это социальный процесс, который характеризует группы, члены которых взаимодействуют друг с другом, и относится к силам, которые сближают членов группы. У большинства людей был как хороший, так и плохой опыт участия в такой групповой работе. Одним из важных элементов, влияющих на опыт групповой работы, является сплоченность. Сплоченность имеет два измерения: эмоциональное (или личное) и связанное с задачей [7].
«Сплоченность - это состояние, которое характеризуется стабильностью и единством своих членов, активностью межличностных отношений и взаимодействий, обеспечивает стабильность и успех группы». [13]
А. А. Русалинова под сплоченностью коллектива понимает «идейно-политическое, моральное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство ее членов, развивающееся на основе таких объективных характеристик, как организационное единство».
По мнению В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донского, сплоченность является «характеристикой степени связности, единства межличностных отношений в группе». Таким образом, категория «единство» выступает в качестве основного, базового качества, характеризующего групповую сплоченность, выражающего целостность группы; под групповой сплоченностью понимается единство эмоционально позитивных отношений и переживаний членов группы, единство их ценностных ориентаций, единство действий и действий, направленных на решение общих групповых задач. [9].
Таким образом, единство выступает главным индикатором групповой сплоченности.
Теория коллектива А.В. Петровского:
Группа состоит из трех слоев, каждый из которых характеризуется определенным принципом, в соответствии с которым она выстраивает отношения между членами группы: в основном реализуются прямые контакты между людьми на основе эмоциональной приемлемости или неприемлемости поверхностные связи между членами группы.
Первый слой - эти отношения опосредованы характером совместной деятельности; Второй слой - «ядро» группы - развивает отношения, основанные на принятии общих целей групповой деятельности всеми членами группы. Этот слой соответствует высочайшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет нам утверждать, что перед нами коллектив. Основная идея заключается в утверждении, что «посредничество в деятельности выступает системообразующей особенностью коллектива».
Б. Д. Парыгин выделяет два основных варианта диагностики социально-психологического климата коллектива:
1) в рамках фундаментальных исследований;
2) в режиме оперативного осмотра.
В первом случае диагностика социально-психологического климата команды является частью более широкой программы, направленной на изучение совокупности социально-психологических условий жизни команды, во втором случае речь идет не о развитии научных представлений о социально-психологическом климате, а об использовании имеющихся знаний и методов для решения конкретной практической задачи улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Диагностика по Парыгину Б.Д. анализирует такие показатели, как сплоченность группы, удовлетворенность работой, соответствие требованиям социального развития и потенциал социально-психологического климата.
Эмоциональный аспект сплоченности проистекает из связи, которую участники чувствуют с другими членами группы и со своей группой в целом. То есть, сколько участники любят проводить время с другими членами группы? С нетерпением ждут следующего собрания группы? Сплоченность задачи относится к степени, в которой члены группы разделяют цели группы и работают вместе для достижения этих целей, от наличия ощущения, что группа работает плавно, как одно целое.
Групповая (или командная) сплоченность была тщательно изучена и получила большое внимание в социальных науках, о чем свидетельствуют сотни статей, опубликованных за последние 50 лет в различных областях, включая спорт, образование и работу (Google поиск показал, что существует более 278 000 обращений к «групповой сплоченности» и почти 120 000 обращений к «групповому единству» [9]).
Чтобы раскрыть тему более детально, приведем следующие определения:
Сработанность – это синергетический эффект при сочетании и взаимодействии людей, при котором достигается высокая успешность и удовлетворенность своей деятельностью от совместной работы с другими членами коллектива [5]
Психологическая совместимость – это способность двух, трех и более человек взаимодействовать между собой, принимая при этом особенности характера или и личностные характеристики других членов коллектива [9]
Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [8].
Впервые термин «психологический климат» был использован Н.С. Мансуровым, при изучении психологии производственных коллективов.
Факторы, которые объединяют членов группы, могут быть положительными (вознаграждение на основе группы) или отрицательными (вещи, потерянные при выходе из группы). Основными факторами, влияющими на сплоченность группы, являются сходство членов группы, размер группы, сложность вступления, успех группы, внешняя конкуренция и угрозы. Часто эти факторы работают через усиление идентификации личности с группой, к которой он или она принадлежит, а также убеждения индивида о том, как группа может удовлетворить его или ее личные потребности.
Чем больше члены группы похожи друг на друга по различным характеристикам, тем легче достичь сплоченности. С помощью теории социальной идентичности было обнаружено, что люди чувствуют себя ближе к тем, кого они считают похожими на себя по внешним характеристикам (возраст, этническая принадлежность) или внутренним (ценности, установки). Кроме того, схожий фон повышает вероятность того, что члены группы разделяют схожие взгляды на различные вопросы, включая групповые цели, стили общения и тип желаемого руководства. В целом более высокое согласие членов в отношении групповых правил и норм приводит к большему доверию и меньшему количеству дисфункциональных конфликтов, что, в свою очередь, усиливает как эмоциональную, так и целевую сплоченность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Владос, 2017. - 208 c.
2. Бояцис, Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе / Ричард Бояцис , Энни Макки. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 304 c.
3. Болдуин, Дж. М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии. Том 1. Личность / Дж.М. Болдуин. - М.: Либроком, 2018. - 374 c.
4. Воробцова, Татьяна Профилактика "вредных" привычек и пропаганда здорового образа жизни. (Из опыта работы педагогического коллектива). Часть 1 / Татьяна Воробцова. - М.: Корифей, 2015. - 515 c.
5. Дедушка, А. И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива / А.И. Дедушка. - Москва: Высшая школа, 2014. - 256 c.
6. Дрегало, А. А. Мастер в жизни производственного коллектива / А.А. Дрегало, О.В. Овчинников. - М.: Мысль, 2017. - 224 c.
7. Друзенко, А. Как нам работается, или О настроении, эмоциях и прочем, что составляет климат коллектива / А. Друзенко. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 144 c.
8. За дальнейшее сплочение сил социализма на основе марксистско-ленинских принципов. - Москва: СИНТЕГ, 2013. - 756 c.
9. Игры на сплочение детского коллектива (набор из 20 карточек). - М.: Речь, 2013. - 104 c.
10. Калинкин, В. М. Да будет во благо сплочение наше!.. / В.М. Калинкин. - М.: ЭкоПресс, 2013. - 312 c.
13. Лапко, В. А. Непараметрические коллективы решающих правил / В.А. Лапко. - М.: Наука, 2013. - 168 c.
15. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 2. Работа с детским коллективом и родителями. - М.: Глобус, 2016. - 464 c.
16. Методические занятия с педагогическим коллективом. Гражданское образование и воспитание. - М.: Учитель, 2013. - 112 c.
17. Нечаев, М. П. Настольная книга вожатого детского коллектива. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев. - М.: Перспектива, 2015. - 136 c.
18. Плахова, Т. Портфолио классного коллектива: моногр. / Т. Плахова. - М.: Учитель, 2014. - 104 c.
19. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск 5. - М.: Академия наук СССР, 2016. - 472 c.
20. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск 6 (материалы к III всесоюзной конференции). - М.: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова Российской Академии наук, 2017. - 212 c.
21. Проблемы руководства научным коллективом. - Москва: ИЛ, 2014. - 320 c.
22. Рассел, Джесси Музыкальные коллективы Беларуси / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2014. - 908 c.
23. Рузов, В. О. Качества эффективного лидера. Психология отношений в коллективе / В.О. Рузов. - М.: Veda Press, 2016. - 137 c.
24. Станкин, М. И. Искусство управления коллективом / М.И. Станкин. - М.: Книжный мир, 2013. - 320 c.
25. Сухомлинский, В. Мудрая власть коллектива / В. Сухомлинский. - М.: Молодая Гвардия, 2014. - 240 c.
26. Фопель, К. Групповая сплоченность / К. Фопель. - М.: Генезис, 2013. - 336 c.
27. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию / М. Хьюстон, В. Штребе. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 130 c.
28. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 239 c.
29. Шипунов, В. Г. Основы управленческой деятельности. Социальная психология, менеджмент / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 327 c.
30. Шихирев, П. Современная социальная психология / П. Шихирев. - М.: Деловая книга, Институт психологии РАН, КСП+, 2018. - 255 c.