Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном социуме увеличение объема информации, расширение сферы человеческих взаимоотношений, развитие разнообразных форм массовой культуры, а также повышение темпа жизни ведет к повышению объема знаний, которые необходимые сегодня человеку. Изменения, происходящие в социуме, повлияли и на развитие детей, энергично подключившихся к изменениям интенсивной жизни, и обозначили новые стандарты в целом.
Дошкольное воспитание и образование теперь рассматривается как начальная ступень в системе беспрерывного обучения. Дошкольная организация должна организовать условия для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Развитие пространственно-временных представлений в дошкольном возрасте является одним из важных условий успешности обучения в современной школе. Совершенствовать и развивать пространственно-временные представления так же важно, как и учить чтению, письму.
Пространственно-временные представления – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой [20].
Особенности и возможности развития в старшем дошкольном возрасте моделирования и его предпосылок (освоение некоторых знаковосимволических деятельностей, замещения, простых моделей) изучены недостаточно, что обусловливает фрагментарное и не всегда целесообразное использование моделей в работе с детьми.
Объект исследования – формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использования моделирования для формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – изучение эффективности использования приемов моделирования в формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенной целью были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы и обосновать актуальность проблемы использования моделей в процессе формирования у детей представлений о времени.
2. Подобрать диагностику и методики по выявлению уровня развития временных представлений у старших дошкольников.
3. Разработать систему упражнений по формированию представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста на основе использования моделей.
4.Проверить эффективность предложенной системы упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепции математического развития детей (А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, А.А. Столяр); теоретические аспекты исследований процесса развития временных представлений (Л.В. Гильманова, Е.В. Звонова, Л.М. Митина, К.В. Назаренко, С.Д. Луцковская, А.А. Люблинская, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейн, О.А. Фунтикова, Н.И. Чуприкова, Е.И. Щербакова, С.Д. Язвинская); теоретические аспекты исследований моделирования как средства формирования представлений о времени (А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.А. Венгер, А.М. Вербенец, Н. Локоть, Т.Д. Рихтерман, О.А. Фунтикова, Е.И. Щербакова и др.).
Методы, используемые в ходе исследования: системно-структурный анализ и обобщение научно-исследовательской и научно-методической психолого-педагогической литературы, диагностирование детей, планирование образовательного процесса, методы количественной обработки и качественного анализа результатов.
База исследования: МБДОУ детский сад №150 г. Москвы «Город Детства».
Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке педагогического диагностического инструментария, позволяющего оценивать сформированность представлений о времени у детей младшего дошкольного возраста, а также в разработке перспективного плана формирования представлений о времени (частях суток) у детей старшей группы.
Структура работы: во введении раскрывается актуальность проблемы, гипотеза, цель, задачи и методы исследования. В первой главе мы рассматриваем психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию временных представлений у детей младшего дошкольного возраста и перспективный план работы по формированию представлений о частях суток, днях недели, временах года у детей младшего дошкольного возраста. Работа завершается заключением, в котором мы подводим итоги.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования временных представлений у детей младшего дошкольного возраста
1.1.Особенности развития ребёнка в период 3-4 лет
Дошкольный возраст является особенным периодом в развитии личности. В данном возрасте дети задают массу вопросов, так как новая информация им весьма необходима.
Несмотря на то, что дошкольное детство – это малый отрезок в жизни каждого человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю свою дальнейшую жизнь: овладение мышлением, речью, восприятием, воображением и т. п.
Исследования, которые проводились российскими психологами В. Давыдовым, Л. Венгером, В. Мухиной и др., говорят о том, что возможности ребенка достаточно велики и при помощи специально сформированного обучения, возможно у дошкольников сформировать определенные умения и знания, считавшиеся ранее доступными лишь для детей значительно более старших возрастов.
Ранний возраст - это время стремительного вырабатывания всех присущих индивидууму психофизиологических процессов. Вовремя начатое и грамотно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является существенным условием их полноценного развития.
Развитие психического процесса восприятия у дошкольников является сложным, разноаспектным процессом, способствующему тому, чтобы ребенок более точно, четко отражал окружающую действительность, учился различать оттенки действительности и поэтому мог благополучнее в ней адаптироваться.
Раннее детство отличает сензитивность к развитию памяти: у младших дошкольников по скорости развития память опережает иные способности. Легкость, с которой дети-дошкольники запоминают загадки, считалки, стихи, сказки, говорит о бурном развитии их врожденной памяти. Ребенок запоминает все красивое, яркое, необычное, привлекающее внимание. Процесс запоминания происходит непроизвольно, то есть, ребенок запоминает, сам того не желая. Тот факт, что память формируется в дошкольном возрасте интенсивнее других способностей, говорит о том, что необходимо всячески поощрять желание ребенка запоминать. Все это - залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Благодаря таким психическим познавательным процессам, как восприятие, внимание и память дошкольники 3х и 4х лет энергично постигают окружающий их мир, животных, людей, а также огромное число разнообразных явлений и предметов.
Под влиянием воспитания в дошкольном возрасте происходит последующее развитие психики ребенка. Важное значение в процессе психического развития ребенка-дошкольника имеет игра, которая в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Игра в увлекательной, живой форме позволяет знакомиться с обширным кругом явлений окружающего мира, активно воспроизводить их в собственных действиях. Воссоздавая в играх жизнь людей, которые окружают дошкольника, их всевозможные поступки и многообразные виды их трудовой деятельности, дети приобретают возможность глубже понять и прочувствовать окружающее. Правильное осознание показываемых событий, точное исполнение соответствующих действий получают в ходе игры систематическое, постоянное подкрепление благодаря одобрению коллектива детей дошкольного возраста достижения подобающего игрового результата, положительной оценки воспитателя. Все это помогает создавать благоприятные условия для образования и закрепления у дошкольников новых временных связей.
В процессе руководства детской игрой, обогащения ее содержания, организуя играющих дошкольников, воспитатель занимается расширением опыта ребенка, формированием у него новых психических качеств.
Оказывая содействие познанию окружающего мира, развивая воображение ребенка младшего дошкольного возраста, игра вместе с тем является своеобразной школой воли ребенка. Чем ярче содержание детской игры, чем оригинальнее их замысел, чем большее количество детей участвуют в ней, тем в большей степени ребенок вынужден действовать, руководствуясь общей целью и правилами игры, а не под влиянием мимолетных желаний.
Игра развивает чувства и ум ребенка, а также произвольность и преднамеренность действий. В игре вырабатывается умение считаться с запросами группы, действовать сообща. Именно в этом заключается сущность игровой деятельности в психическом развитии ребенка-дошкольника.
Однако игра в жизнедеятельности дошкольника не является его единственной деятельностью. На развитие игровой деятельности оказывают влияние знакомство дошкольников с окружающим. Ее содержание обогащается опытом, который ребенок приобретает в быту, в процессе выполнения трудовых заданий, а также в ходе определенных занятий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6328.— ЭБС «IPRbooks»
2. Большой психологический словарь/ под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М., 2014. – 98 с.
4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2014 г. –120 с.
5. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память, внимание. – 3-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
6. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика. – 2005– 144 с.
9. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
10. Павлова Т.В. Психологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.13. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 21 с.
11. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с.
12. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992. – 256 с.
13. Савинов, А. М. Целеполагание в педагогической деятельности преподавателя рисунка / А. М. Савинов // Искусство и образование. – 2010. – № 3 (65). – С. 30-37.
14. Савинов, А.М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук/А. М. Савинов – М., 1999. – 240 с.
15. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
16. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.
17. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2008.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1137.— ЭБС «IPRbooks»
18. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2010.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926.— ЭБС «IPRbooks»