Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что эффективность деятельности, напрямую зависит от развития инновационных технологий и последних трендов рынка на международной арене. На примере развитых стран доказано, что, чем больше в стране эффективно конкурентоспособно работающих предприятий в значимых секторах экономики: строительстве, промышленности, в области высоких технологий и прочих отраслях, тем весомее вклад этих предприятий в ВВП, вследствие чего обеспечивается рост экономического развития страны.
В настоящее время государство признало способность инновационного бизнеса вносить существенный вклад в развитие экономики, ориентированной на новые технологии, посредством предоставления новых рабочих мест, насыщения потребительского рынка, улучшения социально-экономической сферы и благодаря ряду законодательных актов, регулирующих деятельность малых предприятий, способствует их развитию по сегодняшний день.
Проблематика исследования подтверждается тем, что сегодня в России власти в полной мере понимают необходимость и значимость развития инновационной деятельности. Вместе с тем, если учесть относительно небольшой опыт развития предпринимательских отношений, что обусловлено практически семидесятилетним запретом на ведение бизнеса в советский период истории нашей страны, и нестабильную экономическую и геополитическую обстановку, требуется продолжение формирования соответствующей институциональной базы и реализации на практике реальной помощи экономических субъектов, к занятию инновационным предпринимательством, их поддержка и защита являются задачами актуальными и значимыми.
Дело в том, что на современном этапе рыночной экономики высокий уровень конкуренции считается нормальным явлением, поэтому предприятие вынуждено посредством инноваций и инновационного процесса, находить и создавать оригинальные конкурентные преимущества своей продукции. Инновационные преобразования затрагивают все сферы деятельности предприятия и должны быть направлены в первую очередь на удовлетворение общественных потребностей. То есть, в настоящее время, без применения инноваций невозможно создать наукоемкую конкурентоспособную продукцию.
Инновационная деятельность подразумевает высокий уровень риска, а также большие финансовые затраты, поэтому, к вопросу внедрения инновации надо подходить сознательно, рассчитав заранее целесообразность и риски.
Технология формирования инновационной деятельности должна включать в себя этапы сбора и анализа необходимой информации, прогнозирование результатов инновационной деятельности, реализацию творческого потенциала трудового коллектива, наличие нормативной базы и отлаженных механизмов принятия решений.
В российской практике особенно важна стадия завершения инновационного процесса и выхода продукта (инновации) на рынок, потому что большое количество инновационных идей не доходят до стадии реализации в силу недостаточности инвестиций и по другим причинам.
Предметом исследования является макроэкономика.
Объектом исследования является инновационная экономика.
Цель курсовой работы заключается в определении роли инновационной экономике в России на современном этапе развития.
Задачами работы являются:
-раскрыть понятие и виды инноваций;
-обозначить роль инноваций в экономике;
-рассмотреть зарубежный опыт инновационного развития экономики;
-дать оценку государственной поддержки инновационной экономики;
-проанализировать состояние развития инновационной экономики;
-выявить проблемы инновационного развития Российской Федерации;
-раскрыть пути развития инновационной экономики в России.
1. Теоретические аспекты инновационной экономики в России
1.1. Понятие и виды инноваций
Термин «инновация» очень широко используется в различных сферах экономики и менеджмента, поэтому, для уточнения понятия «инновация» необходимо рассмотреть взгляды различных авторов на сущность данного явления. Изучение подходов к определению сущности инновации и инновационной деятельности позволит нам выявить неоднозначность толкования термина с разных точек зрения. Рассуждая об инновациях и ускоренном формировании инновационной экономики, принято полагать, будто инновация – это детище настоящего времени. Однако на наш взгляд, это не так. Проанализируем историческую эволюцию подходов к изучению термина «инновация».
Определение «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в XIX в. и означало тогда введение некоторых элементов одной системы в другую. Закономерности технологических нововведений стали изучаться только в начале XX века.
Значительный вклад в изучение инновационной деятельности внес Й.А. Шумпетер, обосновавший созидательную роль кредита, его «покупательную силу» в новаторской деятельности. Им же определено функциональное назначение инновационной сферы: коммерческий анализ потенциальных потребностей инноваций; поиск перспективных идей, источников функционирования; организация создания и внедрения новшества; тиражирование; поддержка и утилизация. В 1911 году в своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер впервые выделил инновационность, как основную отличительную черту предпринимательства. В своей книге Й. Шумпетер трактует понятие «предприниматель» как «новатор». Он пишет: «…предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент». Й. Шумпетер понимал под инновациями использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения коммерческих задач и видел в них источник развития экономических систем. Переход из одного уровня качества на другой, процесс, когда производственная система переходит в иную плоскость с новыми, более качественными параметрами, также подразумевается им как некая инновация. По словам Шумпетера Й.А., «радикальные» инновации определяют облик крупных перемен в мире, тогда как «инкрементальные» инновации наполняют собой процесс изменений непрерывно .
Согласно с Шумпетером Маршалл А. говорил об инновационном характере предпринимательства. Он был убежден, что предпринимательство всегда связано с инновациями, подразумевая нововведения и новшества. Однако следует заметить, что в отличие от Шумпеттера Й.А., Маршалл А. никогда не отождествлял понятия предпринимателя и инноватора. Он утверждал, что действительная роль предпринимателей в жизни общества состоит в том, что они своими новшествами создают новый порядок, что влияет на процесс развития общества.
А. Маршалл выделяет несколько путей инновационного развития:
1. создание нового материального блага;
2. внедрение нового способа производства:
3. завоевание нового рынка сбыта;
4. использование нового вида сырья;
5. ведение новой организации дела.
Особое развитие инновационная деятельность получила в постиндустриальном обществе. Исследование Д. Белла в книге «Постиндустриальное общество» определяет инновационный характер новых социально-экономических условий развития предприятий с учетом повышения качества жизни населения в рыночных условиях. Он разделяет процесс производства на три сектора: сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг. В третьем секторе доминирует спрос на наукоемкие технологии, информацию и знания, т. е. на информационные, интеллектуальные и организационные инновации.
Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. используют понятия инновация и нововведение как синонимы, подразумевая под ними запуск в производство нового продукта, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнеса.
Напротив, Гохберг Л.М. считает, что необходимо разграничивать понятия «новшество» и «инновация». Новшество он определяет, как оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ, а какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического и другого вида эффекта .
Сироткина Н.В. идентифицирует понятия «нововведение» и «инновация», подразумевая под данным термином прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Однако автор рассматривает инновацию и как процесс. Сироткина Н.В. пишет: «инновация – это комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения определенных потребностей» .
Современный этап развития экономики предусматривает переход ведущих стран к инновационному развитию общества и формированию на этой базе абсолютно новой модели экономики. Термин «инновация» зародился в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российский Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»». URL:http://fcpir.ru/upload/iblock/4d0/PP-GP.pdf.
2. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. Утверждена Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года, [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.05.2020).
4. Анисимов Ю.П., Полукеева А.В. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия // Развитие предприятий машиностроения в России: проблемы, опыт, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 41–48.
5. Баранчеев В.П., Мартынов Л.М. Механизм инновационного развития организации // Изобретательство. 2019. № 7. С. 11–28.
6. Власова В.В., Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. Спрос на инструменты государственной инновационной политики со стороны предприятий высокотехнологичных отраслей // Наука. Технологии. Инновации. Экспресс-информация. НИУ ВШЭ. 4 июля 2019 г. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/07/04/1477949063/NTI_N_134_04072019.pdf.
7. Власова В.В., Рудь В.А. Глобальный инновационный индекс-2019 // Наука. Технологии. Инновации. Экспресс-информация. НИУ ВШЭ. 24 июля 2019 г. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/07/24/1481487665/NTI_N_137_24072019.pdf.
8. Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Инновационная деятельность // Основы инновационного менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.В. Коссова. М.: Магистр. 2019. С. 37–74.
9. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2015. 235 с.
10. Данилкова Е.Б. Проблемы и перспективы перехода страны от сырьевой к инновационной экономической модели // Актуальные проблемы региональной экономики и территориального управления: сборник статей. Воронеж. 2019. № 15. С. 14–17
11. Винокуров В.И. Теоретические аспекты инновация // Вестник науки и образования, 2019 - №6 –С. 39-40
12. Емельянова Н.В. Отечественный и зарубежный опыт формирования и развития инновационных кластеров // ИННОВАТИКА-2018: Сборник материалов XIV Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, 2018. С. 473-476.
13. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019.
14. Ксенофонтова О.Л. Опыт зарубежных стран по созданию и функционированию кластеров: модельный подход // Экономические науки «Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение», 2017. № 2 (42). С. 36-42.
15. Кто и сколько инвестировал в стартапы в 2019 г. // Inc. 18 декабря 2019 г.URL:https://incrussia.ru/understand/vc-2019/.
16. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: избранные труды: Экономика, 2017. 767 с.
17. Манбетова Ю.Е. Влияние инноваций на экономическую эффективность производства [Текст]: в сборнике: Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России, 2018. 90-91 с.
18. Российская наука в цифрах / В.В. Власова, Л.М. Гохберг, Е.Л. Дьяченко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 13. URL: https://issek.hse. ru/mirror/pubs/share/215179745
19. Рудаков В., Рощина Я., Битокова Л. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов // Мониторинг экономики образования. 2019. № 1 (133). С. 16.
20. Смертина П. Стартапу никто не поможет // Ведомости. 22 мая 2019 г. С. 15.
21. Сироткина Н.В., Чупрова И.Ю. Инновационная стратегия развития высокотехнологичных регионов. Новый взгляд с позиции формирования экономики знаний // Регион: системы, экономика, управление. 2016. № 3 (34). С. 36–42.
22. Угнич, Е. А. Развитие сферы высоких технологий: роль венчурной экосистемы // Государственное управление. Электронный вестник. — 2016. №54. С.161–185
23. Флек, М. Б. Совершенствование организации высокотехнологичных производств: индустриальная модель / М. Б. Флек, И. В. Богуславский, Е. А. Угнич // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2018. — Т.18 — №1–2. — С. 342–348.
24. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 2015. 452 с.
25. Юрьев В.М., Чекулина Т.А. Формирование концепции инновационного развития экономики с позиций практико-ориентированного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2019. № 12–2. С. 421–427.
26. Яковец Ю.В. Эффективное использование научных открытий и изобретений – основа стратегии инновационного прорыва. М. : ИНЭС – МИСК, 2018. 104 с.