Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы преподавания дисциплин профессиональных модулей в сфере профессионального образования……………………………..7
1.1. Среднее профессиональное образование: организационно-методическая характеристика………………………………………………………………….…7
1.2. Особенности реализации дисциплин профессиональных модулей в сфере профессионального образования……………………………………………….14
Глава 2. Организация преподавания дисциплин профессиональных модулей в среднем профессиональном образовании на примере специальности «Экономика и бухгалтерский учет»…………………………………………...19
2.1. Профессиональные модули в структуре учебного плана специальности «38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет»…………………….……………19
2.2. Содержание профессионального модуля «ПМ.04 Составление и использование бухгалтерского учета» и особенности преподавания дисциплин, входящих в его структуру………………………………………....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………….………..32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время весьма значимым является вопрос преподавания дисциплин профессиональных модулей в сфере профессионального образования. Прежде всего, профессиональное образование должно быть практико-ориентированным. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у учащихся не только определенных знаний, навыков и умений, но и самостоятельности, набора определенных компетенций, которые обеспечат человеку в будущем полноценную жизнь, будут способствовать решению ряда жизненно важных проблем, принятию эффективных решений [Боголюбов, c. 210-223].
Актуальность изучения различных подходов к организации обучения студентов дисциплинам профессионального модуля, в том числе, экономике и бухгалтерскому учету, диктуется изменениями, происходящими в современной образовательной системе [Кузнецова, c.101-112].
Тенденция к поиску наиболее эффективного средства преподавания дисциплин профессионального модуля до сих пор остается актуальной. Экономика и бухгалтерский учет – довольно сложная специальность, требующая специфического подхода к изучению. Это обусловлено практической и социально-экономической значимостью данного предмета. Тем не менее, до сих пор остается ряд сложностей в преподавании данной специальности.
Степень разработанности тематики. Изученность и разработанность данной тематики находится на низком уровне. В литературе предложено немало приемов и средств, которые могут использоваться для преподавания дисциплин профессионального модуля по специальности «экономика и бухгалтерский учет». Однако теоретические и практические положения относительного применения различных подходов при изучении экономики и бухгалтерского учета, все еще остаются мало разработанными. В настоящее время нет методических указаний, рекомендаций по применению организации преподавания дисциплин профессионального модуля.
Объект исследования – особенности преподавания дисциплин профессионального модуля в среднем профессиональном образовании.
Предмет исследования – особенности преподавания дисциплин профессионального модуля на примере специальности «Экономика и бухгалтерский учет».
Цель исследования – рассмотреть особенности преподавания дисциплин профессионального модуля на примере специальности среднего профессионального образования «38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет».
Задачи исследования:
1. Выявить специфику среднего профессионального образования, его организационно-методическую характеристику.
2. Рассмотреть особенности реализации дисциплин профессиональных модулей в сфере профессионального образования.
3. Проанализировать профессиональные модули в структуре учебного плана специальности «38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет».
4. Рассмотреть содержание профессионального модуля «ПМ.04 Составление и использование бухгалтерского учета» и особенности преподавания дисциплин, входящих в его структуру
5. Сформулировать практические рекомендации по преподаванию дисциплины профессиональных модулей в системе среднего профессионального образования
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных.
Степень изученности темы.
Теоретическая значимость. Заключается в уточнении системы понятий, обосновании существующего направления организации профессионального обучения в системе профессионального образования, отборе и систематизации учебных и методических материалов, касающихся преподавания дисциплин профессионального модуля по специальности «38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет».
Практическая значимость. Заключается в возможности использования предложенных разработок для организации преподавания дисциплин профессионального модуля по специальности «39.02.01. Экономика и бухгалтерский учет».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Среднее профессиональное образование: организационно-методическая характеристика
Организацию обучения по специальности регламентирует Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности «38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет».
Область применения. Стандарт представлен совокупностью требований, обязательно к исполнению. он регламентирует реализацию среднего профессионального образования по специальности «38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет» по отраслям. При помощи данного стандарта организовывается профессиональная образовательная деятельность участников педагогического процесса.
Стандарт является обязательным для всех образовательных организаций среднего образования, которые имеют право на реализацию имеющихся программ подготовки специалистов среднего звена. Стандарт предназначен для учреждений, имеющих государственную аккредитацию на территории Российской Федерации. В соответствии со стандартом, право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям «38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет», право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по изучаемой специальности имеют образовательные организации, при условии наличия у них соответствующей лицензии на образовательную деятельность.
Допускается сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена. При этом могут использоваться ресурсы нескольких образовательных учреждений. При реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы, наряду с образовательными организациями также могут участвовать и медицинские организации, культурные организации, физкультурные и спортивные организации при условии, если они обладают всеми ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности, а также для проведения учебной и производственной практики, осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
Характеристика подготовки по специальности. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации. Сроки получения СПО по специальности «38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1.
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Таблица 2.
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются: а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения: на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года; б) для инвалидов и лиц с
Фрагмент для ознакомления
3
монография / науч. ред. Л. Н. Боголюбов. ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО. М.; СПб.: Нестор-история, 2014. - 320 с.
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / под ред. Ю. И. Сигалова, А. И. Трубилина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 366 с.
3. Бухгалтерская финансовая отчетность: учебник, под ред. Нечитайло А., Панкова Л. и др. – Феникс, 2013 г. – 656 с.
4. Введение в проектную деятельность. Синергетический подход: учебное пособие / И. В. Кузнецова, С. В. Напалков, Е. И. Смирнов, С. А. Тихомиров; под редакцией Е. И. Смирнова. — Саратов: Вузовское образование, 2020. — 166 c. — ISBN 978-5-4487-0663-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92644.html.
5. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Электронный ресурс]/ Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.— Электрон. текстовые данные. - Москва: Логос, 2014.— 335 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51634.html.
6. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИСИ-ДАНА, 2015. - 320 с.
7. Дмитриева Н.В. Сотрудничество всех участников образовательного процесса как одно из условий социализации школьников // Вестник ТГПУ. - №4(106). – 2017. – С.145-150.
8. Жилина, А.И. Аналитический взгляд на универсальные учебные действия в федеральных государственных образовательных стандартах и их интерпретации [Текст] / А.И. Жилина // Человек и образование. – 2016. - №4(49). – С.15-20.
9. Зиангирова, Л. Ф. Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности: монография / Л. Ф. Зиангирова. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 163 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31944.html
10. Касьянова Г. Отчетность: бухгалтерская, налоговая и статистическая, - АБАК, 2014 г. – 352 с.
11. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: Учебник, 5-е изд., изм. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2018 г. — 776 с.
12. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник / Н. П. Кондраков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. –502 с.
13. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.2000 г. № 60.
14. Организация проектной деятельности обучающихся: хрестоматия / Е. С. Полат, А. М. Болдырева, Е. А. Пеньковских [и др.]; составители В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86374.html
15. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министра финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н.
16. Пожидаева Т.А. Практикум по анализу финансовой отчетности: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2017. – 310 с.
17. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская отчетность организаций», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н
18. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.
19. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.
20. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (с изм., утв. Приказом Минфина РФ от 24.03.2000 № 31н).
21. Симбирцева, Н.А. Какая она – современная педагогика? (по поводу Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век») [Текст] / Н.А. Симбирцева // Приглашаем к дискусиии. - №1. – 2015. – С. 98-102.
22. Тарасова, О. П. Организация проектной деятельности: учебное пособие для СПО / О. П. Тарасова, О. Р. Халиуллина. — Саратов: Профобразование, 2020. — 164 c. — ISBN 978-5-4488-0723-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: ю….
23. Чеглакова С. Анализ финансовой отчетности. – Букиническое издание, 2017 г. – 288 с.
24. Чечевицына Л.Н. Чечевицын К.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.Учебник . – Ростов н/Д,Феникс, 2013-368 с.
25. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 310 с.