Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В сложных современных условиях особенно остро чувствуется, что воспитать полноценное поколение, способное построить гуманное общество, невозможно без глубокого усвоения им нравственной культуры, духовных достижений. И только совместными усилиями школы и семьи можно достичь желаемых результатов.
Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Общеизвестным является тот факт, что для ребенка общие семейные повседневные радости и горести, успехи и неудачи – это источник, из которого рождаются чуткость и доброта, бережное отношение к людям.
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей, нравственного поведения подрастающего поколения, в первую очередь, в государстве является актуальной. На учащуюся молодежь, все более очевидным, есть влияние молодёжной субкультуры, оторванной от общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, многовекового наследия русского народа.
Проблеме воспитания нравственного поведения личности внимание уделялось во все времена развития человеческого общества. Не утратила актуальность эта проблема и сегодня.
Цель работы – проанализировать и дать характеристику особенностей классификации методов формирования нравственного поведения.
Объект исследования – теоретические аспекты и особенности формирования нравственного поведения.
Предмет исследования – особенности классификации методов формирования нравственного поведения и их характеристика.
Задачи исследования:
- изучить и описать суть понятия «нравственное поведение» и его составляющие;
- рассмотреть направления и формы нравственного воспитания;
- охарактеризовать методы формирования нравственного поведения как основа нравственного воспитания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Суть понятия «нравственное поведение» и его составляющие
Бесспорно, родители формируют личностные качества ребенка на фундаменте, заложенном не только наукой, но и народной педагогикой, в частности народной деонтологией.
Народная деонтология отстаивает сферу обязательного в мыслях и поступках каждого человека. Это, то обязательное, без чего невозможно воспитание настоящего человека (воспитание у детей трудолюбия, любви к родной земле, уважения к старшим людям и т.д.).
Идеалы и нормы морали создавались веками у каждого народа, а утверждались и совершенствовались в практике поведения и взаимоотношений. Сейчас все больше утверждается мнение, что особенности различных исторических эпох влияли на формирование определенных нравственных представлений, правил поведения, воспитательных идеалов в нравственном становлении личности.
В философском понимании нравственное воспитание – это воспитательная деятельность школы и семьи, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков, привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности [13; 22].
С педагогической точки зрения нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный и систематический влияние на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Обобщая сущность предыдущих мыслей, приходим к выводу, что нравственное воспитание – это многогранный, целостный системный процесс, который обеспечивает формирование нравственного сознания личности, ее чувственно-эмоциональной сферы, гуманного отношения к окружающей действительности, способностей выстраивать гуманные взаимоотношения с людьми, понимать и творить добро и красоту в жизни.
Итак, проанализировав мнения и трактовки сущности и особенностей понятия «нравственное воспитание», приходим к выводу, что нравственное воспитание является процессом усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование нравственного чувства, устойчивых моральных качеств и навыков нравственного поведения.
Понятие «поведение» тесно связано с понятием «деятельность». Но в отличии от категории «деятельность» понятие «поведение» применяется «для характеристики не всегда осознаваемых форм и стереотипов самовыражения индивида в социальном окружении». Деятельность не может быть сведена к поведению, ведь в деятельности происходит становление, развитие нравственных норм, принципов, а поведение выступает как форма их выражения в повседневной жизни.
Естественно, что любое поведение, поступок человека подлежат нравственной оценке и могут быть квалифицированы с точки зрения нравственности.
В психологии моральное поведение рассматривается как динамическое образование личности, постепенно формируется, проявляется и видоизменяется в течение жизни человека в процессе поведения в тех или иных ситуациях [16; 29].
Стремление человека гармонизировать, усовершенствовать общественные отношения выражается в гармоничном сочетании нравственного и эстетического. Стоит отметить, что в истории эстетики определяющим является мнение о связи эстетических категорий прекрасного, гармонии и меры с этическими категориями истины, блага, добра. Еще Аристотель отмечал, что человек «является общественным животным и по природе своей создан для сожительства с другим человеком». По его мнению, при эстетической оценке человека следует исходить из его сущности: прекрасное должно тесно сочетаться с общественной моральной природой личности.
Итак, нравственная ценность красоты с древнейших времён считается ориентиром эстетических устремлений человечества.
В современных научных представлениях нравственное воспитание характеризуется с помощью следующих понятий: «мораль», «нравственность», «моральное сознание», «нравственные чувства», «нравственные привычки», «нравственная направленность». Рассмотрим сущность родственных понятий с тем, чтобы основательно раскрыть сущность процесса нравственного воспитания:
- мораль – специфический тип регуляции отношений между людьми, направленной на их гуманизации на основе общего блага;
- нравственность – внутренний настрой индивида действовать согласно своей совести и свободы, свободы;
- нравственные чувства – чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе;
- моральное сознание – качество, отражающее реальные отношения и регулирующее моральный аспект человеческой деятельности;
- нравственные привычки – устойчивые формы поведения, которые являются внутренними потребностями личности и проявляются в любой ситуации и условиях;
- нравственная ориентация – устойчивая социальная позиция личности, основанная на идеологической основе мотивов поведения и проявляющаяся в различных условиях как личностная черта;
- нравственная воспитанность – интегральное качество личности, характеризующееся определенным уровнем сформированности морально-ценностной сферы личности;
- нравственные ценности – выборочная, относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности к нормам общечеловеческой морали;
- нравственное воспитание учащейся молодежи в условиях общеобразовательной школы – взаимодействие учеников и учителей в специально созданных условиях с целью привлечения их к общественному опыта и культуры (социализации), с одной стороны, и развития у них уникальных личностных качеств (индивидуализации) с другой [1; 25].
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира, в ходе исторического развития общества, в процессе гармонизации отношений между человеком, обществом и природой. Ценность имеет значение предмета для человека как субъекта культуры.
Узнать культуру как целостное социальное образование можно на уровне теоретического анализа и обобщения фактического материала. Культурная жизнедеятельность человека исследуется через обращение к ее отдельных сфер, например, художественной, религиозной, научной, политической, морально-правовой культуры, поэтому необходимо учитывать контекст, в котором употреблён термин «культура». В частности, на Западе феномен культуры рассматривают, прежде всего, в социально-этнографическом плане, поскольку объектом изучения являются традиции, обычаи, мифы, верования, быт отдельных народов.
1.2. Направления и формы нравственного воспитания
Нематериальную или духовную культуру формируют составляющие:
1) духовный мир человека и ее деятельность в создании духовных «вещей» (творчество ученых, писателей, художник);
2) результаты духовной деятельности (духовные ценности, нормы, образцы поведения, законы, церемонии, ритуалы, обычаи, традиции, мифы, произведения искусства).
В сферу духовной культуры относят религию, науку, образование, письменность, язык. Любой объект нематериальной культуры требует