Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что безработица и занятость населения принадлежат к наиважнейшим макроэкономическим проблемам, которые имеют самое прямое и сильное воздействие на каждого человека. Лишиться работы для многих людей — значит прийти к шаткому экономическому положения и изменить привычный уровень жизни. Занятость населения выявляет один из существеннейших аспектов социального развития человека, который прежде всего связан с удовлетворением его потребностей в сфере труда.
Проблема трудоустройства и занятости является одной из ключевых в становлении эффективной самореализации молодежи, от решения которой зависит уровень и качество жизни населения страны в целом.
Безработица порождает не только экономические последствия, но и серьезные нравственно- психологические, социальные и политические проблемы. У безработного человека отмечается снижение уровня самооценки, он чувствует себя лишним и не нужным в обществе, все это сказывается отрицательно на нравственном облике человека, наносит вред его психологическому и физическому здоровью, подрывает устой семьи, а далее человек способен пойти на крайние поступки и преступления, чтобы заработать деньги.
Цель курсовой работы - разработка перспективных предложений повышения эффективности мероприятий, проводимых в рамках государственной политики в сфере занятости молодежи.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
‒ определить сущность и причины безработицы;
‒ рассмотреть виды безработицы;
‒ изучить современное состояние безработицы;
‒ раскрыть особенности и тенденции проявления безработицы в РФ;
‒ предложить пути снижения безработицы среди молодежи.
Предметом исследования являются отношения возникающие в процессе функционирования рынка труда.
Объектом исследования является занятость и безработица как социально-экономическое явление.
Теоретической основой исследования являются теории и концепции экономистов классиков, статьи экономистов.
Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебники и учебные пособия, материалы конференций, данные федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовые документы РФ, которые в системном порядке излагают основные проблемные и актуальные вопросы избранной темы в России и в странах с развитой рыночной экономикой.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Понятие, причины и виды безработицы
Безработица — социально-экономическое явление, которое рассматривается как неимение занятости у отдельной, большей или меньшей части экономически активного населения, которая обладает высоким желанием трудиться.
По методологии МОТ: «Безработные - лица трудоспособного возраста и старше, не имеющие работы, занимающиеся поиском работы и готовы приступить к ней. Из данной численности отдельно выделяют безработных, которые официально зарегистрированы в органах государственной службы занятости и получили этот статус в соответствии с законодательством о занятости».[21]
В России статус безработного сформулирован жестче: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.[1]
Современная экономика, безработицу оценивает как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Безработица способна:
- улучшить качественную структуры рабочей силы, повысить уровень ее конкурентоспособности как товара;
- создать новейшие мотивационные механизмы, которые будут соответствовать отношению к труду;
- повысить уровень самоценности рабочего места и укрепить связи человека с трудом;
- сформировать трудовое резерв на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.
В связи с этим, значительный интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям.
Рассмотрим формы безработицы по причинам ее возникновения (см. Приложение 1).[36]
Также, выделяют классификацию форм безработицы в зависимости от ее продолжительности (см. рисунок 1).[36]
Помимо причин возникновения безработицы и ее продолжительности, также рассматривают безработицу, в зависимости от внешней формы ее проявления (см. рисунок 2).[36]
Закономерным продолжением предложенной классификации форм безработицы считается се структуризация по половозрастным, профессионально-квалификационным и социально-демографическим признакам (см. рисунок 3).[36]
Полная картина безработицы отражается изучением совокупности показателей, наиважнейшими из которых представляются уровень безработицы и ее продолжительность.
Рассмотрев основные формы безработицы, определим формулу расчета безработицы (см. формула 1).[21]
УБ = (Б : ЭАН) х 100%, (1)
где Б - удельный вес численности безработных;
ЭАН – численность экономически активного населения, выраженный в процентах.
Естественный уровень безработицы рассчитывается по формуле 2. [21]
где u* – естественный уровень безработицы;
uфрикц. – уровень фрикционной безработицы;
uструкт. – уровень структурной безработицы;
Uфрикц. – численность фрикционных безработных;
Uструкт. – численность структурных безработных;
L – численность рабочей силы (экономически активного населения).
Уровень безработицы рассчитывается как по методологии МОТ, так и в соответствии со особыми законодательными нормами государства.
Если уровень безработицы рассматривают по методологии МОТ, то, она изучается и проводится в виде периодического выборочного обследования, опроса населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости (в России эту работу проводит Федеральная служба государственной статистики). Обследование населения по проблемам занятости в Российской Федерации ведется во всех регионах с квартальной периодичностью на базе выборочного метода наблюдения с дальнейшим распространением итогов на всю численность населения в возрасте от 15 до 72 лет. Данная методика апробирована во многих странах мира и дает возможность с наиболее высокой степенью достоверности получать данные о реальном состоянии рынка труда, субъектами которого также представляются граждане, которые не состоят на учете в государственной службе занятости населения, но которые ищут работу собственными силами или же прибегают к услугам коммерческих организаций.[21]
Федеральная служба по труду и занятости РФ, уровень безработицы рассчитывает на базе численности официальных безработных, которые были зарегистрированы в ее органах в установленном законом порядке. Данная информация требуется для оценки состояния официального рынка труда, определения динамики обращения граждан в службы занятости и планирования статей бюджета, которые будут направлены на выплату пособий, проведение обучения безработных и другие программы стимулирования занятости.[21]
Полное отсутствие безработицы, по оценке многих экспертов, невозможна в рыночной экономике.
По типу поведения на рынке труда, как правило, выделяют четыре группы безработных (см. приложение 2).[21]
Государство заинтересовано в снижении уровня безработицы, поэтому разработан и применяется ряд специальных мер:
- переобучение граждан, оставшихся без работы;
- направление на работу через органы службы занятости;
- выплата пособия по безработице;
- направление (от службы занятости) на досрочное получение пенсии.
Эти меры осуществляются на законодательной основе и воплощаются в жизнь планомерно и регулярно.
Что должен сделать гражданин для получения статуса безработного, рассмотрим в приложении 3.[19]
Если сотрудники службы занятости (СЗ) сочтут, что гражданину по каким-либо причинам нельзя присвоить статус безработного, то этот гражданин вправе через 1 месяц после получения отказа снова обратиться в СЗ.
Статус безработного не присваивается категориям граждан, которые представлены на рисунке 4.[19]
С началом 2020 г. по всему миру распространилась новая инфекция – «коронавирус», которая поставила все страны в непростую ситуацию, т.к. многие страны закрыли свои предприятия, границы, чтобы остановить распространение новой инфекции, которая очень стремительно набрала обороты по распространению. В новых условиях, когда многие предприятия закрылись полностью, кто-то перешел на удаленную работу, кто-то, в сфере общепита, переориентировал свою деятельность только на доставку готовых блюд клиенту, кто-то сейчас начинает по-новому смотреть на все процессы, которые протекают в мире и начинают искать новые формы приложения труда по средствам дистанционной работы и т.п..
В связи со всем вышеназванным, экономика многих стран пришла к тому, что потребуется длительный период времени для возрождения и развития в новых условиях, но пока, по состоянию на сегодняшний день, многие люди во всем мире из-за коронавируса остаются без работы. [20]
Пособие по безработице сегодня могут получить граждане России, которые ищут работу и не могут найти. Чтобы его получить, необходимо встать на учет в центр занятости населения — ЦЗН. На учет могут также встать лица, кто ранее никогда официально не работал, а также те, кто уволился по каким-либо причинам. Размер пособия напрямую зависит от причины увольнения гражданина, но, человек в любом случае будет получать какую-то сумма. [23,34]
На учет не поставят лиц, у которых уже есть официальная работа или они занимаются какой-либо деятельностью, которая может приносить доход, например, если открыто ИП. [23,34]
Вставать на учет в центр занятости нужно строго по месту жительства. Однако, по временной регистрации сделать это не получится. [23,34]
Пособие назначают, если в течение 10 дней центр занятости не может найти человеку подходящую работу.
1.2. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда
Для того, чтобы говорить о занятости молодежи и молодежной безработице, нужно рассмотреть вопросы кадрового потенциала среди молодежи.
Кадровый потенциал начинает формироваться, как правило, еще на стадии, когда будущий сотрудник только приходит в ВУЗ, чтобы получить знания и навыки, которые после окончания ВУЗа позволят ему раскрыться как профессионалу. В связи с тем, что сегодня качество подготовки в ВУЗах в большинстве случаев очень низкое, то на выходе мы получаем будущих работников, которые ни к чему не приспособлены, не имеют никаких практических навыков, теорию тоже не могут применить на практике. В этом случае мы можем говорить о том, что в ряде случаев мы имеет низкий кадровый потенциал во многих регионах страны. Большинство коммерческих ВУЗов в нашей стране, в настоящих условиях развития системы высшего образования, не могут на все 100% выпускать конкурентоспособный продукт, потому как не проходят аттестацию по международным стандартам и для многих специальностей и профессий в нашей стране в принципе нет профессиональных стандартов, которые бы отвечали определенным международным требованиям.
Большой процент выпускников по разным направлениям подготовки и специальностям не работают по той специальности, которую получили.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.04.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/3813b3a4a7fe21aca780c4ff2eb80cb99f0cbf72/
2. Артюхова В.В.. Особенности положения выпускников вузов на рынке труда. Трудоустройство и социальная адаптация молодежи в современных условиях: материалы VI международной научно-практической конференции (19 ноября 2014 г.) / Под общ. ред. канд. филос. наук, доцента Меркулова П.А., канд. ист. наук, профессора А.А. Харченко. – Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. – С. 153-156
3. Афонина Т.Н., Матросов А. Показатели осознанности выбора специальности как фактор успешной адаптации студентов к условиям профессионального обучения. ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Орловский филиал) Трудоустройство и социальная адаптация молодежи в современных условиях: материалы VI международной научно-практической конференции (19 ноября 2014 г.) / Под общ. ред. канд. филос. наук, доцента Меркулова П.А., канд. ист. наук, профессора А.А. Харченко. – Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. – 323-329 с.
4. Бахтигареева А.А. Государственная политика в области трудоустройства молодежи // Экономика и социум. № 1-1(10). 2014. С. 92-98.
5. Безбородова Т. М., Давыденко А. А. Безработица среди молодежи в России//Сибирский торгово–экономический журнал. – 2016. – №4. – С. 53–55
6. Грачева Ю.В. Гендерные особенности как фактор профессионального самоопределения и трудового выбора студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 4. С. 99-106.
7. Елисеев А.Л. Государственная молодёжная политика: от прошлого к настоящему // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. Т. 4. № 1. – С. 77.
8. Знарикова В.Ю. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2014. № 1. – С. 64-68.
9. Кислович А. И., Кардабнев А. А. Проблемы молодежи в ситуации безработицы//Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: материалы Всерос. научно–практ. конф. с международным участием. – Грозный. – 2017. – С. 215–219
10. Климова Н.В., Шубич А.В. Проблема безработицы молодежи в России. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Развитие экономики и менеджмента в современном мире». Воронеж: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. – С. 338-340
11. Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. – С. 49-56.
12. Клявлина А. И. Безработица среди молодежи в современной России//Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: сб. науч. ст. участников Междунар. научно–практ. конф.: в 3 т. Т. 3. – Уфа. – 2017. – С. 156–160. 9. Чернышева Н. И. Пути решения современной проблемы молодежной безработицы в современном обществе//Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. – 2014. – С. 155–160
13. Лутохина Э.А. Молодежный сегмент рынка труда в условиях формирования инновационной экономики. Трудоустройство и социальная адаптация молодежи в современных условиях: материалы VI международной научно-практической конференции (19 ноября 2014 г.) / Под общ. ред. канд. филос. наук, доцента Меркулова П.А., канд. ист. наук, профессора А.А. Харченко. – Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. – С. 53-57
14. Меркулов П.А. Консервативная модернизация государственной молодёжной политики как фактор устойчивого развития современной России // Власть. 2015. № 8. С. 81.
15. Пыткин А.Н., Волкова В.И. Исследование факторов влияния на процесс взаимодействия образовательных организаций и работодателей // Вестник Пермского университета. 2015. № 4. – С.113-122.
16. Щербакова В.П. Государственная молодёжная политика как фактор оптимизации социальной адаптации молодёжи // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 4. – С. 289.
17. Труд и занятость в России. 2019: Стат.сб./Росстат Т78 M., 2019. 135 c.
18. Башкатова А. Десятки миллионов россиян будут изолированы от рынка труда. URL: http://www.ng.ru/economics/2020-04-13/1_7842_job.html (дата обращения: 23.04.2020).
19. Безработица – что это, виды, уровни, причины, последствия. URL: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/bezrabotica-chto-ehto-vidy-urovni-prichiny-posledstviya.html (дата обращения: 23.04.2020).
20. Более 10 тысяч москвичей в первый день обратились за пособием по безработице. Официальный сайт мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/71859073/ (дата обращения: 23.04.2020).
21. Галяутдинов Р.Р. Безработица: формы, причины и последствия // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/bezrabotica-formy-prichiny-posledstviya (дата обращения: 25.04.2020).
22. Дробышев Е.А. Проблемы трудоустройства молодежи в условиях современной России: теоретико-прикладной аспект // Социальная политика и социология. 2013. № 2. С. 191-199. Научный журнал КубГАУ, №120(06), 2016 года. URL: http://ej.kubagro.ru/2016/06/pdf/86.pdf (дата обращения: 23.04.2020).
23. Как получить повышенные пособия по безработице из-за коронавируса. Кому, как долго и в каком размере будут их платить. URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/posobie-koronavirus/ (дата обращения: 23.04.2020).
24. Климова Н. В. Проблема молодежной занятости в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда. Научный журнал КубГАУ, №120(06), 2016 года. URL: http://ej.kubagro.ru/2016/06/pdf/86.pdf (дата обращения: 23.04.2020).
25. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Vestnik/2001/vestniksf141.htm (дата обращения: 23.04.2020).
26. Королева А. Безработица в России не станет такой масштабной, как в 90-е. URL: https://expert.ru/2020/04/15/rossii-predrekli-masshtabnyij-rost-bezrabotitsyi/ (дата обращения: 23.04.2020).
27. Кубаткина, А. С. Состояние рынка труда молодежи и проблема безработицы среди молодежи в РФ / А. С. Кубаткина, Д. А. Храмцова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56021/ (дата обращения: 23.04.2020).
28. Мануков C. В мире началась эпидемия закрытия рабочих мест. URL: https://expert.ru/2020/04/3/bezrabotitsa/ (дата обращения: 23.04.2020).
29. Молодежная безработица: современные тренды и последствия. URL: http://www.ng.ru/stsenarii/2017-04-25/10_6981_unemployment.html (дата обращения: 23.04.2020).
30. Новый проект призван найти пути решения проблемы безработицы среди молодежи в Южном Средиземноморье. URL: https://ru.unesco.org/news/novyy-proekt-prizvan-nayti-puti-resheniya-problemy-bezraboticy-sredi-molodezhi-v-yuzhnom (дата обращения: 23.04.2020).
31. Подцероб М/. Что рынок труда предлагает молодым специалистам. URL: https://www.vedomosti.ru/career/articles/2020/02/26/823896-chto-rinok-truda-predlagaet-molodim-spetsialistam (дата обращения: 23.04.2020).
32. Ситникова А.О.. Безработица молодежи как социальная проблема современности и пути ее решения. «Профессиональная ориентация» Электронный 2018, №2 научный журнал. URL: www.pojournal.ru (дата обращения: 23.04.2020).
33. Ситуация на рынке труда может резко ухудшиться. За соблюдением прав работников следит Роструд. URL: https://konkurent.ru/article/27639 (дата обращения: 23.04.2020).
34. Собянин упростил получение пособия по безработице из-за коронавируса. URL: https://www.rbc.ru/society/08/04/2020/5e8df00a9a7947358de0f5a3 (дата обращения: 23.04.2020).
35. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.04.2020).
36. Федеральное агентство по делам молодежи. URL: https://fadm.gov.ru. (дата обращения: 23.04.2020).
37. Экономическая теория. Формы безработицы. URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/formy-bezraboticy.html (дата обращения: 23.04.2020).