Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Грамотное письмо связано с грамотным чтением. Грамотность предполагает культуру чтения и любовь к книге.
Проблема формирования читательских умений тесно связана с историей школы, распространением письменности, возникновением книгопечатания и развитием образования в целом.
Повышение эффективности воспитания средствами литературных текстов обеспечивают следующие условия: целеполагание приоритетов на формирование у учащихся основ гражданских, нравственных и национальных ценностей; наполнение соответствующим содержанием текстовых и затекстовых компонентов учебников во внеурочной работе; учет возрастных, индивидуальных особенностей подростков; личностно-ориентированный подход к детям в процессе взаимодействия на уроках и вне их; внедрение педагогически целесообразных методов совместной работы и обучение в объединениях детей со взрослыми в свободное время; моделирование учебных ситуаций с пропедевтической целью для активизации познавательной деятельности учащихся; готовность учителей к обеспечению надлежащих педагогических условий, оптимизирующих процессы всестороннего воспитания читателей.
Казалось бы, потребность общества в высокообразованных людях должна бы способствовать росту читательской культуры и повышению уровня читательского интереса, однако, к большому сожалению, наблюдается противоположное: весь мир оказался в кризисе чтения. Причин для этого может быть множество, однако самой большой из них является информатизация, компьютеризация всех жизненных сфер. Зато книга в подсознании нашего общества оценивается с напряжением воли, эмоций – то есть с работой.
Современный ученик считает чтение непрестижным, скучным, лишним, отдавая предпочтение экранным средствам получения информации, что стало предметом изучения социологов, психологов и педагогов.
По определению ученых, читательский интерес – это ценностная ориентация, непременно связанная с приятными и неприятными чувствами, позитивными и негативными реакциями индивида, с поддержкой или неприятием.
Конечно, проблема снижения читательского интереса требует внимания всего общества. И самими размышлениями ее не решить.
Степень разработанности темы исследования. В последние десятилетия исследуется проблема чтения психологами, философами, кибернетиками, педагогами, литературоведами.
Информационную базу современных представлений о формировании начинающего читателя составляют труды видных отечественных и зарубежных авторов, таких как Л.И. Беленькая, Т.Г. Бестимец, С.Д. Бородина, В.А. Бородина. М.Я. Дворкина, Е.Ю. Елисина, Н. Клюкина, Н.Ф. Коряковцева, Т.Е. Сабинина, Н.Ю. Савельев, Н.Н. Светловская, Н. Семилет, О.В. Сосновская, В. К. Степанов, И.М. Суслова и др.
Объект исследования – чтение как социальная проблема.
Предмет исследования – процесс формирования читательских предпочтений у подростков.
Цель исследования: изучить читательские предпочтения современных подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть специфику художественной литературы для подростков в современном литературном образовании;
- провести исследование круга подросткового чтения;
- предоставить методические советы по поддержке интереса к чтению у подростков;
- проанализировать влияние исследования путей совершенствования читательских навыков школьников на возникновение интереса к чтению.
Теоретико-методологическая основа. Методология исследования, ставшая базой для формирования адекватного подхода, имеет логико-гносеологический, научно-содержательный и методический уровни.
При освещении объекта исследования было проведено анкетирование. Опрошено 39 школьников в возрасте от 11 до 15 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы средними и высшими специальными учебными заведениями в курсах методики обучения чтению.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем исследования: 23 страницы печатного текста.
Список использованной литературы содержит 20 источников.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты изучения читательских предпочтений современных подростков
1.1 Специфика художественной литературы для подростков в современном литературном образовании
Внимание ученых к художественному феномену современной российской литературы для детей и юношества усилилась в последние годы в связи с появлением новых самобытных детских и юношеских писателей, пересмотром школьных программ по русской литературе и потребностью изменения канона в этой области.
Несмотря на достаточно основательные труды современных литературоведов и их деятельность в развитии изучения детской литературы, возникает потребность в систематизации методологических подходов к рассмотрению этой части современной русской литературы, предстает необходимость определить интерпретационные стратегии для ее рассмотрения.
Понятие «литература для подростков», как отмечает В. Баран, «как самостоятельное явление литература для детей означалась в кругу литературоведческих исследований только под конец ХХ в.», а говорить о подростковой литературе или «литературе для подростков», как ее составную часть, российские литературоведы начали уже в начале ХХІ в. Хотя в трудах зарубежных ученых это понятие начинает рассматриваться значительно раньше. Н.Ю. Савельев подробно анализирует его бытование в американской педагогике, психологии, литературоведении. Он подчеркивает необходимость размежевания понятий «литература для подростков» и «юношеская литература», аргументируя: «Если литература для подростков может освещать любую серьезную или развлекательную тематику, то юношеская литература предусматривает развитие темы становления личности, когда каждое начало нового этапа жизни – это прежде всего «конец света» с точки зрения психологического восприятия сложных ситуаций» . А основная черта «подросткового романа», по ее мнению, – это голос подростка в нем, видение всех болезненных общественных проблем сквозь призму видения в подростковом возрасте.
Понятие о литературе для подростков в современном литературоведении находится в стадии выделения из широкой общественности произведений для детей и юношества и формирование теоретической основы.
Если понятие «литература для детей и юношества» уже устоялось в литературоведческих исследованиях, то понятие «подростковая литература» или «литература для подростков» является новым в научном дискурсе и требует обоснования. В то же время подростковый возраст и подростковая литература «adolescence literature» является чрезвычайно популярной темой для исследований во всем мире. Мону Бхухель, преподаватель индийского колледжа «Jonai Girls’ College» в своем исследовании отмечает то, что подростковый возраст продолжает привлекать внимание во всех аспектах жизни. В частности, подростковое является горячей темой, продаваемое, запрашиваемое, является приемлемым и неизбежным; занимает все больше пространства в дискурсе; особенно в художественной литературе.
Обратившись к анализу терминов, которые обозначают издание для юных читателей, приходим к выводу, что появление термина «подростковая литература» обусловлена развитием национальной литературы, адресованной именно этой возрастной категории. Если в американском литературоведении уже устоялся термин «adolescence literature», о чем говорит в своей статье О. Лущевская и наблюдаем в трудах американских ученых Д. Бартона, Ґ. Гамильтона, М. Левиса и др. то в европейском научном дискурсе не выделяют среди общественности литературы для детей и юношества подростковую, хотя направление научных исследований в этой области активно прогрессирует, о чем свидетельствуют научные работы австрийских, немецких, польских ученых и деятельность общественных организаций по популяризации детского, подросткового и юношеского чтения .
В отечественном литературоведении наблюдается тенденция выделения литературы для подростков в отдельное направление исследований, обусловлена массовым появлением ее на книжном рынке и вниманием к ней юных читателей.
О подростковой книге и ее особенностях размышляют в своих исследованиях В. Баран (Гнидец), Н. Богданец-Білоскаленко, Т. Качак и др. Они выделяют подростковый возраст как составляющую часть детского. Признаем справедливым эту концепцию и заметим, что подростковая литература имеет свои особенности, что позволяет ее выделить в структуре литературы для детей и юношества.
Опираясь на исследования современных российских и зарубежных ученых, можем сформулировать следующее определение: литература для подростков или подростковая литература – это тексты разных родов, видов и жанров, которые соответствуют ценностным, эстетическим и познавательным нуждам личности в подростковом возрасте, имеют свои смысловые и формальные особенности и открыты для коммуникации с читателем соответствующей возрастной категории (10-15 лет). Основной массив литературы для подростков занимают художественные тексты российских и зарубежных писателей, с которыми юные читатели знакомятся на уроках российской и зарубежной литературы, читают в семейном кругу и самостоятельно. Кроме собственно художественных произведений, в круг подросткового чтения входят и другие виды текстов: научно-познавательные, «этические», публицистические, развлекательные, научно-художественные, справочные.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей детей [Текст] / Л.И. Беленькая. – М.: Книга, 1979. – 24 с.
2. Бестимец Т.Г. Воспитание у детей интернета к самостоятельному чтению / Т.Г. Бестимец // Библиотека учителя начальных классов. – 2018. - №21-22. – С. 4-7.
3. Бородина С.Д. Коммуникационная культура библиотек [Текст] / С.Д. Бородина. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 128 с.
4. Бородина В. А. Психология библиотечного обслуживания: науч.-практ. пособ. / В. А. Бородина. – М.: Литера, 2013. – 296 с.
5. Дворкина М.Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде [Текст] / М. Я. Дворкина. – М.: Изд-во ФАИР, 2009. – 256 с.
6. Детская литература. Выразительное чтение [Текст] / сост. А.А. Леонтьева. – М.: Академия, 2014. – 320 c.
7. Детское чтение: феномен и традиция в конце ХХ столетия [Текст] / материалы Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 12-14 мая 1999 г.) Ч. І. – Санкт-Петербург: Профессия, 1999. – С. 137-146
8. Джежелей, О.В. Чтение и литература [Текст] / О.В. Джежелей // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / сост. Т.В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 2010. – 56 с.
9. Елисина Е.Ю. Электронные услуги библиотек: монография [Текст] / Е.Ю. Елисина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2010. – 303 с.
10. Клюкина Н. Каждая книга должна найти своего читателя: из опыта проведения библиографических обзоров [Текст] / Н. Клюкина // Библиотечное дело. – 2011. – № 4. – С. 20–23.
11. Коряковцева Н.Ф. Основные характеристики уровня компетенции зрелого чтеца [Текст] / Н.Ф. Коряковцева // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. – М.: Росток, 2010. – С. 89–75.
12. Сабинина Т.Е. Территория социального партнерства [Текст] / Т.Е. Сабинина // Библиотекарь. – 2011. – №4. – С.44-46.
13. Савельев Н.Ю. Настольная книга библиотекаря [Текст] / Н.Ю. Савельев. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 384 с.
14. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Начальная школа. – 2003. – № 1. – С.11-18.
15. Семилет Н. Читатель изменился. А мы?! [Текст] / Н. Семилет // Библиотечный форум. – 2011. – №2. – С. 17–18
16. Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности [Текст] / О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2008. – 107 с.
17. Степанов В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности [Текст] / В.К. Степанов. – М.: ФАИР, 2009. – 304 с.
18. Суслова И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]: учеб. для вузов / И.М. Суслова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2010. – 600 с.
19. Таращенко А. Образование как канал социальной мобильности: обучение как фактор повышения конкурентоспособности библиотек в социокультурном пространстве региона [Текст] / А. Таращенко // Библиополе. – 2011. – №5. – С. 7-11.
20. Что предпочитают читать наши дети [Электронный ресурс] // Голубева, Е.И. Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале -библиотечной- социологии / Е.Н. Голубева. – Режим доступа: URL: http: //www.rusreadorg.rU/issues/chudinova/ html.