Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на различия предлагаемых определений, приведенная выше группа авторов склонна разделять основания для проведения ОРМ на фактические и формальные (юридические) основания, выступающие в роли поводов проведения ОРМ. С таким делением оснований соглашаются и другие ученые. Действительно, такой подход к определению оснований для проведения ОРМ является наиболее приемлемым и обоснованным, т.к. он в достаточной степени отражает сущность оснований проведения ОРМ.
Вместе с тем существует несколько иной подход к определению фактических и юридических оснований для проведения ОРМ.
Так, Г.Д. Луковников считает, что основания для проведения ОРМ образуют в комплексе определенную систему фактических оснований для проведения ОРМ, под которыми понимаются имеющиеся в наличии у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сведения (фактические данные, содержащиеся в поручениях, запросах и других источниках-поводах), которые свидетельствуют о необходимости и возможности проведения конкретных ОРМ в интересах решения целей и задач оперативно-розыскной деятельности. Под юридическими (правовыми) основаниями проведения ОРМ ученый понимает предусмотренную Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности совокупность ОРМ, а также регламентированные другими законами и нормативными правовыми актами условия и порядок их проведения, дающие субъекту оперативно-розыскной деятельности право и возможность получить, проверить и закрепить (документировать) имеющую значение для первичного материала или дела оперативного учета юридически значимую информацию.
Правовая природа юридических оснований проведения ОРМ выражается в видах и системе ОРМ, предназначенных для получения, проверки и закрепления юридически значимой информации, а также в детальной регламентации общих и частных оснований, условий, порядка проведения и закрепления их хода и результатов.
С таким подходом Г.Д. Луковников не разделяет право субъекта оперативно-розыскной деятельности проводить ОРМ с основаниями для их проведения, фактически смешивая указанные понятия воедино, считая, что они в совокупности образуют «основания для проведения ОРМ». Вместе с тем наличие в Законе указания на право проводить определенные ОРМ (или их комплекс) само по себе не исключает возможности их проведения без соответствующих оснований, т.е. произвольно, без цели отыскать следы преступления, без наличия данных, определенных законом. Ученый отождествляет юридические основания для проведения ОРМ с их правовой природой, с чем также вряд ли можно согласиться.
Юридические основания для проведения ОРМ выступают в роли отправной точки, которая дает возможность правоприменителю приступить к проведению ОРМ. Юридические основания в таком случае выступают в качестве поводов для проведения ОРМ.
Требование иметь фактическое основание для производства ОРМ крайне необходимо для упорядочивания ОРД, придания ей целенаправленности, обеспечения экономного использования государственных средств, выделяемых на борьбу с преступностью, а также для рационального использования людских ресурсов.
Важно подчеркнуть, что без фактических оснований ОРМ проводиться не могут, так как иное означало бы разрешение проводить оперативно-розыскную деятельность произвольно.
Фактическое основание указывает на предмет поисковой работы (это является результатом юридической оценки полученных данных), определяет в общих чертах ее цель и задачи применительно к конкретному случаю.
Неразличение поводов и оснований проведения ОРМ отдельными авторами может иметь следующие объяснения:
1. Оперативная практика нередко игнорирует обязанность что-либо аргументировать, а именно в аргументации, т.е. мотивировке решений о проведении ОРМ, особенно ограничивающих конституционные права граждан, проявляются основания их проведения.
Уполномоченных прокуроров же интересует только соблюдение буквы закона: они глубоко в аргументацию ОРД не погружаются, тем более в связи с отсутствием у них права обжалования вынесенных судебных решений об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. По этой причине ведомственный контроль в рассматриваемой области зачастую носит формальный характер. В связи с указанными обстоятельствами об основаниях ОРМ правоприменители задумываются не всегда.
2. Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от уголовно-процессуальной деятельности следователя или суда, проводится в условиях большего дефицита информации и потому - в условиях значительной неопределенности, неполноты, недостоверности сведений о преступлении и преступнике.
В одних случаях фактические данные, прямо позволяющие использовать определенные ОРМ, налицо (например, установлена устойчивая и регулярная связь объектов оперативной заинтересованности посредством Интернета). В других случаях проведение определенных ОРМ или их комплекса требует наличия данных, указывающих на косвенные признаки противоправной деятельности или на возможность события, обстоятельства, фактора, имеющих отношение к предмету ОРД по конкретному вопросу. В подобной ситуации приходится полагаться на соответствие типичному обстоятельству, отмеченному оперативной практикой (например, если чиновник «судорожно» заключает контракты перед переводом на другую должность, это, как правило, может свидетельствовать о получении им взятки). Иными словами, оперативные сотрудники вправе рассматривать в качестве оснований для проведения ОРМ определенные обстоятельства, которые выявлены опытным путем - оперативной и следственной практикой - и являются типичными обстоятельствами, предшествующими, сопутствующими преступлению или следующими за ним.
Представляется, что такие обстоятельства могут быть формализованы, например, в инструкциях, наставлениях, методических указаниях по осуществлению работы по конкретным делам оперативного учета, в зависимости от направлений деятельности каждого субъекта ОРД. Роль указанных обстоятельств чрезвычайно высока, именно поведение лица в определенных условиях может свидетельствовать об осуществлении им возможной противоправной деятельности, а тщательно подготовленные и спланированные ОРМ, характерные для таких ситуаций, позволят наиболее эффективно решать задачи, связанные с ее своевременным выявлением. Такая формализация будет способствовать достижению упорядочения ОРД и единообразия ведомственного контроля в данной области.
Следует понимать, что любой повод к проведению ОРМ должен быть оформлен в виде соответствующего документа, который отражает фактическое основание проведения данных мероприятий. Информация о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, требующая проверки и уточнения, может быть получена из самых разнообразных источников: начиная с сообщения лица, оказывающего конфиденциальное содействие, заканчивая сведениями, опубликованными в средствах массовой информации. Поэтому и форма такого документа может быть различна.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях ОРМ могут проводиться только при наличии фактических оснований для их проведения. Например, к таким случаям можно отнести различные ситуации, при которых ОРМ проводятся в условиях крайней необходимости, в частности когда промедление в их проведении может привести к совершению
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.
6. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
7. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
9. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, N 15, ст. 1269.
10. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2759.
11. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
12. Федеральный закон от 03.12.2008 N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.12.2008, N 49, ст. 5740.
13. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета, N 170, 29.07.1992.
14. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 23.04.1992, N 17, ст. 888.
15. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 13.02.1992, N 7, ст. 300.
16. Приказ МВД России N 38, Генерального прокурора РФ N 14, СК России N 5 от 16 января 2015 г. «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц».
17. Модельный закон о лицах, пропавших без вести (принят в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г. постановлением N 31-17 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).
18. Закон РФ от 13.03.1992 N 2506-1 «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 23.04.1992, N 17, ст. 892. Утратил силу.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 7-П // Собрание законодательства РФ, 11.07.2005, N 28, ст. 2904.
20. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. М., 2003; Они же. К вопросу о законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. 2004. N 11.
21. Исмаилов Ч.М. Анализ преступлений, замаскированных под безвестное исчезновение // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 9. С. 79.
22. Климов И.А., Синилов Г.К. Методология развития и совершенствования практики ОРД в условиях современного российского общества // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. М.: Академия управления МВД России, 2001. С. 31 - 43.
23. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Автор и сост. А.Ю. Шумилов. М., 2001. С. 177.
24. Легостаев В.П. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Ю.А. Агафонова и Ю.Ф. Кваши. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2007. С. 121.
25. Луковников Г.Д. Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. М.: РПА Минюста России, 2013. С. 141.
26. Одношевин И.А. Основания осуществления оперативно-розыскных мероприятий - гарантия конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 5. С. 152.
27. Савинский А.В. Актуальные проблемы юридической регламентации оперативно-розыскной деятельности: Монография. Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 2010. С. 104.
28. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под общ. ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского и Г.К. Синилова. М.: Инфра-М, 2010. С. 288.
29. Лапин Е.С., Михайлова Ю.Н. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие. Саратов: Научная книга, 2006. С. 35.
30. Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия и права личности: Монография. Барнаул: Изд-во Барнаул. юрид. ин-та МВД России, 2006. С. 7.
31. Шахматов А.В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Сборник СПб. университета МВД России. СПб., 2005. С. 19 - 21.