Фрагмент для ознакомления
2
Исследование наличия конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности получены следующие данные (рис.1) 33
Исследование типологий конфликтных ситуаций, которые часто встречаются в процессе обучения, получены следующие данные (рис.2) 34
Исследование к кому обычно учитель обращается за помощью при конфликтной ситуации, получены следующие данные (рис.3) 34
Исследование основных причин конфликтных ситуаций, получены следующие данные (рис.4) 35
Исследование используемых учителями стратегий поведения в конфликтных ситуациях, получены следующие данные (рис.5) 36
Заключение 38
Список литературы 41
Приложение 1 45
Приложение 2 52
Введение
Человек на протяжении всей жизни неоднократно сталкивается с конфликтными ситуациями разного рода, которые существуют всюду – в семье, в школе, на работе.
Особенное значение приобретают конфликты, которые происходят в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека.
Школа, как важнейший динамически развивающийся социальный институт, испытывает на себе влияние конфликтов, стороны которых вовлечены в образовательный процесс.
Актуальность работы. Субъектами школьного конфликта являются учащиеся, педагоги, родители, администрация учебных заведений. Всё это приводит к тому, что интересы сторон вступают в противоречия, этому есть объективные причины, даже педагог с опытом не может избежать конфликтных ситуаций.
Тема конфликтов между учителем и родителями актуальна. В настоящее время, уделяется не достаточно внимания для формирования профессиональных навыков педагогов, связанных с разрешением конфликтов в учебном процессе.
В данной работе мы попытались рассмотреть основные типы педагогических конфликтов, особенности конфликтных ситуаций и способы разрешения конфликтов, в частности в системе «Педагог-родитель» и обозначить тактику их разрешения.
Проблема школьного конфликта в России стала предметом пристального изучения в 90-е годы XX в., когда общество стало осознавать, что многие кризисные явления стали следствием разрушения системы образования. Изначально обозначенная проблема обсуждалась в среде «учителей- практиков», таких как: К.В.Багмет «Конфликт в педагогической деятельности», В.Ольшанский «Игры, в которые мы играем, или Почему возникают и как проходят школьные конфликты?», Е.Б. Моргунов «Конфликт: предотвращение и управление», которые в условиях развала школы пытались осмыслить происходившие процессы.
На наш взгляд, внедрение дополнительной дисциплины «конфликтология» для учителей-«предметников» будет продуктивным, если они будут четко осознавать причину, на этапе зарождения, конфликтной ситуации, в результате чего смогут выбрать стиль поведения при предотвращении конфликтной ситуации.
Объект исследования – межличностные отношения между субъектами в учебном процессе по технологии.
Предмет исследования - алгоритм предупреждения конфликтных ситуаций между родителями и учителями в процессе обучения.
Цель исследования – изучить способы решения конфликтных ситуаций типа учитель-родитель, с учетом особенностей, связанных со спецификой учебного процесса.
Гипотеза: если при общении с родителями, учитель будет применять знания конфликтологии, с учетом особенностей, связанных со спецификой учебного процесса, то конфликтных ситуаций станет, значительно меньше они не будут развиваться в конфликт.
В соответствие с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «педагогического конфликта» и рассмотреть причины возникновения конфликтов между учителем и родителем.
2. Рассмотреть особенности конфликтных ситуаций, связанных со спецификой учебного процесса.
3. Изучить способы решения конфликтных ситуаций
4. Проанализировать способы решения педагогических конфликтов в системе «Педагог-родитель».
Методы и методики исследования: классификация, обобщение, сравнительный анализ, эксперимент.
Характеристика степени изученности темы: по теме работы разработано много методик и написано книг и пособий, однако, нет общего подхода к изучаемой проблеме.
Научная значимость исследования: полученные в ходе работы результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке темы исследования.
Практическая значимость исследования: данную разработку можно будет использовать в процессе обучения педагогического состава основам конфликтологии.
В научных источниках литературы сообщается много понятий слова «конфликт», и все они говорят о том, что конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон [2].
Начало социального конфликта в учебной среде начинается с реальных актов поведения сторон. Другими словами, если действует только один участник, или если участники осуществляют только мыслительные операции, то такое нельзя назвать конфликтом. Окончание конфликта заканчивается тогда, когда прекращены действия сторон, независимо от исходов конфликта (примирение).
Внутрисистемные границы конфликта дают определение о его участниках.
Анализ участников может быть осуществлен с точки зрения разных наук:
- С точки зрения психологии – конфликт рассматривается как межличностный.
- С точки зрения социологии – социальный конфликт характеризуется как конфликт социального общества – слои, классы, организации и др.
- С точки зрения политологии – как политический или геополитический, на государственном или межгосударственном уровне.
Под предметом социального конфликта понимают объективную проблему, которая служит причиной ссоры между двумя сторонами.
Предмет конфликта является основным противоречием, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в конфликт.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.Теоретические аспекты понятия конфликта и его видов в педагогической деятельности
1.1. Понятие о конфликтах, его причинах и конфликтных взаимоотношениях
Конфликты представляют собой повседневные явления, охватывают все виды и уровни отношений человека с действительностью: от внутриличностного и межличностного до межгосударственного, как и другие явления социальной жизни, появившись с первыми человеческими общинами, длительное время не являлись объектом изучения, в силу того, что не существовало и самой науки.
Во второй половине ХХ века возникла современная наука – конфликтология, в развитие которой, внесли большой вклад: философия, социология, политология, социальная психология, культурология и детская психология. Однако, некоторые «исследователи» считают, что способы преодоления конфликтных ситуаций появились еще в законах хеттского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.); приводят экскурс к царю Соломону, древним грекам (Ф.И.Шарков, В.И.Сперанский).
Конфликт является проявлением связей и отношений между людьми, личностью и социальной группой, а также между различными группами.
Конфликтом называются обострённые, противоречивые ситуации, в которых каждая из сторон занимает позицию, противоположную интересам оппонента. Этапы конфликта представляют собой отдельный интерес в сфере психологии.
Каким бы ни был конфликт, основной предпосылкой его возникновения является столкновение противоположных интересов, целей или мнений. Однако существуют объективные факторы, обуславливающие причины противоречий. Но они столь разнообразны, что их невозможно сгруппировать в соответствии с какой-либо классификацией.
Естественные причины возникновения конфликтов встречаются наиболее часто. Люди социальны, они живут в обществе. Им свойственно отстаивать свою точку зрения. Ведь так они защищают то, что им дорого – личные ценности. Но только одним удаётся держать ситуацию под контролем, а другим – нет. Вследствие чего начинает проявляться вспыльчивость, агрессия, и всё перерастает в острую, противоречивую ситуацию.
Понимание конфликта в отечественной психологии основано на понятии «противоречие». Таким образом, конфликт - это проявление противоречий, которые выражаются в противоборстве сторон (Р.Б. Гительмахер) [6], «столкновение тех или иных вопросов социальной жизни» (А.Г. Ковалев) [4]. М.Р. Битянова определяет конфликт как «столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями» [2].
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский и др. дают такое определение: «конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [9, 215]. Примем определение конфликта как ситуации, возникающей в процессе взаимоотношений людей и выражающей столкновение их взглядов, способов поведения, установок по отношению друг к другу.
Одну из первых попыток разделить понятие «конфликт» и «конфликтная ситуация» предпринял А.А. Ершов. Он указал, что межличностный конфликт предполагает «конфликтную ситуацию, включающую в себя определенные состояния микро- и макросреды, деятельности, коммуникации распределения ролей и статусов, взаимоотношения и взаимодействия личностей...» [9].
На сегодняшний день в психологической науке сложились несколько подходов о соотношении понятий, раскрывающих сущность конфликта:
1. Понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация» отождествляются и рассматриваются как равнозначные. Мы будем придерживаться данного подхода в работе.
2. В структуре конфликта выделяются конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие; при этом конфликтная ситуация определяется как совокупность факторов, которые создают психическую напряженность, а конфликтное взаимодействие как различные формы взаимодействия (борьба, открытое столкновение и т.д.) в ситуации конфликта.
3. Конфликтная ситуация рассматривается как объективная предпосылка для возникновения реального конфликта. Конфликтное поведение интерпретируется как способ взаимодействия сторон в ситуации конфликта. Как любое социально-психологическое явление, конфликт может быть рассмотрен и как процесс, протекающий во времени, т.е. можно говорить и о динамике конфликтов, в литературе описываются различные модели динамики конфликта [4].
Рассмотрим позицию Л.А. Петровской [8] по этому вопросу. Она выделяет 4 стадии в развитии конфликта:
- возникновение объективной ситуации;
- осознание объективной конфликтной ситуации;
- переход к конфликтному поведению;
- разрешение конфликта.
В ходе конфликта эти стадии могут приобретать разную значимость и могут быть различны по продолжительности.
Центральное место в данной схеме уделяется процессу осознания объективной конфликтной ситуации, так как «именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение». Выявляя психологические особенности конфликтов дошкольников, проведем анализ периодизации психического развития, так как специфика конфликта и конфликтного взаимодействия, по нашему мнению, в первую очередь связана с возрастными особенностями развития личности. Восприятие, понимание и поведение человека, на наш взгляд, в конфликтной ситуации являются типичными для каждого возрастного периода.
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. в своих исследованиях весь процесс психического развития человека делят на стабильные периоды и периоды кризисов. При этом указывают, что проявлением негативных черт обладают именно критические, кризисные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аллахвердова О.В. Центр разрешения конфликтов: рекомендации по организации. — СПб.: Центр разрешения конфликтов, 2009. — 40 с.
2. Ананьев Б. Г.«Об исследовании общения» впервые опубликована в сб.: Личность и малая группа. Л., 1977.
3. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань: Фирма СКАМ, 2002. — 138 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 288 с.
5. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А. Я.Анцупов, С. В. Баклановский. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 288 с.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2- е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002. - c. 614.
7. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития
8. Бихевиоризм Дж. Б. Уотсон
9. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 2003. — 272 с.
10. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. — Новосибирск: Наука, 2009. — 189 с.
11. Воробьева И. В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: учебное пособие / И. В. Воробьева, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 271 с.
12. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. № 3. - с. 145.
13. Газета Новый день. Эл. Источник: https://newdaynews.ru/ekb/585031.html
14. Газета Новый день. Эл. Источник: https://newdaynews.ru/ekb/interview/601141.html
15. Гончаров М.А., Основы менеджмента в образовании, 2008
16. Гришина В.Н. Психология конфликта. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - с. 478.
17. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. — М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. — 320 с.
18. Гуманистическая психология К. Роджерс
19. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Конфликтология: Хрестоматия / Сост.: Н.И. Леонов. — М: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО"МОДЭК", 2002. —69 с.
20. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 368 с.
21. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. - М.: Российское педагогическое агенство, 1995. - с. 231.
22. И.Ялом, К.Мустакас Экзистенциональная психология.
23. К. Томас и Р. Килменн Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997.
24. Когнитивная психология Л. Фестингер
25. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально- педагогическом процессе // Социально-гуманитарное издание. 2000. №2. - с. 158.
26. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально- педагогическом процессе // Социально-гуманитарное издание. 2000. № 2. - с. 158.
27. Корнелиус X., Фэйр Ш. Знакомство с понятием конфликт // Хрестоматия по социальной психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 2004. — 76 с.
28. Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности. Автореф. ДИС.Д.ПСИХОЛ.Н. JL, 2003. — 156 с.
29. Кружкова О. В. Социально-психологическое взаимодействие: учебное пособие / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед. ун-та, 2003. 169 с.
30. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте. — М.: БГТУ, 2000. — 71 с.
31. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. – Издательство «Российское педагогическое агентство, 1998-810с
32. Макаренко А.С. Жизнь и педагогическая деятельность, — М.: Международная педагогическая академия, 2009. — 115 с.
33. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 2: Психология образования. — 88 с.
34. Основы конфликтологии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. — М.: ЮРИСТЪ, 2007. — 194 с.
35. Отечественная психология К.Левин
36. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой- Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
37. Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. - М.: Наука, 1991. - с. 205.
38. Психоанализ Фрейд, К.Юнг., К.Хорни
39. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991.
40. Скотт Дж.Г. Конфликты. Пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 2001. — 191 с.
41. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М. Прохоров. Изд. 4. С.625
42. Соколова Е.А. влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников: Дис. Канд.психол.наук.-М.,1992.-179с.
43. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - с. 418.
44. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. — М.: "Тандем" ЭК- МОС, 2008. — 103 с.
45. Фишер Р., Путь к согласию или переговоры без поражения; М.: Наука, 1990 - с. 196.
46. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта / Б. И. Хасан. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 250 с.
47. Шейнов В. Конфликты в нашей жизни // Прикладная конфликтология / Сост. К.В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 2009. — 52 с.