Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы исследования: кризисы создают особые условия для функционирования организаций. Оказывая воздействие не только на внешнее окружение, но и внутреннюю среду компании, они изменяют текущие бизнес-процессы и, зачастую, трансформируют систему управления персоналом, снижают эффективность работы сотрудников и устойчивость организации.
Соответственно, в первую очередь организация должна нивелировать возможные негативные изменения в поведении сотрудников и сформировать соответствующую антикризисную стратегию.
В данных условиях антикризисное управление персоналом становится оплотом развития компании и предполагает наличие необходимого знания и методологии применения различных инструментов. Именно поэтому изучение стратегических основ антикризисной работы с персоналом в современной организации является актуальным.
Целью исследования является анализ антикризисного управления персоналом на примере компании ЗАО МЦ «Дента».
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность антикризисного управления в организации;
- определить понятие и сущность антикризисной стратегии;
- представить общую характеристику деятельности организации;
- охарактеризовать организационную структуру, обеспеченность организации кадрами;
- осуществить анализ текущей антикризисной программы управления персоналом в ЗАО МЦ «Дента»;
- разработать предложения по антикризисной стратегии в компании;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является персонал компании ЗАО МЦ «Дента».
Предметом исследования является антикризисная стратегия организации.
Степень изученности данной темы достаточно высокая, что отражается в большом количестве научных трудов, посвященных ее изучению.
Теоретическую основу исследования составляют научные труда таких авторов, как Аганбегян А.Г., Алексунин А.К., Барышева А.В., Е.Н. Ведута, Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г., Якушева А.Н., Чехова А.Ю. и других.
Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, нормативно-правовых источников, аналитических отраслевых отчетов, наблюдение, экспертные оценки, статистические и математические методы обработки информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность антикризисного управления в организации
Кризис – это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но одновременно несущее в себе новые возможности для развития.
Также можно сформулировать следующие определения кризиса:
- кризис – это дисфункция системы, изменяющая ее поведение, развитие,
- кризис – это изменение параметров системы, вызванное внешним воздействием или внутренними проблемами,
- кризис – это нестандартная ситуация, в которой субъект управления сталкивается с проблемами в упорядочении и координации действий объекта управления,
- кризис – это точка бифуркации, в которой организации может выбрать несколько альтернатив развития ситуации.
Каждое из вышеперечисленных определений в той или иной степени отражает сущность кризиса и в целом дополняют друг друга.
Можно выделить функции кризиса:
- выявляет проблемы, существующие в организации,
- обозначает проблемное поле в компании,
- выявляет потенциал развития,
- заставляет персонал сплотиться,
- создает условия для развития инновационной деятельности,
- создает предпосылки для маркетинговой деятельности и маркетингового управления,
- тестирует организацию или систему на адаптивность и выживаемость,
- выявляет способности персонала или субъектов управления .
Организационные кризисы отличаются следующими особенностями:
- масштабностью,
- усеченным перечнем проблем,
- ограниченным периодом времени на решение кризисной ситуации,
- ограниченностью ресурсов для решения проблем,
- возможностью детального анализа всех организационных процессов .
Также кризис – это возможность оценить ресурсный потенциал и наличие технологий и методов для эффективного антикризисного управления.
Современные российские компании, пережившие несколько кризисов, наверняка могут гордиться отлаженной системой антикризисного управления и имеют сформированный комплекс показателей и индикаторов для идентификации кризиса и методов их устранения и профилактики негативных последствий.
Таким образом, современные организации, оказавшиеся в условиях кризиса, не всегда имеют необходимые ресурсы (информационные, финансовые, организационные, временные, кадровые) для их решения и нуждаются в эффективном инструментарии и методологии разработки и реализации антикризисной стратегии.
1.2 Понятие и сущность антикризисной стратегии
В терминологии менеджмента, стратегия – это генеральное направление действий компании, следование которому в перспективе должно привести к запланированным целям.
Цели стратегии – формирование комплекса и взаимосвязи целевых показателей будущего положения компании на рынке .
Итак, современная система современного антикризисного управления призвана:
- предупреждать кризисы в организации,
- формировать комплекс индикаторов, определяющих и идентифицирующих кризис и его вид,
- находить варианты решения кризисной ситуации,
- оценивать ресурсный потенциал компании для решения кризисной ситуации,
- разрабатывать и реализовывать антикризисную программу,
- осуществлять оценку эффективности реализации антикризисной программы.
Антикризисное управление действует максимально эффективно, если компания имеет рыночные амбиции и готова к решению новых проблем и инвестированию в их решение с помощью маркетинговых инструментов.
В рамках антикризисного управления стратегию следует рассматривать как инструмент разрешения противоречия по развитию предприятия в условиях проявления кризиса или его угрозы, под влиянием факторов, вызывающих кризис, на базе ограниченных ресурсов.
Задачей службы по персоналу является обеспечение условий реализации антикризисной программы путем организации взаимодействия сотрудников всех уровней: руководителей, специалистов и линейного персонала. Основными кадровыми проблемами, которые придется решать в этих условиях, являются неудовлетворенность оплатой труда и условиями работы, социально-психологическая напряженность, вызванная угрозой сокращения.
Система антикризисного управления персоналом должна учитывать происходящие процессы, как внутри предприятия, так и во внешней среде. В условиях кризиса особое значение приобретают:
- вопросы оценки, расстановки и распределения персонала;
- оптимизации его использования;
- развитие и повышение квалификации кадрового резерва;
- мотивация и стимулирование работников;
- создание условий для их эффективной деятельности.
Важным фактором вывода предприятия из кризиса является системный подход к управлению персоналом, который обнаруживает себя в распределении функций и полномочий, в выборе принципов антикризисного управления, в разработке новой кадровой политики, в разработке и реализации управленческих решений. Наличие системы антикризисного управления персоналом говорить о солидном стиле управления предприятием, которое находится в состоянии кризиса, когда необходимо принимать и выполнять рискованные управленческие решения.
Руководитель компании должен учитывать причины, которые удерживают сотрудника от увольнения в кризис: - интересная и разноплановая работа, дающая возможность развивать профессиональный уровень;
- работа в команде с профессионалами;
- достойная оплата труда;
- признание заслуг и уважение руководства;
- возможность выполнять значимую работу и влиять на результат;
- хорошие отношения с руководителем.
Достойная оплата труда — важная, но чаще не главная причина лояльности сотрудника к компании. Многие признаются, что их посещала мысль сменить работу, но останавливает комфортный микроклимат в коллективе и хорошие отношение с руководителем.
Именно поэтому для руководителя важно наладить с сотрудниками партнерские или даже дружеские отношения. Они ценят, когда руководитель открыт для идей и предложений, проявляет интерес к их жизни, оказывает поддержку, проявляет гибкость, если необходимо сменить график работы или взять дни удаленной работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. (С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). – М.: Эксмо, 2019.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. (С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от № 51-ФЗ, вступившими в силу с 01.06.2015). – М.: Проспект, КноРус, 2019.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 21 декабря 2001 года. № 197-ФЗ (В редакции от 05.10.2015 № 285-ФЗ). – М.: Эксмо, 2019.
Учебная литература, статьи:
4. Аллин О. Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала: учебное пособие. – М.: Генезис, 2017. - 248 c.
5. Галенко В.П. и др. Управление персоналом и эффективность предприятий. – СПб.: СПбУЭФ, 2017.-366 с.
6. Голова В.С. Мотивационный аспект управления в условиях кризиса // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2017. – № 3-4. – [Электронный ресурс]: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnyy-aspekt-upravleniya-v-usloviyah-krizisa (дата обращения: 18.09.2019).
7. Горелов Н. А. Вознаграждение работников. Компенсационный менеджмент: учеб. пособие / Н. А. Горелов. — СПб.: ЛИК, 2018.
8. Гришко Л.А., Серая Н.Н. Процессный подход в современной практике управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №7 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessnyy-podhod-v-sovremennoy-praktike-upravleniya (дата обращения: 17.12.2019).
9. Дикунова А. Е. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы мотивации персонала организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65032.htm. (дата обращения: 18.03.2020).
10. Исаев А.В. Роль мотивационных механизмов в повышении эффективности функционирования персонала // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – [Электронный ресурс]: 2015. – № 3-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-motivatsionnyh-mehanizmov-v-povyshenii-effektivnosti-funktsionirovaniya-personala (дата обращения: 18.09.2019).
11. Казарьян М. М., Вазим А. А. Основы системы антикризисного управления персоналом предприятия [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2018.
12. Королёва Д.Ю., Питилимов А.В., Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновации в сфере управления персоналом // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sfere-upravleniya-personalom (дата обращения: 14.06.2019)
13. Краев В.М., Тихонов А.И. Управленческий консалтинг в авиационно-космическом комплексе. Учебно-методическое пособие / Москва, 2017. –104 с.
14. Краев В.М., Тихонов А.И. Управленческое консультирование на предприятиях аэрокосмической промышленности. Учебно-методическое пособие / Логос. Ставрополь. -2017. –82 с.
15. Кушнарева И.В., Бугаева М.В. Повышение эффективности управления персоналом с применением современных методов // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-1. – С. 100-107;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=299 (дата обращения: 17.06.2019).
16. Миляева Л.Г. Методические аспекты управления стимулирующей функцией заработной платы персонала организаций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. – № 3. – С. 33-41
17. Новая система оплаты труда медработников себя не оправдывает / Сайт практического рентгенолога // Электронный ресурс. Режим доступа: http://zhuravlev.info/ (дата обращения: 18.03.2020).
18. Новая система оплаты труда не оправдала ожиданий орловских учителей/ Л. Лущенко // Орловский городской портал. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.vorle.ru/events/e15008132/ (дата обращения: 18.03.2020).
19. Стратегия антикризисного управления: 6 ключевых правил для руководителя // Электронный журнал «Коммерческий директор» http://www.kom-dir.ru/article/368-red-strategiya-antikrizisnogo-upravleniya (Дата обращения: 12.03.2020)
20. Тайгибова Т. Т. Разработка стратегии как инструмента антикризисного управления предприятием // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 30