Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Во время учебы обучащиеся должны освоить большой объем учебного материала, в том числе и в ходе внеучебной деятельности. В значительной степени этому способствует самостоятельная работа учащихся. Когда в данном случае источником знаний являются учебники, различные учебные пособия, методы и методические разработки, инструкции, руководства, а также статьи, рефераты, монографии, диссертации, доклады и др.
Все это многообразие учебной и научной литературы можно объединить под общим понятием книги. Обучащиеся активно работают с книгами различного назначения, содержания, раскрывающие сущность и методологию изучения учебного материала по различным дисциплинам.
В связи с этим самостоятельная работа с книгой становится особенно важной для формирования профессиональных качеств учащихся, а также общей культуры.
Кроме того, по мере увеличения доли самостоятельной деятельности учащихся в учебном процессе (за счет внедрения активных и интерактивных методов обучения) увеличивается и доля их самостоятельной деятельности, повышается потребность учащихся в приобретении навыков и умении работать с книгой. Это важно и потому, что работа с книгой имеет место, как при уяснении, так и при закреплении знаний и недостаточные навыки самостоятельной работы с текстом все активнее и заметнее будут влиять на снижение эффективности учебного процесса.
В свою очередь, самостоятельную работу учащихся с книгой следует понимать как:
- выполнение заданий преподавателей по самостоятельному изучению учебного материала и получению дополнительной информации по изучаемым предметам учебных дисциплин;
- самостоятельное изучение учебных вопросов с использованием учебных и научных источников из рекомендованного перечня при подготовке выступлений и докладов на семинарах, конференциях и др.;
- информационный поиск при отборе дополнительной литературы по изучению учебных вопросов, а также творческая работа в научных кружках;
- составление заметок при чтении, конспектирование.
Объект исследования: самостоятельная работа обучающихся.
Предмет исследования: особенности самостоятельной работы с книгой.
Цель курсовой работы: определить специфические особенности самостоятельной работы обучающихся с книгой.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и содержание самостоятельной работы.
2.Изучить особенности организации самостоятельной работы.
3. Охарактеризовать классификацию видов самостоятельной работы.
4.Исследовать развитие самостоятельности учащихся при работе с книгой.
Определение темы исследования обусловлено ее актуальностью, поскольку проблема, которая нами рассматривается в психолого-педагогической литературе, требует еще своего развития.
ГЛАВА 1. Самостоятельная работа учащихся как традиционный метод обучения
1.1 Сущность самостоятельной работы
Как показал анализ научной литературы, изучение различных аспектов самостоятельной работы учащихся является одной из важных проблем педагогической теории и практики, а ее исследованием занимается широкий круг исследователей. Важность самостоятельной работы в образовательном процессе отражена в классическом педагогическом наследии (Ф.-А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Руссо, К. Д. Ушинский). История высшего образования известна по именам выдающихся ученых, которые отводили особую роль самостоятельной работе студентов (М. Пирогов, Д. Менделеев, М. Лобачевский). Ученые и практические педагоги всегда уделяли большое внимание изучению различных аспектов, связанных с самостоятельной работой.
Решение актуальной проблемы организации самостоятельной образовательной деятельности непосредственно связано с решением стратегических задач отечественного образования в контексте требований Болонского процесса (А. Алексюк, Б. Бокут, Я.Шмидт, И. Зязюн, Л. Кондрашова, В. Кремень, Н. Кузьмина,О. Молибог, Н. Ничкало и др.).
Проблема организации самостоятельной деятельности нова и актуальна не только для России. В зарубежной педагогической литературе для определения понятия «самостоятельная работа» используется ряд понятий, которые акцентируют различные аспекты этой работы. Немецкие учителя используют термин «самостоятельная работа», как правило, в том смысле, который наиболее распространен в русской педагогике. Иногда используется понятие «косвенное обучение», то есть работа, которая осуществляется под косвенным руководством преподавателя. В учебной литературе Австрии и Швейцарии используется термин «спокойная работа», который подчеркивает, что работа делается в частном порядке. Во французской и английской педагогической литературе можно встретить термин «индивидуальная работа». В Соединенных Штатах термин «независимое обучение» используется для обозначения такой познавательной деятельности, в которой учащиеся получают учебные планы и программы и получают относительно большую свободу выбора средств и методов обучения.
В современной отечественной дидактике самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид воспитательной работы, которая осуществляется без непосредственного вмешательства преподавателя, но под его руководством, а с другой - как средство привлечения учащихся к самостоятельному овладению методами самостоятельной познавательной деятельности и развитию интеллектуального потенциала каждой личности, но это может быть достигнуто только тогда, когда она организована и реализуется в образовательном процессе как целостная система, пронизывающая все этапы обучения. Самостоятельная работа учащихся является обязательным компонентом их учебной деятельности [11].
Трактовка сущности самостоятельной работы и ее цели зависит от общей концепции образовательного процесса. Самостоятельную работу можно рассматривать как средство закрепления и усвоения знаний, развития умений и навыков, если видеть суть обучения в передаче знаний с помощью систем и методов деятельности. Однако, поскольку обучение рассматривается как формирование познавательной активности, самостоятельная работа является способом развития творческих способностей и профессионального мышления.
В настоящее время обучение рассматривается как процесс управления формированием личности специалиста, и поэтому самостоятельная работа - это не что иное, как способ формирования самостоятельности и активности личности, ее репродуктивных и творческих способностей, умения ориентироваться в теоретических и практических ситуациях, ставить и самостоятельно решать теоретические и практические задачи.
Исследовано, что подавляющее большинство ученых рассматривают самостоятельную работу как особый вид учебной или познавательной деятельности учащихся. Известный исследователь проблемы В. Буряк признает ее высшей формой учебной деятельности, П. Гальперин утверждает, что самостоятельная работа является движущей силой образовательного процесса.
Также предлагаются следующие определения: [7]
- целенаправленный, внутренне мотивированный, структурированный взгляд на деятельность учащихся, при котором в условиях систематического сокращения непосредственной помощи преподавателю ставятся учебные задачи, способствующие сознательному и длительному усвоению знаний, умений и навыков, а также формированию познавательной самостоятельности учащихся;
- плановая работа учащихся осуществляется по заданию методического руководства преподавателя, но без его непосредственного участия;
- средство организации и выполнения учащимися определенной познавательной деятельности.
В других формулировках самостоятельная работа относится к средствам организации знаний, к средствам приобретения знаний, приобретения практических навыков.
Таким образом, мы определяем самостоятельную работу как определенный способ организованной деятельности учащихся, который направлен на самостоятельное усвоение ими знаний, формирование учебных умений под руководством преподавателя, но без его непосредственного участия. Все формы учебного процесса должны научить учащихся интенсивной и плодотворной самостоятельной работе.
1.2 Особенности организации самостоятельной работы
Организация самостоятельной работы учащихся становится одним из приоритетных направлений работы преподавателя в образовательном учреждении любого уровня. Можно организовать самостоятельную работу учащихся по-разному и с разными целями. На наш взгляд, необходимо организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы она, наряду с накоплением знаний, умений и навыков, давала возможность развивать творческие способности учащихся.
Учащиеся должны не только активно участвовать в процессе восприятия и усвоения знаний, но и иметь собственную позицию по отношению к ним, уметь применять полученные знания на практике, творчески переосмысливать, соотносить результаты своей деятельности с перспективами своей будущей профессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев О.А. Техника развития памяти / О.А. Андреев. – М.: АСТ, 2017. – 313 с.
2. Андреев О.А. Школа быстрого чтения / О.А.Андреев, Л.Н.Хромов. – М.: Издательство: Школа О.Андреева, 2015. – 145 с.
3. Ариян М. И. Повышение самостоятельности учебного труда школьников / М. И. Ариян. – М.: Гардарики, 2016. – 163 с.
4. Гаврилычева Г.Д. Воспитание самостоятельности / Г.Д. Гаврилычева. – М.: АРТС М, 2018. – 38 с.
5. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения / Е.Я. Голант. – Казань, 2018. – 74 с.
6. Голант Е.Я. Значение самостоятельной работы школьников / Е.Я. Голант. – М.: Высь, 2013. – 137 с.
7. Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся / М.А. Данилов // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельность школьников. – Казань, 2012. – 190 с.
8. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 315 с.
9. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы / А.В. Конышева. – Минск, 2013. – 144 с.
10. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся / Р.М. Микельсон. – М.: Учпедгиз, 2016. – 176 с.
11. Моро М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках / М.И. Моро. – М.: Мир, 2014. – 150 с.
12. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А.Нильсон. – М.: Просвещение, 2017. – 193 с.
13. Нейман Б. Методика работы с книгой / Б.Нейман. – М.: Госиздат, 2011. –160 с.
14. Поварнин С.И. Как читать книги. – 2-е изд. / С.И. Поварнин. – М.: Книга, 2014. – 76 с.
15. Савченко О. Методические установки по работе с учебником / О. Савченко // Начальная школа. – 2019.- № 9. – С. 6-11.
16. Тихомирова И. И. Школа развивающего чтения: Метод, пособие для библиотекарей / И. И. Тихомирова. – Н.Новгород: Изд-во ОДБ, 2016. – 55 с.
17. Тихомирова И. И. Сущность, модели и искусство чтения. Размышляя о прочитанном / И. И Тихомирова // Библиотечное дело. – 2018. – № 5. – С. 27-30.