Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее комплексному действию на человека. Именно поэтому актуализируется тезис о важности музыкального воспитания детей, его значение в раскрытии общих психических свойств (восприятие, мышление, память, воображение, воля), воспитании эмоциональной отзывчивости, формировании морально-эстетических потребностей ребенка.
Вокальная культура способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Формирует слух, речь и мышление, эмоционально-нравственную сферу дошкольника, развивает творчество и креативность. В процессе пения дети осваивают музыкальный язык, познают жанровую основу песни. У них развиваются музыкальные способности, эмоциональный отклик на песню, воспитывается интерес к музыке.
Пение остается самым доступным, распространенным и популярным видом музыкальной деятельности среди детей любого возраста, но дошкольный возраст имеет особое значение. Это наиболее благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональное ощущение музыки, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, ощущение ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
В нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства. Педагоги-музыканты накопили большой опыт в формировании личности ребенка в процессе обучения пению. Значительный вклад внесли такие педагоги, как В. Н.Шацкая, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, Е. А. Аймазов, А. Д. Войнова,Б. Л. Яровский, Д. Т. Зинич, Н. Д. Орлова, Т. В. Волчанская, С. И. Бекина. В их работах рассмотрены теоретические основы овладения певческими навыками, предложены методы практической работы с детьми разного возраста, показано влияние певческой и исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.
На тему развития вокальных данных у малышей написано немало научных исследований и рекомендаций, которые помогут тренировать речь и мышление малыша, а также затрагивают эмоционально-нравственную сферу дошкольника и пробуждают его творческую любознательность. Для того, чтобы научить дошкольника управлять голосом, потребуется немало усилий, но результат вознаградит все приложенные старания.
Объектом исследования является методика обучения вокалу в дошкольном возрасте.
Предметом исследования процесс развития методики обучения вокалу в дошкольном возрасте.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы выявить наиболее эффективные методы и приёмы обучения вокала в дошкольном возрасте.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить теорию вопроса, доказать важность и актуальность данного вопроса;
- рассмотреть особенности развития музыкальных способностей дошкольников;
- раскрыть особенности детского певческого голоса;
- изучить задачи формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста;
- раскрыть методику обучения вокалу в дошкольном возрасте.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы. Объем работы: 25 страниц печатного текста. Список использованной литературы содержит 24 источника.
ГЛАВА 1. Особенности развития музыкальных способностей
Музыка является одним из мощнейших средств воспитания, который придает эстетическую окраску духовной жизни человека. «Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее» – писал В. Сухомлинский [17, с.78].
Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, нравственной культуры. Эти слова выдающегося преподавателя, гуманиста конкретизируют его мнение о музыкальном воспитании как первооснове в воспитании человека.
В самом широком смысле слова эстетическое воспитание – это процесс передачи опыта и навыков, приобретенных обществом. Формы передачи опыта могут быть самыми разнообразными. Они усложняются с развитием личности, а в историческом процессе с усложнением структуры знаний и общественных отношений, которые не должны прекратиться, потому что движение истории невозможно без активной передачи последующим поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания.
Эстетическое воспитание в философском смысле предполагает качественные изменения уровня эстетической культуры объекта воспитания, которым может быть как отдельная личность, социальная группа, так и общество в целом. Практически это непрерывный процесс, который длится на протяжении всей жизни человека.
В процессе эстетического воспитания формируется и развивается способность человека к восприятию и сопереживанию, его эстетические вкусы и идеалы, способность к творчеству, к созданию ценного в искусстве и вне его (быту, поступках и поведении).
Таким образом, эстетическому воспитанию присущи две основные функции: формирование эстетически-ценностной ориентации личности и развитие творческих потенциалов, определяющих место эстетического воспитания в общественной жизни и связь с другими видами воспитательной деятельности.
Музыка может поднять настроение, может ухудшить его, может поддержать, может вдохновить, помочь, расслабить.
В сфере музыкальных способностей выделяются внешний и внутренний слух. Внешний слух выполняет две функции, первая из которых – четкое восприятие музыки, которая выполняется другим лицом. Слуховыми объектами в этом случае являются звуковысотность, динамика, метроритмика и тембровый колорит. Вторая функция связана с восприятием собственной игры, самоконтролем.
Формирование основных музыкальных способностей происходит в ранний период детства. Они могут проявиться раньше от любых других.
Систематические музыкальные занятия обеспечивают значительный уровень музыкального развития дошкольников. Музыкально одаренные дети быстро опережают менее одаренных в развитии тех или иных музыкальных способностей. Однако в успешном овладении музыкой настойчивость играет не меньшую роль, чем способности.
Способности человека-это внутренние условия его развития, которые, как и другие внутренние условия, формируются под влиянием внешних - в процессе взаимодействия человека и внешней среды [9, с.129].
При рассмотрении вопроса о формировании способностей важно учитывать, что связь между задатками и способностями неоднозначна. На базе различных по структуре задатков могут формироваться схожие способности, и наоборот, на базе сходных задатков- разные способности.
Анализ литературы свидетельствует о существовании двух основных взглядов на природу музыкальности: музыкальность как врожденная способность, не подлежащая формированию, и музыкальность как свойство, формируемое на основе врожденных задатков.
К основным музыкальным способностям можно отнести: ладовое чутье - способность прослушивать «внутренние» ранее воспринятую музыку, что составляет воображение для музыкального воображения, формирования музыкального воображения и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмичные сочетания.
К общим музыкальным способностям относят: музыкальная память (усвоение знаний, умений и навыков) – способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, что существенно влияют на формирование музыкальных способностей, а также на психическую деятельность слушателя, исполнителя; органично включаясь в профессиональную деятельность, она обуславливает средство музыкального мышления; психомоторные способности проявляются в возможности музыканта при исполнении передать свое понимание содержания музыкального произведения [2, с.56].
Все виды искусства служат воплощению главной цели – формированию современного гармоничного человека. Сам процесс восприятия искусства является сложным познавательным актом во время которого, произведение искусства выступает не только средством познания окружающей или исторической действительности, но и объектом познания, самостоятельной художественной ценностью. Наиболее полное восприятие прекрасного в искусстве доступно лишь всесторонне и гармонично развитой личности, которая имеет интересы, вкусы и духовные потребности.
Кроме формирования умения правильно понимать и оценивать произведения искусства, умение наслаждаться ими, важной задачей эстетической культуры является развитие практических художественных умений и навыков в области искусства. Способность целостного восприятия музыки предполагает тождественную эмоциональную реакцию на общее настроение пьесы или песни. Неоднократное прослушивание произведения позволяет рассматривать его дифференцированно, выделяя все больше характерных черт. Нельзя воспринимать музыку, не дифференцировав тех элементов звучания, которые являются носителями музыкальной выразительности, равно как нельзя их услышать, не чувствуя этой выразительности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», – утверждает известный педагог В. Сухомлинский [13, с.90].
Критерии музыкальных способностей, по крайней мере, в сравнении с другими видами способностей, представляются как музыкантам, так и людям, которые с музыкой не связаны. В сфере оценки музыкальных способностей с незапамятных времен существуют три компоненты: слух, чувство ритма и музыкальная память. Справедливость этих критериев до последнего времени ни у кого не вызывали сомнений. Но, например, еще в античном мире царила мысль о том, что «музыка воспринимается не столько слухом, сколько умом», и эти взгляды поддерживались многими мыслителями от Пифагора до Плутарха.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонюк В. Г. Постановка голоса: Учеб. пособие / В. Г. Антонюк. – М.: Идея, 2010. – 158 с.
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 128 с.
3. Алиев Ю. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада до начальной школы) / Ю. Алиев. – Воронеж, 2010. – 189 с.
4. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка / Н. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2016. – 204 с.
5. Детский голос / Под ред. В. Шацкой. – М.: Высь, 2014. – 273 с.
6. Дилецкий М. Грамматика музыкальная / М. Дилецкий. – М.: Муз. Россия, 2010. – 111 с.
7. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2018. – 674 с.
8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. - 5-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2017. – 192 с.
9. Зимина А. Основы музыкального воспитания и развитие детей дошкольного возраста / А. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 320 с.
10. Ковнер Ю.А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса / Ю.А.Ковнер // Вопросы вокальной педагогики. – 2016. - Вып. 5. – С. 39-60.
11. Костюк А.Г. Восприятие музыки и художественная культура слушателя / О. Г. Костюк. – К.: Научная мысль, 2014. – 122 с.
12. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина. – Л.: Музыка, 2009. – 88 с.
13. Михайличенко О. В. Основы общей и музыкальной педагогики: теория и история: учеб. пособие. для студентов муз. спец. / О. В. Михайличенко. – М.: Наука, 2014. – 210 с.
14. Музыкальное развитие детей от 2 до 7 лет в условиях дошкольного учреждения: Программа, методические рекомендации / Сост. Т. И. Науменко. – М.: Высь, 2011. – 203 с.
15. О детском голосе / Под ред. Н. Орловой. – М.: Высь, 2013. – 182 с.
16. Плужников К. И. Механика пения / К. И. Плужников. – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.
17. Рудницкая О. П. Педагогика: общая и художественная / О. П. Рудницкая. – М.: ИППО, 2012. – 270 с.
18. Ростовский О. Я. Теория и методика музыкального образования: учеб.-метод. пособ. / О.Я.Ростовский. – Т.: Учеб. кн., 2011. – 200 с.
19. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. – М.: Прометей, 2007. – 270 с.
20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 2012. – 222 с.
21. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для муз.училищ / П.В. Халабузарь. – М.: Музыка, 2010. – 173 с.
22. Шевчук А. С. Современные подходы к организации музыкальной деятельности детей / А. С.Шевчук // Дошкольное воспитание. – 2019. - № 2. – С. 6-7.
23. Школьник Л.Д. Ребенок в музыке и музыка в ребенке / Л.Д. Школьник // Дошкольное воспитание. – 2016. - №3. – С. 39.
24. Юцевич Ю. Теория и методика формирования и развития певческого голоса / Ю. Юцевич. – М.: Музыка, 2014. – 97 с.